РБК Компании
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании: скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании:
скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
Главная IBS 10 сентября 2024

Подводные камни в управлении корпоративными ИТ

Почему раздутый штат ИТ не только не убережет бизнес от потерь, но и может сыграть с ним злую шутку? Сколько ИТ-сотрудников нужно компании
Подводные камни в управлении корпоративными ИТ
Андрей Кельманзон
Андрей Кельманзон
Управляющий партнер сегмент «Аутсорсинг и сервисы» IBS

Более 30 лет работает в ИТ-сфере. В разные годы возглавлял направления ИТ в компаниях «Роснано», «РуссНефть» и других. С 2021 года руководит сегментом «Аутсорсинг и сервисы» в IBS.

Подробнее про эксперта

В стремлении к большей независимости от внешнего рынка многие компании в последние годы активно расширяли состав внутренних ИТ-подразделений, чтобы самостоятельно создавать, развивать и поддерживать корпоративные системы. В чем опасность такого подхода? Какими задачами должна заниматься ИТ-служба, чтобы соответствовать требованиям бизнеса в текущей геополитической ситуации? 

Рассказывает Андрей Кельманзон, управляющий партнер сегмента «Аутсорсинг и сервисы» в компании IBS.

Дорого и не всегда эффективно

Из-за большого спроса на ИТ-кадры стоимость таких специалистов на российском рынке значительно выросла, а вместе с ней увеличились и затраты на содержание внутренних ИТ-структур. Сейчас один сотрудник может обходиться бизнесу в 8-10 млн в год, а их общее число в крупных компаниях может превышать 1000 человек. При этом не каждая организация умеет грамотно использовать потенциал своих технических специалистов.

В любой ИТ-команде есть старшие грейды, которые выступают в роли носителей знаний и компетенций, и рядовые инженеры, берущие на себя рутинные задачи. Чем выше уровень специалиста, тем дороже он стоит для компании. Однако если менее опытные сотрудники обычно полностью заняты на одном проекте, то специалисты высоких грейдов могут участвовать сразу в нескольких. Это достигается только в случае, если в компании есть однотипные функциональные ИТ-проекты. Проблема в том, что обеспечить такую занятость ИТ-специалистов внутри одной организации практически невозможно, если речь не идет о специализированной сервисной ИТ-компании, которая  предоставляет стандартизованные услуги одновременно разным заказчикам. При этом зарплату штатным сотрудникам придется платить постоянно, независимо от того, насколько занят человек.

Видя растущие затраты на ИТ, руководители и владельцы бизнеса ожидают финансовой отдачи от этого направления. И самый первый вариант, который рассматривается в такой ситуации, — вывод на внешний рынок собственных ИТ-решений. 

Ключевые проблемы внутренних разработок

В большинстве случаев внутренние разработки представляют собой решения, созданные «для себя» и не имеющие рыночной перспективы. 

Это связано с тем, что коммерческая разработка требует других подходов к созданию продуктов:

  • Поиск целевой аудитории. Важно четко понимать, кто будет использовать это ИТ-решение. Для успешного выхода на рынок также нужно активное продвижение, чтобы объяснить потенциальным пользователям, почему этот продукт им нужен и чем он лучше аналогов.
  • Более строгие требования к коду и архитектуре решений, которые могут увеличить затраты на создание приложения в разы. Например, внедрение самотестирующегося кода, который редко встречается во внутренних разработках.
  • Обеспечение поддержки. Этим вопросом должна заниматься отдельная команда, а не разработчики и внедренцы, иначе развитие продукта остановится, а функциональность будет деградировать

Достаточный минимум ИТ-функций внутри

Многие компании создают обширные ИТ-службы, считая, что это позволит лучше контролировать ИТ-инфраструктуру. Но это ложное чувство безопасности, которое может привести к нежелательным рискам.

Бизнес может оказаться в зависимости от внутренних ИТ-специалистов. Если что-то их не устроит — например, условия работы или оплаты — они могут покинуть компанию. В результате могут остановиться все бизнес-процессы, так как только эти сотрудники знают, как поддерживать и развивать существующие системы. Работа с внешним ИТ-партнером, который несет юридическую ответственность за свои обязательства, представляет собой более прозрачную модель взаимодействия.

Кроме того, ИТ — это огромный и постоянно развивающийся мир, включающий множество компетенций и технологий, в том числе узкоспециализированных.  Внутренняя команда никогда не будет соответствовать темпам развития отрасли в силу технологических и функциональных ограничений. 

Поэтому стоит стремиться к минимизации внутренних ИТ-ресурсов, оставляя внутри только ключевые задачи и компетенции. Во-первых, понимание бизнеса. Внутренние специалисты прежде всего должны хорошо разбираться в специфике бизнеса и подбирать наиболее подходящие ИТ-решения. Во-вторых, восстановление компетенций. В случае смены внешнего подрядчика у компании должна быть возможность быстро восстановить ИТ-функции, включая сопровождение и развитие систем. Все остальные задачи можно и нужно передавать на аутсорсинг. При качественной организации ИТ-служб для крупного корпоративного бизнеса  можно брать метрики 1 ИТ-специалист на 500-1000 сотрудников.

Компании можно разделить на ИТ-зависимые и не ИТ-зависимые. В России к первой группе относятся банки и телеком. Компании второй группы могут обходиться без крупных технологически самодостаточных внутренних ИТ-команд. Если возникает потребность в новых продуктах или функциональности, они могут разработать технические требования и найти исполнителей на рынке через конкурс, не наращивая собственные непрофильные для бизнеса ИТ-ресурсы.

Главное при выборе ИТ-решений

Основная задача ИТ-службы — обеспечить развитие и качественную поддержку бизнеса компании. За счет внедрения технологий повысить эффективность внутренних бизнес-процессов и технологий работы с рынком. Дать компании новые продуктовые и рыночные возможности. 

ИТ-директор должен глубоко понимать бизнес и его потребности, а также знать доступные ИТ-продукты, их стоимость и применимость для компании. Игнорирование специфики деятельности компании при выборе решений может привести к частичной или полной остановке бизнеса и нанести прямой ущерб, а не обеспечить заявленными преимуществами.  Он должен уметь объяснить, почему то или иное решение нужно, какой результат принесет и сколько будет стоить его суммарная стоимость владения.

При выборе технических решений необходимо учитывать все аспекты их использования: от наличия запчастей и компетентных специалистов до требований к условиям эксплуатации. Например, установка высокотехнологичного оборудования в регионах, где нет нужных сотрудников, может привести к дополнительным расходам на их обслуживание, включая транспортные. Кроме того, далеко не для каждого оборудования легко создать необходимые условия функционирования. Затраты на площадку для него могут оказаться в разы больше, чем выгода от использования.  

В расходах на ИТ важно не сколько, а для чего

ИТ-расходы можно разделить на операционные и инвестиционные. Первые необходимы для поддержания стабильной работы существующего ИТ-ландшафта систем, вторые  — для функционального развития существующих и создания новых технологических решений. Инвестиционные затраты требуют особо тщательной оценки: нужно проанализировать доступные на рынке технологические решения, их потенциальную пользу для компании и стоимость внедрения, а также кто из потенциальных партнеров обладает достаточными ресурсами и компетенциями для их реализации. 

Экономия в ИТ — понятие сложное. В некоторых ситуациях лучше заплатить больше, но точно выполнить задачу, чем сэкономить и не достичь цели. В других случаях при грамотном подходе можно добиться большего результата и при меньших затратах. В частности, нужно исключить системы и процессы, которые не добавляют ценности бизнесу. Не все нуждается в автоматизации — есть задачи, которые проще решить вручную.

ИТ-рынок в России достаточно развит. Несмотря на множество внешних факторов, на нем достаточно как высококвалифицированных специалистов, так и решений, которые способны обеспечить качественное функционирование и развитие  бизнеса российских компаний. А грамотный подход к организации внутренних ИТ-подразделений и выстраивание качественных отношений со специализированными сервисными ИТ-компаниями позволят эффективно использовать средства компании и достигать более высоких результатов в бизнесе.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

TargetUp Нужны ли бизнесу социальные сети

Профиль

Дата регистрации28.12.2006
Уставной капитал535 100 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Тимирязевский, ш. Дмитровское, д. 9б, эт 5 пом XIII ком 6
ОГРН 1067761849704
ИНН / КПП 7713606622 771301001
Среднесписочная численность299 сотрудников

Контакты

Адрес 127018, Россия, г. Москва, ул. Складочная, д. 3, стр. 1
Телефон +74959678080

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия