РБК Компании
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Главная Компания BSS 17 декабря 2024

Стоит ли операторам контакт-центров бояться потери работы из-за нейросети

Если технологии продолжат развиваться, то мы можем ожидать появление по-настоящему сильного искусственного интеллекта в течение нескольких лет
Стоит ли операторам контакт-центров бояться потери работы из-за нейросети
Источник изображения: Freepik.com
Александр Крушинский
Александр Крушинский
Директор департамента голосовых цифровых технологий компании BSS

Эксперт в области речевых решений (голосовые и чат-боты, речевая аналитика, исходящие обзвоны), машинного обучения, искусственного интеллекта, генеративных нейросетей и больших языковых моделей (LLM)

Подробнее про эксперта

На сегодняшний день контакт-центры активно внедряют голосовых помощников, чат-ботов и технологии речевой аналитики. Несмотря на разные мнения со стороны клиентов, использование искусственного интеллекта в этой сфере продолжает расти. 

Причинами этого успеха и перспективами технологий поделился Александр Крушинский, директор департамента голосовых цифровых технологий компании BSS.

Почему именно контакт-центры стали первопроходцами внедрения искусственного интеллекта в различных сферах бизнеса?

Главная задача контакт-центров — принимать входящие обращения клиентов, отвечать на них и помогать в решении вопросов пользователей. Все это происходит в рамках привычного нам языка, но автоматизировать этот процесс без технологий обработки естественной речи невозможно. 

В этом может помочь искусственный интеллект, так как сегодня это одна из ключевых областей применения нейросетей.

Неудивительно, что контакт-центры активно используют эти технологии. Примерно 90% проектов, которые мы реализуем в области внедрения речевых технологий, таких как чат-боты, голосовые помощники, речевая аналитика и автоматизация исходящих звонков, относятся именно к ним.

Какие именно функции ИИ наиболее часто применяются в контакт-центрах? Какие, наоборот, все еще считаются редкостью?

В первую очередь это распознавание речи и перевод ее в текст. Также популярны технологии синтеза голоса, анализа диалогов и выявления общих трендов. Для этого контакт-центры обращаются к голосовым помощникам, инструментам речевой аналитики, голосовой биометрии и роботам-суфлерам.

Голосовые ассистенты и чат-боты сегодня доступны в 30-50% компаний, активно коммуницирующих с клиентами. В крупных контакт-центрах этот показатель достигает 80-90%. Однако уровень внедрения варьируется: в некоторых случаях роботы могут поддерживать разговор на любые темы, в других — ограничены определенными условиями.

На втором месте находятся системы речевой аналитики, которые используют примерно 10% компаний с активным клиентским общением и 50% крупных контакт-центров. Эти технологии начинают применяться и за пределами контакт-центров, например, в офисах и точках продаж. Это требует установки микрофонов и настройки для исключения фонового шума, что, хотя и сложно, успешно реализуется.

Голосовая биометрия, позволяющая идентифицировать клиентов, известна, но внедряется нечасто из-за строгих требований к защите персональных данных.

В нашем случае в 50% проектов внедрены голосовые помощники, в 30% — речевая аналитика, чат-боты используются только 15%, а автоматизация исходящих звонков — в 5%.

Вы отслеживаете эффективность использования технологий искусственного интеллекта?

Оценить финансовую выгоду от применения чат-ботов и голосовых помощников легко. Например, в контакт-центре может работать 100 операторов, ежегодные затраты на них составляют около 80 миллионов рублей, включая зарплаты, налоги и другие расходы.

Робот может снизить нагрузку на контакт-центр на 20-70%. Минимальная экономия на наших проектах составляет 16-24 миллиона рублей в год. Поэтому их использование легче всего обосновать при начале автоматизации контактных центров.

Если говорить об оценке качества работы, то тут используется речевая аналитика, которая позволяет отслеживать эффективность беседы операторов с клиентами. Это помогает выявить способы улучшения клиентского сервиса, увеличения продаж. Руководство получает важные данные, на основе которых происходят изменения не только в обслуживании, но и в бизнес-процессах в целом.

Например, с помощью речевой аналитики можно выявить, что у пользователя возникают трудности с оплатой покупки на сайте компании. В этом случае нужно доработать сам интерфейс. Однако оценить экономическую эффективность таких инициатив сложнее — это требует учета множества индивидуальных для каждой компании факторов.

Многие клиенты сегодня недовольны необходимостью взаимодействовать с чат-ботами и голосовыми помощниками. Но контакт-центры продолжают их использовать. Каковы Ваши мысли на этот счет?

Технологии активно развиваются, помогая снижать затраты бизнеса и оптимизировать рабочие процессы, поэтому отказаться от них уже не получится. Мы постоянно контролируем их работу и практически не получаем негативной обратной связи, поэтому с тем, что клиентам не нравится взаимодействовать с ботами, можно поспорить.

Если говорить о массовых звонках, то проблема не в роботах — живой оператор с навязчивым предложением раздражает точно так же.

У ботов есть множество преимуществ для самих же клиентов. Например, при входящем звонке у абонента есть выбор: ждать 30 минут оператора или получить мгновенный ответ от робота. Да, они не всегда могут правильно понять сказанное и иногда отвечают неуместно, но в то же время отвечают корректно и сдержанно, в отличие от людей.

Обычно роботы интегрированы с внутренними системами заказчиков, что дает им мгновенный доступ к информации. Благодаря этому они могут отвечать быстрее и точнее, чем начинающие специалисты.

В конце концов, люди начинают адаптироваться к взаимодействию с роботами и быстрее получают результат. Например, когда человек хочет записаться к врачу, он звонит в клинику, начинает с приветствия, описывает симптомы и только в конце формулирует просьбу, зачастую неявно. Из-за этого боту сложно понять, что именно от него требуется. 

Но после нескольких разговоров с ним люди начинают четко формулировать запросы: «Записаться к врачу», «Да», «Нет», «Подтверждаю». В итоге запись происходит быстрее, чем при общении с оператором.

Таким образом, роботы адаптируются к людям, а люди — к роботам. И в будущем машины, безусловно, будут выполнять работу операторов контакт-центров лучше, чем сами работники.

Получается, нейросети все же заменят операторов?

Разговоры о замене людей технологиями ведутся уже несколько десятилетий, однако все еще не наблюдается толп безработных. Наоборот, сейчас в сельском хозяйстве, например, 90% занятых — офисные работники, занимающиеся логистикой и обслуживанием техники.

Наши клиенты, внедряя роботов, не сокращают штат наполовину. Наоборот, они уменьшают время ожидания ответа до нуля и перераспределяют операторов для решения более сложных задач, уделяя больше внимания качеству обслуживания.

Кроме того, новые технологии создают новые рабочие места. Появилась роль «скрипт-дизайнера», занимающегося разработкой алгоритмов общения для ботов. Также существует профессия «дата-сайентист», которая объединяет навыки в области машинного обучения, статистики и программирования. Поэтому в глобальном масштабе, я уверен, нам нечего бояться.

Что сегодня мешает внедрению ИИ-технологий?

Новые технологии так быстро развиваются, что мы не успеваем привыкнуть к одному, как на рынке возникают очередные решения. Заказчики иногда не знают, как выбрать ИИ для своего бизнеса, что указать в техническом задании и каких результатов ожидать.

Для помощи в этом мы создаем специализированные отраслевые решения. Роботы знают популярные в отрасли тематики, наиболее частые вопросы, также существуют готовые сценарии диалогов. Адаптировать такой продукт под бизнес гораздо проще.

Также внедрение ИИ требует от заказчиков навыков, которых у них чаще всего нет. Профессии, такие как скрипт-дизайнеры и дата-сайентисты, становятся все более актуальными, но таких специалистов на рынке недостаточно, а их услуги стоят немало. Чтобы помочь преодолеть этот барьер, мы предоставляем консалтинговые услуги и обеспечиваем внедрение робота «под ключ».

Однако идеальным вариантом остается развитие бота силами заказчика, который лучше знает свой бизнес и может оперативно вносить изменения. После обучающего видеокурса даже неспециалисты могут без труда составлять диалоги для робота.

Внедрение ИИ снижает необходимость в графических процессорах. Нейросети требуют значительных серверных мощностей, лучше всего подходят GPU, которые не всегда доступны в контакт-центрах. Такие компьютеры значительно дороже обычных — стоимость стартует от 1 миллиона рублей, плюс затраты на обслуживание. Мы настраиваем технологии под стандартное оборудование с CPU, но это не всегда возможно.

Поделитесь необычными кейсами внедрения нейросетей в контакт-центры.

Одна из моих любимых историй произошла в период коронавирусных ограничений, когда выходить из дома можно было только имея специальный код. В Москве его можно было получить через SMS, а в Нижнем Новгороде существовал лишь сайт и мобильное приложение.

Сотрудники МФЦ поняли, что многие люди, особенно пожилые, не смогут справиться с этой задачей, и на них обрушится огромный поток звонков. Ожидалось, что количество одновременно обрабатываемых запросов вырастет с 50 до 300.

Привлекли волонтеров, но смогли найти лишь 20 человек: вместо 40 сотрудников было 60, но все равно не хватало еще 240. В воскресенье утром мне позвонили и попросили срочно внедрить чат-бота для обработки звонков и выдачи пропусков. Нужно было сделать это к понедельнику, когда вводились новые правила самоизоляции.

Мы собрали команду, работали в две смены по 12 часов: один уходил спать, другой приходил на работу, и в понедельник днем у нас уже был тестовый робот. Во вторник он начал работать в полную силу и несколько недель успешно выдавал пропуска. Эта ситуация демонстрирует, что новые технологии не всегда требуют много времени и усилий: от первого запроса до реальной пользы для целого города прошло всего два дня.

Что нам стоит ждать в ближайшем будущем?

Даже если развитие искусственного интеллекта замедлится, у нас будет несколько лет запаса по его практическому применению. Поэтому в ближайшем будущем будут продолжать создаваться отраслевые решения, прикладные инструменты и интеграции с другими информационными системами.

Если технологии продолжат развиваться — а все к этому и идет — мы можем ожидать появление по-настоящему сильного искусственного интеллекта в течение нескольких лет, который окажет влияние не только на контакт-центры, но и на повседневную жизнь. 

В короткой перспективе, в течение года, роботы станут умнее, научатся обрабатывать несколько запросов в одном предложении, смогут удерживать внимание и возвращаться к основному вопросу. Они станут более эмпатичными.

Я считаю, что роботы будут все более приближаться к человеческому уровню и в контакт-центрах превзойдут среднестатистического оператора как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации05.02.2008
Уставной капитал60 100,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Нагорный, пр-д Нагорный, д. 5, этаж 3 Кабинет 319а
ОГРН 1087746170181
ИНН / КПП 7726587769 772601001
Среднесписочная численность520 сотрудников

Контакты

Адрес 117105, Россия, г. Москва, Нагорный пр-д, д. 5
Телефон +74957850494

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия