РБК Компании

Как «Лайм-Займ» внедрил новый ML-инструмент — коллекторский скоринг

Как родилась идея этого проекта и как именно работает система коллекторского скоринга — в интервью с Product Owner МФК «Лайм-Займ» Валерием Горашем
Как «Лайм-Займ» внедрил новый ML-инструмент — коллекторский скоринг
Источник изображения: Freepik.com
Валерий Гораш
Валерий Гораш
Product Owner МФК «Лайм-Займ»

Разработка, внедрение и курирование продукта

Подробнее про эксперта

Коллекторский робот — это один из цифровых продуктов МФК «Лайм-Займ», созданием которого занимается R&D-команда. На сегодняшний день функционал робота представлен коллекторским скорингом — интеллектуальным инструментом, способным автоматизировать и оптимизировать работу в области долгового взыскания. Product Owner Валерий Гораш рассказал, как родилась идея этого проекта и как именно работает система коллекторского скоринга.

— Зачем взыскателям ML-инструменты? Какие задачи они будут решать?

Вообще деятельность взыскателей относится к одному из самых несправедливо оцененных. Частично в этом виноваты сами коллекторы, частично — клиентские страхи. Но, если внимательно присмотреться к collection, то станет очевидно, что это специальный вид отдела продаж, задача которого — «продать клиенту идею, что долг нужно погашать».

Несмотря на жесткое регулирование, в этой сфере точно так же прекрасно работают все виды сегментаций клиентского потока, отдельные скрипты под разные кейсы, постоянно идет процесс сбора и анализа монструозного объема «живых разговоров», чтобы максимально быстро и оперативно подстраивать процессы под текущее состояние. Поскольку работа коллекторов динамична и постоянно подвержена изменениям, для сохранения эффективности необходимо перестраивать рабочие процессы, пополнять базы знаний. Одним словом — постоянно расти и развиваться, оптимизировать нарастающий пул задач. В этом в том числе могут помочь инструменты на основе машинного обучения (machine learning, ML).

— Для работы инструментов с применением ML нужны довольно большие объемы данных. Откуда их брать? Можно ли собрать их собственными силами?

Руководители в направлении Collection в МФК «Лайм-Займ» — не только ярые фанаты своего дела, но еще и прекрасные администраторы. Они творчески подошли к процессу: в течение короткого времени было создано и проверено на практике максимально допустимое количество сценариев взаимодействия и переход клиентов между ними. Получившиеся в результате этого опыта датасеты высокого качества и были переданы команде in house разработки, и на них началось построение нового коллекторского скоринга.

— Как разработчики поняли, какие именно модели в коллекторском скоринге будут работать, причем эффективно?

На входе R&D-команда имела две вводных: пул клиентов, являющихся кандидатами на обзвон и обладающих как общими, так и специфическими признаками, а также пул операторов со своим скиллами, уровнем эмпатии, тембрами голоса и склонностями к каким-то конкретным скриптам, которые могут осуществлять обзвон.

Чтобы создать работающий инструмент, необходимо было определиться, какие задачи он будет решать. Команда выделила несколько важных моментов, которые необходимо учесть при создании готового решения:

  1. выделить клиентов, которым можно не звонить, поскольку с высокой долей вероятности они выйдут из просрочки сами на очень коротком горизонте;
  2. найти способ оптимально распределить между коллекторами имеющийся пул клиентов для обзвона; 
  3. научиться выделять клиентов, которые с точки зрения стратегий «Лайм-Займ» в сфере collection считаются «невзыскиваемыми» и должны быть выведены за периметр;
  4. научиться прогнозировать вероятность ухода клиента в просрочку на горизонте 30-60 дней, что поможет оценивать нагрузку, текущую эффективность и уровень ресурсозатрат.

— Как работает новый ML-инструмент в «Лайм-Займ»?

Созданная и внедренная скоринговая модель на методах машинного обучения позволяет предсказывать вероятность возврата хотя бы части долга клиентом в течение 8-39 дня просрочки. 

Алгоритм выглядит следующим образом: каждому клиенту, находящемуся в просрочке, сервис присваивает скорбалл, который вычисляется на основе обширного набора данных. Это информация о кредитной истории клиента, данные из внешних источников, а также внутренние данные о платежах клиента в рамках группы компаний. На основе этого скорбалла система распределяет клиентов между коллекторами так, чтобы, с одной стороны, нагрузка была равномерной, с другой — получилось наилучшее сочетание «коллектор — клиент», в котором учитываются индивидуальные особенности каждой стороны. Для этого сервис в том числе учитывает собственный портфель долгов для обработки каждого взыскателя, в котором есть клиенты разной степени «сложности» (зависит в т.ч. от времени просрочки и общей суммы долга). В совокупности это распределение обеспечивает максимальную эффективность взыскания без перегрузки сотрудников.

— Есть ли у команды планы по дальнейшему усовершенствованию коллекторского скоринга? Если да, то что планируется сделать?

Сейчас в активной проработке R&D-команды вопрос о том, нужно ли клиенту «второе касание» с коллектором, если да — то как его оптимизировать. Большую ставку эксперты делают на комбинированное использование речевой аналитики и стабильности звуковых дорожек. Планируется сделать потоковую обработку данных через кастомизированные GPT-модели. Такая конфигурация позволит максимально избавится от человеческого фактора в оценке необходимости следующего шага.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

10 лет на рынке микрофинансовКомпания была основана в 2013 году и сегодня является одним из лидеров на российском рынке
Рейтинг кредитоспособности ruBBВ 2023 году повышение рейтинга кредитоспособности от агентства «Эксперт РА»
> 30 млрд руб. выдано за 10 летТОП-10 крупнейших МФО России по объему выданных микрозаймов по версии «Эксперт РА»
Сертификат ISO 9001 2015Единственная МФО, которая получила сертификат международного стандарта системы менеджмента качества

Профиль

Дата регистрации12.09.2013
Уставной капитал26 000 000,00 ₽
Юридический адрес обл. Новосибирская, г.о. город Новосибирск, ул. Кирова, д. 48, офис 1401
ОГРН 1137746831606
ИНН / КПП 7724889891 540501001
Среднесписочная численность339 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Новосибирск, ул. Кирова, д. 48
Телефон +79628238688

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия