РБК Компании

Тактик — не приговор: как научиться мыслить стратегически

Основатель и глава Support Partners Константин Борисов поделился мнением о том, как нарастить стратегический потенциал
Тактик — не приговор: как научиться мыслить стратегически
Константин Борисов
Константин Борисов
Консультант по управлению людьми, основатель и глава HR-экосистемы Support Partners

Модератор стратегических и командных сессий, автор книг-бестселлеров «КОМАНДОС» и «Герой и его команда» и практического руководства «Сильная стратегическая сессия». 14 лет помогает российскому бизнесу расти за счет развития людей и создания сильных команд. Использует авторскую модель подготовки и проведения стратсессий, которую прошли более 500 российских компаний, в том числе из топ- 100 (Росатом, Газпром, Московский кредитный банк и другие).

Подробнее про эксперта

Поработав за последние 20 лет с более чем тысячью руководителей в формате стратегических и командных сессий, я увидел, что на многих лидеров с прекрасным потенциалом несправедливо навешивают ярлык «тактик, а не стратег», из-за чего их карьера заходит в тупик. Слишком долгое время определение того, кто является тактиком или стратегом, было субъективной догадкой, основанной на названиях должностей, инстинктивных догадках и внешних наблюдениях.

Руководители компаний и HRD периодически задаются вопросом о том, а есть ли конкретная дорожная карта поведения, которая поможет высоко потенциальным сотрудникам перейти от тактики к стратегии. 

Озаботившись тем же вопросом, я поговорил с сотней российских руководителей из разных регионов, чтобы понять, с какими реальными проблемами они сталкиваются при разработке, донесении и реализации своих стратегий. Результатом этих диалогов стали три основные модели поведения, над развитием которых может работать каждый, кто получил характеристику «тактик», а не «стратег».

Острота ума

Острота ума — это то, как вы мыслите: ваша способность понимать ситуацию, генерировать новые идеи, чтобы перейти от текущего состояния к желаемому будущему, и решать задачи для создания новой ценности. Острота ума состоит из трех основных компонентов:

  • Понимание контекста помогает вам увидеть общую картину. Понимание как внутренней ситуации (культура, цели, процессы и т. д.), так и внешней (тенденции рынка, поведение клиентов, конкурентная среда и т. д.) помогает вам распределять ресурсы для достижения своих целей.
  • Проницательность — это способность генерировать знания на основе понимания контекста. Это требует любопытства и исследовательского мышления. Ключевой чертой стратегических мыслителей является их дисциплина, позволяющая постоянно записывать, классифицировать, делиться и осмысливать полученные знания.
  • Инновации — это когда вы используете свою осведомленность о контексте и понимание для создания новой ценности. Как правило, они возникают в результате размышлений, связанных с преодолением трудностей или решением проблем.

Чтобы оценить свою остроту ума, спросите себя следующее:

  • Регулярно ли я оцениваю текущую ситуацию в своем бизнесе как с внутренней, так и с внешней точки зрения?
  • Делюсь ли я ценными идеями со своей командой?
  • Когда я решаю проблемы, придерживаюсь ли я проверенных способов или ищу новые подходы?

Распределение

Распределение — это то, как вы планируете. Стратегически мыслящие люди ставят цели, распределяют ресурсы, распознают риски и компромиссы при принятии решений и создают преимущества, предлагая превосходную ценность. То, куда вы вкладываете свои ресурсы — время, талант и капитал, — является основным фактором вашей эффективности и требует наличия следующих компонентов:

  • Способность концентрировать ресурсы: Ресурсы, как правило, ограничены и без дисциплины могут быть распределены слишком тонко, чтобы оказать влияние на достижение ваших целей и задач. Стратегический подход подразумевает способность концентрировать ресурсы, смелость идти на компромиссы и готовность обеспечить соответствие использования ресурсов стратегическим целям.
  • Принятие решений: вместо того чтобы просто принять базовый вариант, стратегические мыслители генерируют ряд жизнеспособных альтернатив. Поскольку при принятии каждого решения приходится идти на компромисс, они анализируют плюсы и минусы каждой альтернативы, а также уровень допустимого риска.
  • Конкурентное преимущество: Главная цель стратегии — создание выгоды, выигрыша или прибыли. Конкурентное преимущество формируется, когда конфигурация ресурсов и деятельности компании приводит к созданию более высокой ценности для клиентов по сравнению с конкурентами. Как только преимущество достигнуто, стратегические мыслители продолжают старательно развивать его, чтобы оставаться впереди конкурентов.

Чтобы определить, насколько эффективно вы распределяете ресурсы, спросите себя:

  • Активно ли я перераспределяю ресурсы из малоэффективных областей в те, которые имеют больший потенциал?
  • Трачу ли я свое время на деятельность, которая отвечает моим целям?
  • Как я оцениваю себя в сравнении с конкурентами?

Действие

Подготовка бизнес-стратегии — это только один шаг; успех зависит от того, как вы потом реализуете стратегию. Здесь нужно выстраивать отношения с другими людьми и оптимизировать свою личную производительность.

  • Сотрудничество — это ваша способность работать с другими людьми, обмениваясь знаниями, данными и идеями, которые помогают вам продвигаться к определенной цели. Навыки общения — вербального, визуального и письменного — являются основополагающими для успешного сотрудничества, как и умение слушать без осуждения, поскольку это позволяет вам подходить к взаимодействию с открытым сердцем, восприимчивым к новым и другим путям продвижения вперед.
  • Исполнение подразумевает дисциплинированное применение ресурсов для достижения поставленных целей. Оно требует сосредоточенности и дисциплины, чтобы бороться с непрерывным потоком прерываний, шума и блестящих объектов, которые могут заставить вас сбиться с курса. Хотя исполнение часто рассматривается как тактика, в нем есть неотъемлемый стратегический компонент, потому что идеи, которые не актуализируются, будут томиться в непродуктивной безвестности, уменьшая ценность, которую вы можете предоставить.
  • Личная эффективность — это управление своим временем, энергией и мышлением в погоне за желаемыми результатами. Стратегический подход требует гибкости, чтобы адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, и умственной ловкости, чтобы преодолевать трудности и прокладывать новые пути к достижению целей.

Чтобы оценить свои способности к действию, спросите себя:

  • Когда приходит время реализовывать стратегию, насколько я готов к действиям?
  • Спрашиваю ли я в начале разговора у других, какие цели они преследуют?
  • Легко ли я отвлекаюсь на другие препятствия на пути?

Когда мы определяем стратегический подход как обладание пониманием, которое ведет к преимуществу, мы можем начать оценивать уровень своей стратегической подготовки. Умение мыслить, планировать и действовать — способность думать, планировать и делать — вот что отличает стратегических мыслителей от остальных, и это поведение, которому можно научиться и применять для создания превосходной стоимости. В то время как красота может быть в глазах смотрящего, стратегическое — в поведении.

Интересное:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

200+ назначений ежегодно14 лет подбираем руководителей для крупного и среднего бизнеса
50+ стратегических сессий в годПостоянно пополняем свой портфель актуальными направлениями и компетентными сотрудниками
70+ образовательных проектовГеография наших проектов включает всю Россию
Топ-10 консалтинговых компанийНаши темпы роста опережают средне-отраслевые темпы роста рынка консалтинга

Профиль

Дата регистрации03.07.2017
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва Ш. РУБЛЁВСКОЕ Д. 38 К. 2 КВ. 342
ОГРН 1177746650355
ИНН / КПП 7731374438 773101001
Среднесписочная численность2 сотрудника

Контакты

Адрес 105066, Россия, ​г. Москва, Нижняя Красносельская улица, д. 35, ст. 9
Телефон +74991101095

Социальные сети