РБК Компании
Главная ALP Group 22 сентября 2023

Чек-лист: как масштабировать ERP-систему с расчетом на крупный бизнес

Александр Казеннов объясняет, почему о росте бизнеса нужно думать с момента его создания
Чек-лист: как масштабировать ERP-систему с расчетом на крупный бизнес
Александр Казеннов
Александр Казеннов
Руководитель корпоративных практик ALP Group

Окончил МИЭТ. Пришел в ALP Group в 2008 году. С 2016 года занимает должность руководителя корпоративных практик.

Подробнее про эксперта

Умение анализировать большой объем данных и принимать решения на их основе — возможно, главный залог успеха бизнеса в современных реалиях. Понятно, что начинающий бизнес не сможет сразу же развернуть целый комплекс учетных и аналитических ИТ-систем — это дорого и во внедрении, и в обслуживании, да и просто нецелесообразно. Но продумывать возможность будущих внедрений нужно уже в начале пути, вне зависимости от текущих масштабов бизнеса.

Чтобы масштабирование ИТ-ландшафта происходило органически, параллельно с ростом бизнеса, у заказчика автоматизации должно быть четкое понимание, что, когда и зачем он хочет автоматизировать. Важно уже на начальном этапе думать о том, что компания будет делать с растущим уровнем конкуренции, как искать новые ниши, каким образом оценивать продажи и как мониторить ситуацию на рынке.

Вот примерный чек-лист вопросов, ответы на которые должны быть у заказчика наготове:

  • Как компания собирается расти в будущем (например, увеличит число номенклатурных позиций в десять раз, откроет несколько филиалов или выйдет на международный уровень)?
  • Каковы планируемые временные рамки для выхода на тот или иной уровень?
  • Как выглядит текущий ИТ-ландшафт в компании, что руководство в нем устраивает, а что — нет?
  • Каков бюджет на проект?
  • Какие ИТ-решения для фронт- и бэкенда доступны в данный момент на российском рынке?
  • Присутствуют ли какие-нибудь внешние ограничения (например, санкции на импортные продукты)?
  • Какая аналитика может потребоваться (управленческая отчетность в крупных корпорациях смотрится по одним срезам, а коммерческая — по другим)?
  • Достаточно ли будет отчетности по РСБУ, или компания планирует выходить на международный уровень и следовать зарубежным законодательствам?
  • Где система будет развернута — на локальных серверах или в облаке
  • Каковы требования к информационной безопасности, защите коммерческой тайны и личных данных пользователей?

Разобравшись с базовыми вопросами — как, куда, зачем и какими шагами мы хотим двигаться — можно переходить к более детальной продумке потенциального масштабирования. Например, на определенном этапе роста компании обязательно понадобится BI-система, чтобы анализировать продажи и себестоимость в разных разрезах.

Следующие классические звенья ИТ-ландшафта это: торговая система (обязательно интегрированная с национальной системой маркировки и прослеживания продукции «Честный ЗНАК»), система для ведения бухгалтерии и отчетности, а также система для управления маркетингом.

Крупная компания с хорошим уровнем цифровизации может задуматься о внедрении оптимизационных систем класса process mining — такие системы приносят реальную выгоду, помогают повышать эффективность и снижать издержки, но считаются сложными для внедрения и требуют развитой культуры управления большими данными и бизнес-процессами.

Стоит учитывать, что эффективность любой комплексной ИТ-системы напрямую зависит от качества входных данных. Именно поэтому критически важно с самого начала четко планировать, какую информацию компания будет собирать, как она будет структурирована и каким способом масштабироваться. В противном случае в будущем менеджеры просто не будут знать, как управлять лавинным потоком данных.

В течение нескольких лет индустрия может прийти к тому, что любая новая крупная автоматизация будет начинаться с описания модели данных и метаданных. У начинающего бизнеса на это, как правило, нет ресурсов. Но хорошим шагом будет создание хотя бы элементарного реестра в Excel — где и какие сведения будут храниться, и каким правилам они будут подчиняться.

Имея на руках план развития, описание данных и ответы на все указанные выше вопросы, можно переходить к выбору подрядчика. Как правило, все крупные компании-интеграторы нацелены на долгосрочное сотрудничество и оказывают бесплатные консультации.

Если интегратор задает множество вопросов о бизнесе при формировании технического задания — это хороший знак. Какой бы прославленной ни была ИТ-компания, в начале внедрения разработчики априори не могут знать абсолютно все тонкости бизнес-процессов в отдельно взятой организации лучше, чем ее владельцы. Конечно, это не отменяет ценности опытного интегратора. Подрядчик должен исследовать бизнес, который он автоматизирует, выявить проблемные места, познакомить клиента с передовыми практиками в отрасли и помочь клиенту стать лучше.

Кроме того, при автоматизации малого и среднего бизнеса грамотный подрядчик будет стараться свести объем кастомизаций типовых решений к минимуму (специфические наработки всегда сложно перетаскивать на крупную ИТ-архитектуру) и предлагать только такие технологии, которые в дальнейшем позволят заказчику легко обновлять решения на продукты более высокого класса по мере взросления компании (такая линейка продуктов есть, например, у 1С).

Масштабирование ИТ-систем будет успешным, если и клиент и подрядчик представляют себе не только ту систему, которая нужна бизнесу в данный момент, но и ту систему, которая понадобиться ему через десять лет. Найдите идеального партнера по автоматизации — и следуйте намеченному плану по плавному росту компании и окружающего ее ИТ-ландшафта.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

I место в рейтинге фирмы «1C»Крупнейшее внедрение «1С» в ФГУП «Почта России», автоматизировано 47 612 рабочих мест.
Внедрение «1С: Консолидация 8»Одно из самых масштабных внедрений «1С: Консолидация 8» в ПАО «Газпромнефть», автоматизация >5к мест

Профиль

Дата регистрации14.10.2010
Уставной капитал100 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ПРЕСНЕНСКИЙ РАЙОН УЛ 2-Я ЗВЕНИГОРОДСКАЯ 13 СТРОЕНИЕ 42 ЭТАЖ 9, ПОМЕЩ./КОМ, I /18,
ОГРН 1107746840420
ИНН / КПП 7703729939 770301001

Контакты

Адрес 123022, Россия, г. Москва, ул. 2-я Звенигородская, д. 13, корп. 41, 7 этаж
Телефон +78005555151

Социальные сети