РБК Компании
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании: скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании:
скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
Главная Пиробайт 29 ноября 2024

Что такое ноукод и стоит ли его использовать для создания MVP

В статье отвечаем на вопрос, кому подходит ноукод, а кому — традиционная разработка
Что такое ноукод и стоит ли его использовать для создания MVP
Источник изображения: Личный архив компании
Александр Комбаров
Александр Комбаров
Генеральный директор Пиробайта

Прошел путь от менеджера до СЕО и масштабировал компанию. Эксперт в управлении проектами, разработке и корпоративной жизни IT

Подробнее про эксперта

Стартапам больше не нужно нанимать программистов и тратить миллионы на разработку. Бизнес может за 3 дня собрать готовый IT-продукт на ноукод-платформах и начинать зарабатывать. Или нет? Правда ли, что можно собрать MVP своими руками? 

Что такое ноукод и зачем он нужен

No-code — это программирование без кода. Иногда его называют zero-code (zero coding от англ. zero — ноль). На ноукод-платформах можно создавать сайты и мобильные приложения для Android и iOS. А некоторые решения позволяют даже выкатить их в App Store и Google Play.

Есть еще Low-code, когда основа разрабатывается с помощью готовых блоков, а дополнительные функции создаются с помощью кода.

Традиционная разработка тоже не подразумевает разработку с нуля, код пишется на фреймворках — инструментах, ускоряющих разработку.

Но для этого все равно нужно владеть языками программирования, уметь проектировать архитектуру, создавать элементы и настраивать взаимодействия между ними.

No code же работает по принципу конструктора. Подход позволяет составить интерфейс из шаблонов, а какой язык программирования у него под капотом — не так уж важно.

Собственный сайт и/или мобильное приложение сейчас нужны любому мало-мальскому бренду, при этом разработка простого интернет-магазина начинается от 2,5 млн ₽. А прежде чем продукт увидит свет, придется ждать по 3 и больше месяцев (это средний срок разработки MVP).

Разработка на ноукод-платформах тоже съедает ресурсы, но это в разы меньше традиционной разработки.

Дальше поговорим, чем одновременно хорош и нехорош no code.

Плюсы ноукода

Упрощение разработки — вот главное преимущество зерокодинга. Не нужно нанимать специалистов в штат или искать услугу на аутсорсе, тратиться на поддержку мощностей и тестирование. Zero-coding позволяет создать сайт или приложение за несколько дней.

Затраты минимальны, выход в продакшн — быстрее. Отсюда вытекают другие плюсы.

1. Гипотезы тестируются быстрее

Нанимать в штат программистов для проверки идеи малоэффективно. Пользователи и инвесторы могут не принять продукт, а ресурсы уже будут потрачены. Проще создавать MVP с помощью no-code-платформ, а высвободившиеся деньги вложить в рекламу и маркетинг.

Для вас это гибче, потому что вы можете получить обратную связь, тут же доработать функционал, а затем наблюдать, как эти изменения повлияют на удовлетворенность пользователей.

2. Доступно почти всем

Не нужно знать языки программирования и владеть тонкостями работы с фреймворками, чтобы создать свой сайт или мобильное приложение. Достаточно знать основы веб-дизайна, уметь работать с контентом, владеть SEO и базовыми знаниями аналитики.

Собрать сайт или приложение без глубоких знаний — не то же самое, что сделать это, хорошо разбираясь в теме.

Насмотренность тоже не помешает. Но если вы интересуетесь ноукодом, она у вас уже как минимум в зачатках. В крайнем случае можно найти профильного специалиста на фрилансерских биржах или заказать разработку на аутсорсе.

Что такое ноукод и стоит ли его использовать, чтобы создать MVP?

Ноукод сравним с заказом ужина в доставке. Вы можете выбрать шашлык, салат и компот, но не можете повлиять на соус, маринад и ягоды в напитке.

Специфические пожелания не учитываются. Отсюда вытекают минусы.

Минусы ноукода

1. Ограниченные возможности

В ноукод-платформах есть множество готовых шаблонов и компонентов. Это одновременно и плюс, и минус. Минус в том, что если вам нужно создать уникальные функции или нестандартный дизайн, вы не сможете их реализовать.

В традиционной разработке можно накодить что угодно: любые функции, возможности, интеграции. В ноукоде вы ограничены функционалом платформ.

К примеру, приложение, собранное в Glide, нельзя выгрузить в App Store. Эту проблему можно решить, выбрав другой ноукод-вариант, но в нем могут отсутствовать другие возможности.

2. Зависимость от платформы

Ни один представитель ноукод-платформ вам такого не скажет, но вы будете полностью зависеть от их продукта. Если платформа изменит политику, повысит тарифы или прекратит поддержку отдельных функций, это повлияет и на ваш сайт.

А перенести продукт с одной ноукод-платформы на другую обычно требует усилий и помощи со стороны, а иногда вообще создания продукта с нуля.

3. Страдает производительность

Однажды мы выпустили статью про то, какой технологический стек выбрать стартапу, упомянув в ней один известный конструктор сайтов. Посыл был таким, что ноукод-платформы не выдерживают высокой нагрузки.

Мы сравнивали эти решения с фреймворками, которые используются в традиционной разработке и которые рассчитаны на большой объем пользователей.

Представители конструктора попросили удалить информацию, которая якобы «может навредить их репутации», но так и не дали ответ, какой объем посетителей выдерживает их ноукод платформа, хотя мы просили. Почему бы не сравнить одно решение с другим на реальных цифрах?

По понятным причинам не будем произносить название, но смысл понятен — ноукод-платформы не рассчитаны на тот объем, с которым справляются фреймворки в традиционной разработке.

Решение на фреймворке не составляет труда масштабировать вертикально (добавить железок, переехать на более мощный сервер) и адаптировать под увеличившуюся нагрузку.

Что такое ноукод и стоит ли его использовать, чтобы создать MVP?

4. Проблемы с безопасностью

Как бы представители зерокод-платформ не твердили о безопасности, у некоторых это до сих пор слабое место. Данные хранятся на собственных серверах. Если no code платформа пострадает в результате атак, это может затронуть и ваш проект.

Как только найдется уязвимость (например, специфичная для определенной версии), сотни аналогичных приложений с этой версией тут же попадут под прицел злоумышленников.

То же самое произойдет, если не обновляться регулярно. А для обновления некоторых платформ нужна активная лицензия, которую нужно продлевать каждый год.

У вас не будет контроля над политиками паролей, протоколами шифрования и методами аутентификации.

Конечно, у популярных сервисов риски атак ниже, безопасность выше, но их тоже нельзя исключать. Наверняка вы знаете истории утечки данных таких сервисов.

5. Проблемы с масштабируемостью

Если ваш проект амбициозный и вы заранее знаете, что с большей долей вероятности он будет востребован, нужны только умелые руки, а в будущем планируете масштабироваться, то выбирайте традиционную разработку.

У ноукод-платформ из-за их унифицированности и массовости с этим проблемы. Ежемесячная оплата платформы, которая не дает нужных ресурсов, со временем станет невыгодной.

Основные платформы для no-code разработки

1. Tilda (для создания сайтов)

Отличие Тильды от других конструкторов в интуитивно понятном редакторе блоков, который позволяет создать страницы без навыков программирования: лендинги, интернет-магазины и сайты-визитки.

Что такое ноукод и стоит ли его использовать, чтобы создать MVP?

Tilda сегодня у всех на слуху, поэтому не нуждается в представлении. Ноукод-платформа идеальна для тех, кто хочет получить работающий сайт без лишних усилий и времени на обучение. С более пятисот готовых блоков и шаблонов сделать это проще простого.

Сайты на Тильде легко интегрируются с большинством популярных сервисов, используемых в России (Яндекс.Метрика, Яндекс.Касса и т. д.), что несомненно плюс.

Но несмотря на эти плюсы, скорость создания сайтов может замедлиться из-за трудоемкой верстки. Страницы с похожим дизайном нужно будет собирать вручную, без использования классов и стилей (их нет).

Это значит, что при изменении стиля придется менять его для каждого элемента вручную.

В следующей ноукод-платформе, которую мы рассмотрим, этот момент отсутствует, но сам конструктор сложнее в освоении.

2. Webflow (для создания сайтов)

Webflow популярен среди конструкторов в англоязычном мире, в России больше известна Tilda. Как уже упомянули, порог вхождения в него выше, поэтому в плане сборки сайтов платформа требует бóльших навыков.

Что такое ноукод и стоит ли его использовать, чтобы создать MVP?

Тарифы, соответственно, будут уже дороже — от 14 $/мес для обычного сайта и от 29 $/мес для e-commerce.

Что важно, у Webflow лучше оптимизация и производительность, поэтому он подходит для более сложных проектов, чем сайты на Тильде. У Вебфлоу мало шаблонов, но это нивелируется возможностью мощной кастомизации с помощью своих визуальных редакторов кода.

Настройки для подключения к некоторым российским сервисам более трудоемки, зато через маркетплейс Apps можно добавить виджеты от Typeform, HubSpot, Jasper, Unsplash, Finsweet, Memberstack и других лидеров маркетинговых инструментов.

Скорость верстки на этом ноукоде выше.

Чтобы сделать похожие страницы, достаточно создать CMS Collections — появится шаблонная страница, контент в которой можно будет менять через поля в CMS. При этом лезть в верстку и копировать экраны не нужно, так как это генерируется автоматически.

3. Glide (для no code приложения под iOS и Android)

Чтобы создать приложение в Glide, нужно продумать идею будущего приложения — это может быть небольшой интернет-магазин, социальная сеть, чат, приложение для отслеживания задач и прочее.

Что такое ноукод и стоит ли его использовать, чтобы создать MVP?

Затем определиться с функциями, войти в конструктор, выбрать подходящий шаблон или начать создавать приложение. Все по классике — готовите страницы, размещаете нужные элементы, выбираете дизайн и делаете записи в таблицах.

Наполнение приложения информацией делается через встроенную таблицу (или Google таблицу). 

4. Adalo (для no code приложения под iOS и Android)

Adalo автоматически адаптирует ваше приложение под iOS или Android. Неважно, какой смартфон используют ваши пользователи — продукт будет выглядеть и работать хорошо везде. А после создания его можно выгрузить в App Store и Google Play.

Что такое ноукод и стоит ли его использовать, чтобы создать MVP?

С помощью платформы можно сделать приложение для доставки, социальную сеть или обучающий сервис любой направленности. Приложение собирается по принципу лего.

У Adalo есть интеграции со сторонними инструментами, и удобно, что их не нужно подключать самостоятельно, так как они предусмотрены по умолчанию.

Сюда входят интеграция с бэкенд-платформой Xano, автоматизация от Zapier и несколько маркетинговых инструментов для размещения и продвижения приложения.

Как только дизайн и функционал собраны, остается разместить приложения в App Store и Google Play. 

5. Bubble (для создания веб-приложений)

Разобраться в этой платформе из-за обилия ее возможностей чуть сложнее, чем в Glide, Adalo или Webflow. Скорее всего, для разработки веб-приложений на этой платформе вам придется искать зерокодеров, хотя зависит от ваших навыков.

Что такое ноукод и стоит ли его использовать, чтобы создать MVP?

Как собрать веб-приложение?

Сначала вы собираете интерфейс из форм, кнопок, иконок и текста, перетаскивая их в рабочее пространство, а затем «оживляете» каждый элемент — закрепляете за ним события и связываете с другими элементами и данными.

В Bubble можно настраивать логику страниц, чаты, ленты новостей и прочее. Можно прорабатывать дизайн, который будет хорошо смотреться в мобильных браузерах. Можно вставлять изображения, значки, видео и многое другое без каких-либо знаний HTML или CSS и еще интегрировать дополнительные инструменты — Google Analytics, Stripe и другие.

Когда подходит no-code, а когда лучше выбрать классическую разработку?

Как мы уже разобрались, No-code быстрее и дешевле, но несмотря на повышенный спрос, все еще не вытеснит классическую разработку — у продуктов, разработанных на ноукоде, есть свои ограничения.

Что такое ноукод и стоит ли его использовать, чтобы создать MVP?

В целом — ноукод помогает закрыть часть потребностей в создании продукта и сэкономить ресурсы.

Подойдет, если вы хотите быстро запустить MVP, чтобы проверить, взлетит ли идея и чтобы было что показывать инвесторам.

Либо если вам нужен сайт-визитка для презентации своих услуг, небольшой интернет-магазин или корпоративный сайт.

С другой стороны, если вы заранее знаете, что стартап выстрелит, что в дальнейшем его нужно будет масштабировать и развивать, лучше сразу выбирать традиционную разработку.

В противном случае вы потеряете часть пользователей, когда будете переходить с ноукода. А это почти неизбежно, если число пользователей приумножится.

Модульная разработка как вариант создания MVP мобильного приложения

Минус классической разработки в том, что она стоит дорого, начиная от 2500 рублей в час. 

Учитывая ограничения ноукод-платформ и дороговизну разработки с нуля, можно обратиться к разработке на модулях. Они позволяют создать MVP мобильного приложения быстрее и дешевле в 2 раза, чем традиционная разработка.

Удешевление происходит за счет типовых заготовок, которые кочуют из проекта в проект в практически неизменном виде — регистрация, авторизация, каталог, личный кабинет, корзина, оформление заказа, отзывы и другое.

Этот функционал встречается почти в каждом приложении, его можно назвать стандартным. При этом на его разработку тратится ресурс.

Так зачем изобретать велосипед, если ресурс можно пустить на разработку уникальных функций и кастомизацию?

Модульная разработка обходит те ограничения, которые встречаются в ноукод-платформах, потому что это все еще традиционная разработка. Базовые функции создаются по шаблону, а уникальные возможности создаются с нуля.

Таким образом, на старте вы получаете все выгоды ноукода — высокая скорость, низкая стоимость. Но когда приходит пора расти, вы избавлены от их недостатков.

Источники изображений:

Личный архив компании

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Топ-50 разработчиков приложенийВ Рейтинге Рунета 2024
Топ-20 награждаемых агентствСреди диджитал-агентств Рунета по версии рейтинга Workspace
Топ-3 медтех-продуктов России> 8 млн пациентов пользуются разработанным в Пиробайте сервисом «Спроси врача»
7 лет на IТ-рынке> 60 проектов, 60+ человек в команде

Профиль

Дата регистрации25.05.2021
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес край Алтайский, г.о. Город Барнаул, ул. Лазурная, д. 7, помещ. Н3
ОГРН 1212200014840
ИНН / КПП 2222892669 222201001
Среднесписочная численность23 сотрудника

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, Зубовский бульвар, д. 17, оф. 415 Россия, г. Барнаул, ул. Лазурная, д. 7
Телефон +74951508554

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия