РБК Компании
Главная diHouse 9 ноября 2023

Взгляд дистрибьютора: трансформации рынка ноутбуков

Последние годы российский рынок ноутбуков живет в состоянии «турбулентности». Какие же трансформации случились на рынке и чего ожидать
Взгляд дистрибьютора: трансформации рынка ноутбуков
Ирина Бабина
Ирина Бабина
Руководитель направления «Ноутбуки» компании diHouse

Ирина Бабина работает на ИТ-рынке более 20 лет, из которых более десяти занимает ведущие позиции в diHouse. Имеет большой опыт в успешном продвижении разных брендов на российском рынке.

Подробнее про эксперта

Российский рынок ноутбуков оживает: осень 2023 года показывает, что покупательская активность продолжает восстанавливаться, продажи прибавили около 5% по сравнению с прошлым годом. Руководитель направления «Ноутбуки» компании diHouse Ирина Бабина рассказывает о том, с какими изменениями столкнулся рынок ноутбуков, какие тренды его развития можно выделить и что нас ждет в ближайшем будущем.

Трансформация бизнес процессов

С 2020 года и до сегодняшнего момента российский рынок ноутбуков живет в состоянии «турбулентности»: то спрос резко снижается (в 2021 году падение составило около 30% по сравнению с «ковидным» 2020 годом), то опять начинает расти (первый квартал 2022 года). В марте 2022 года начался новый этап для всех участников рынка. Динамично меняющаяся ситуация вынуждает поставщиков оперативно реагировать на новые вызовы, подстраиваясь под них.

Весной прошлого года ряд известных брендов объявили об уходе с российского рынка, что резко подхлестнуло спрос. Как итог: в апреле товар заканчивается, так как покупатели смели с прилавков даже то, что не пользовалось популярностью. Летом наступил период стагнации, когда прежние запасы товара были распроданы, процедуры параллельного импорта были еще не полностью утверждены и рынок застыл в ожидании. Именно в этот период к нам хлынула продукция, изначально не предназначенная для российского рынка, витрины магазинов и маркетплейсов наводнили ноутбуки с нерусифицированными клавиатурами и операционными системами, устройства с неподходящими адаптерами питания и пр.

Осенью 2022 года параллельный импорт полноценно заработал, и к началу 2023 года российский рынок оказался заполнен продукцией самых разных брендов, как еще не получивших широкой известности у нас, так и проверенных временем и опытом покупателей. При этом выяснилось, что гипотеза о скором переходе популярности к китайским брендам не подтвердилась. Покупатели по-прежнему доверяют маркам, продукция которых известна им годами.

В итоге, к сентябрю 2023 года было продано 2,2 млн. ноутбуков на сумму 131,9 млрд. рублей, в то время как этот показатель в 2022 году составил 2,1 млн. на сумму 132,9 млрд. Около 9% штучных продаж пришлось на российских производителей.

Трансформация выбора потребителей

Изменились и предпочтения потребителей по техническим характеристикам ноутбуков. Вырос спрос на модели без операционной системы Windows, на данный момент доля таких ноутбуков составляет около половины от общего числа. Ранее пользователи выбирали модели с ОЗУ 8 Гб и ПЗУ 256 Гб, в последние месяцы большинство стало отдавать предпочтение ноутбукам с 16 ГБ ОЗУ и ПЗУ 512 Гб. Возросло количество покупателей, выбирающих модели ноутбуков свыше 100 000 рублей, а также игровые ноутбуки, по данным крупных сетей каждый шестой ноутбук, купленный в 2023 году, был игровым.

Взгляд дистрибьютора: трансформации рынка ноутбуков

Ряд факторов привели к росту покупательской активности, а именно: увеличение промышленного роста страны (ожидается рост ВВП на 1.2% по итогам 2023 года) и, соответственно, уменьшение уровня безработицы (менее, чем 3.5% на данный момент), большее число вовлеченных трудовых ресурсов в производство, рост уровня зарплат и прочее,  включая интеграцию новых регионов. 

Объем онлайн продаж неуклонно растет, однако на данный момент доли покупателей, отдающих предпочтение покупкам в формате онлайн и офлайн, распределяются примерно поровну: 53% против 47%. Выбор пользователей делать покупки офлайн объясняется тем фактом, что многим по-прежнему необходимо осмотреть технику перед покупкой лично. Особенно этот тренд выделяется в регионах: покупатели предпочитают получить подробную консультацию продавца, уточнить все волнующие вопросы, а также опасаются делать покупки вслепую на маркетплейсах из-за вероятности столкнуться с браком или другими проблемами.

Трансформация роли дистрибьютора

По итогам изменения ситуации на рынке за последние пару лет роль дистрибуции в цепочке сбыта усилилась. Важно отметить, что посредник несет все риски, которые ранее в большинстве случаев находились в сфере ответственности самого производителя: вопросы логистики, таможенного оформления, гарантийного и сервисного обслуживания, информационной и маркетинговой поддержки. Правильный выбор дистрибьютора — один из определяющих факторов успеха продаж на рынке.

Взгляд дистрибьютора: трансформации рынка ноутбуков

Ноутбуки — сложные технические устройства, и покупателю важно понимать, что в случае возникновения неисправностей он может спокойно обратиться к поставщику. Если ранее покупка ноутбука конечным покупателем происходила с полным ощутимым присутствием производителя в России , и у пользователя не было сомнений в вопросах гарантии или локализации, теперь эту задачу берет на себя дистрибьютор.

Дистрибьютор, как официальный посредник бренда, заботится о клиенте, оказывает поддержку и помогает избежать приобретения серой продукции или проблем с гарантийным обслуживанием.

Несмотря на все потрясения последних лет, рынок ноутбуков продолжает функционировать и обладает большим потенциалом для дальнейшего развития, на данный момент виден стабильный рост. Изменения курса валюты не останавливает потребителей перед покупкой техники, и новые модели с успехом продаются. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации31.07.2007
Уставной капитал10 000 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Басманный, ул. Доброслободская, д. 5
ОГРН 1077758508002
ИНН / КПП 7709751313 770101001

Контакты

Адрес 129075, Россия, г. Москва, Мурманский проезд, д. 14, к. 1 (8 этаж) БЦ «ЛАНИТ»
Телефон +74956516290

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия