РБК Компании

К чему готовиться рынку облачных платформ в ближайшие годы

Толчком к наращиванию функционала в отечественных платформах стал уход зарубежных поставщиков облачных сервисов: какие тренды ожидают рынок
Облачные платформы

Рынок облачных платформ активно развивается в последние несколько лет. Толчком к ускоренному наращиванию функционала стал уход зарубежных поставщиков облачных сервисов. О трендах в развитии облачных платформ на ближайшие годы рассказывает директор департамента по развитию бизнеса компании «Клауд Атлас» Антон Кунцевич. Флагманские продукты компании — контейнеризированная облачная платформа dBrain и коммуникативная платформа на базе корпоративного мессенджера Frisbee.

На сегодняшний день всеобъемлющим является тренд на программные экосистемы. Происходит это в том числе с подачи крупных корпораций. Они продвигают идею о том, что комфорт и удобство — это основной принцип жизни сейчас. Поэтому пользователи хотят получать все инструменты для работы из одного сервиса. История с развитием экосистем продолжится. Российские компании стремятся к созданию продуктов, которые можно интегрировать, объединять, как пазл, с другими системами и поставлять сразу несколько сервисов.

Укрупнение разработки. Экосистема не может быть разработана стартапом. Стартап может сделать хороший отдельный продукт, но экосистема как совокупность продуктов и сервисов — это всегда продукт крупной корпорации. Поэтому на ближайшие пять лет трендом на ИТ-рынке для России станут слияния и укрупнения компаний, поглощения. Отдельные компании-разработчики постараются укрупнить и усилить свои команды, крупные вендоры, в том числе поставщики облачных сервисов, будут поглощать мелкие компании и продукты. Российский рынок в ближайшие несколько лет будет наполнен такими новостями. Рынок будет стремиться к олигополии, когда несколько компаний будут диктовать условия всем игрокам.

Безопасность. Любое действие имеет противодействие. Соответственно, гонка тех, кто пытается взломать системы, будет сопровождаться развитием продуктов для защиты этих систем. Тренд на разработку продуктов по информационной безопасности будет развиваться, так как события последних лет показали, что внешняя среда весьма агрессивна с точки зрения попыток эксплуатации уязвимостей информационных систем — как коммерческих компаний, так и госсектора.

Стоит отметить, что вопрос информационной безопасности программного продукта не имеет кредита доверия по стране, в которой он разработан. В мировой практике используются подходы privacy by design, secure by design, суть которых сводится к необходимости внедрения комплекса мер безопасности еще на стадии проектирования любого программного продукта. Безопасен будет скорее продукт, при разработке которого с первых дней придерживаются этих принципов, а нет тот, компания-разработчик которого зарегистрирована в Москве или в Дубае.

Разработчикам нужно прививать базовые принципы безопасности. Бизнес-аналитики и инженеры должны прорабатывать создание новых функций не только с точки зрения полезности, но и их безопасности и/или приватности для пользователей. Программисты должны обеспечивать написание кода с учетом обобщения практики потенциальных ошибок и уязвимостей. Большое значение имеет практическая оценка безопасности разрабатываемого продукта. Не формальное соответствие описанным регламентам и политикам, а именно фактическая проверка программного продукта на уязвимости, регулярное проведение пентестов. ИТ-компании должны уделять этому большое внимание. Нужно следовать одному принципу: быть критичным к тому, что ты создаешь.

Цифровизация активов. Россия уже встала на путь внедрения цифрового рубля. Еще один тренд ближайшего будущего — цифровизация широкого перечня активов. Транзакции, операции будут уходить в цифру. Соответственно, это повлечет за собой и развитие сервисов, связанных с оформлением и проведением операций с такими активами, в том числе электронным оформлением сделок и документов. Все, что связано с этими сервисами и их защитой, будет активно развиваться. Речь также и о корпоративной коммуникации, например, формат бумажных докладных записок во многих ИТ-компаниях уже заменила электронная почта. В таких компаниях письмо в электронной почте уже считается формализмом — решение всех рабочих вопросов идет в мессенджерах. Здесь компании важно иметь полноценное решение — корпоративный мессенджер, который объединит всю коммуникацию сотрудников, обеспечит накопление базы знаний по проектам, даст возможность проводить видеовстречи.

Внедрение искусственного интеллекта — тренд этого года, который только упрочит свои позиции. Сейчас тренд задают западные компании, речь про Open AI (ChatGPT). В России достаточно инженеров, которые имеют навыки работы с машинным обучением и искусственным интеллектом. Поэтому российские крупные корпорации быстро выпускают аналоги — Балабоба, ruGPT-3 и др. Обработка данных, внедрение искусственного интеллекта в бизнес-процессы — тенденция, развитие которой мы наблюдаем. Этот процесс должен быть управляем, потому что следующим этапом развития станет полноценный анализ искусственным интеллектом полученной от пользователей информации и ее дальнейшего осознанного применения для генерации последующих действий и данных. С каждым этапом развития искусственный интеллект будет все сложнее отличить от действий реального человека. Стоит ожидать скорое активное внедрение таких систем в автоматизацию бизнес-процессов отечественных компаний, в первую очередь техническую поддержку, консультационные сервисы, работу с аналитическими данными. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации08.07.2020
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Пресненский, ул. Сергея Макеева, д. 1, помещ. 11б
ОГРН 1207700221860
ИНН / КПП 9731066282 770301001
Среднесписочная численность21 сотрудник

Социальные сети