РБК Компании

ТОиР 4.0: адаптация российских предприятий к новым реалиям

В условиях санкций, дефицита запчастей и роста затрат на ремонты российские предприятия вынуждены менять подходы к ТОиР
ТОиР 4.0: адаптация российских предприятий к новым реалиям
Источник изображения: Freepik.com
Денис Труфакин
Денис Труфакин
Директор Центра экспертизы ТОиР компании «Деснол Софт», российского центра практической экспертизы по цифровой трансформации ТОиР.

Куратор и участник проектов цифровизации ТОиР на десяти производственных площадках России в роли главного инженера и руководителя технического управления

Подробнее про эксперта

Тренды, которые меняют отрасль

С уходом западных производителей оборудования и изменением логистических цепочек российские предприятия столкнулись с необходимостью пересмотра системы закупок. Запчасти, которые раньше доставлялись за несколько дней, теперь приходится ждать неделями, а их качество не всегда соответствует ожиданиям. Это приводит к увеличению аварийных запасов и росту затрат на ТОиР (техническое облуживание и ремонты). 

Одновременно с этим набирают популярность цифровые технологии. Промышленный интернет вещей (IIoT), цифровые двойники, системы предиктивной аналитики и машинное обучение становятся не просто модными словами, а реальными инструментами для повышения эффективности управления активами. Однако их внедрение требует не только финансовых вложений, но и квалифицированных кадров, которых сегодня катастрофически не хватает. 

А это одна из самых острых проблем отрасли. Спрос на инженеров и техников, способных работать с современным оборудованием и цифровыми системами, растет, но рынок труда не успевает за растущими потребностями бизнеса. Многие компании сталкиваются с тем, что, даже внедрив передовые технологии, они не могут поддерживать их в актуальном состоянии из-за нехватки знаний и опыта у сотрудников. В этой ситуации возникает целый ряд болевых точек, которые выделяют эксперты Деснола, опираясь на свой опыт работы с промышленными компаниями.

Боли руководителей ТОиР: что мешает развиваться

Нередко службы ТОиР вынуждены работать в режиме постоянного «тушения пожаров». Вместо превентивного обслуживания, они занимаются частыми внеплановыми ремонтами. Это приводит к росту затрат, снижению надежности оборудования и увеличению простоев. При этом бизнес требует развития, а вместе с ним должны расти объемы производства: оборудование начинает работать на пределе своих мощностей, а ресурсов на его обслуживание и поддержание в работоспособном состоянии не хватает. 

Кроме этого, из-за отсутствия четкого планирования и контроля бюджеты на ТОиР могут расходоваться неэффективно. Средства уходят на экстренные ремонты вместо инвестиций в модернизацию и профилактику. В условиях растущих планов производства и ограниченных ресурсов руководители ТОиР вынуждены искать способы оптимизации затрат на обслуживание и ремонты, чтобы не увеличивать себестоимость продукции. 

Сегодня многие предприятия сталкиваются с одними и теми же вызовами: дефицит кадров, проблемы с поставками запчастей, рост затрат на ремонты. Однако те компании, которые уже начали внедрять системный подход к управлению ТОиР, демонстрируют впечатляющие результаты. Наш опыт показывает, что даже в условиях ограниченных ресурсов можно добиться значительного роста эффективности.

Как работать в новых условиях

Когда компетентных инженеров и технических специалистов не хватает, компании важно сосредоточиться на обучении и развитии внутренних ресурсов. Внедрение цифровых инструментов, таких как системы предиктивной аналитики, может частично компенсировать нехватку специалистов, автоматизируя часть процессов. Если же речь идет о запасных частях, когда сроки доставки увеличены, а их качество не всегда соответствует ожиданиям, то в этом случае важно оптимизировать управление запасами, а также использовать системы мониторинга оборудования и прогнозирования отказов для своевременного обслуживания. 

Кроме того, в условиях турбулентности на внешних рынках не редко случается, что инвестиционные программы в новое оборудование замораживаются. В таких условиях ключевым моментом становится эффективное использование действующих мощностей. Регулярный мониторинг состояния оборудования, в том числе с помощью 1С:ТОИР КОРП, и своевременное обслуживание позволяют избежать незапланированных простоев. 

Но самое главное, на чем важно сконцентрировать внимание службам ТОиР — это на расстановке приоритетов. В условиях ограниченных ресурсов невозможно решить все проблемы сразу. Необходимо сфокусироваться на ключевых задачах, которые принесут наибольший эффект. Например, либо сокращать количество незапланированных простоев, либо снижать затраты или управлять запасами. Главное — действовать системно и последовательно. 

Таким образом, анализируя основные проблемы, с которыми сталкиваются промышленные компании, наша компания пришла к выводу о необходимости проведения в этому году первой практической конференции в сфере управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования, активами и надежностью «ТОиР 4.0: опыт, тренды, перспективы». Главная цель события — сформировать экспертное сообщество и погрузить участников в продуктивную профессиональную среду, чтобы разобрать проблемные зоны каждой компании, определить план развития ремонтных служб и найти новые точки роста.

Интересное:

Новости отрасли:

GTM Лабиринт кадров: ключевые сложности

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
22 сентября 2004
Уставной капитал
30 000,00 ₽
Юридический адрес
г. Москва, вн.тер. г. Муниципальный округ Проспект Вернадского, пр-кт Вернадского, д. 41, стр. 1, помещ. 263
ОГРН
1047796704878
ИНН
7709568068
КПП
772901001
Среднесписочная численность
10 сотрудников

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия