РБК Компании
Главная Konica Minolta 27 декабря 2023

Как гиперавтоматизация покоряет российский рынок

Как развивается рынок расширенной автоматизации, и каких изменений ждать в ближайшее время
Как гиперавтоматизация покоряет российский рынок
Сергей Цибенко
Сергей Цибенко
менеджер по развитию бизнеса ИТ-решений компании Konica Minolta

менеджер по развитию бизнеса ИТ-решений компании Konica Minolta

Подробнее про эксперта

С 2020 года гиперавтоматизацию называют одной из самых многообещающих тенденций в мире технологий. Но только сейчас, когда интеллектуальные инструменты стали широко применять в бизнесе, можно действительно говорить о ее популярности. Сергей Цибенко, менеджер по развитию бизнеса ИТ-решений компании Konica Minolta — о том, как развивается рынок расширенной автоматизации, и каких изменений ждать в ближайшее время. 

Начало

Ажиотаж вокруг гиперавтоматизации начался в 2020 году, когда Gartner включил ее в топ самых многообещающих технологических трендов. К этому времени большинство компаний, особенно крупных, начали процесс цифровой трансформации. 

Бизнес внедрял точечную автоматизацию: CRM, ERP, BI-системы и другие критически важные ИТ-решения. Следующим шагом стало объединение всех инструментов в единый технологический комплекс, наилучшим образом решающий задачи бизнеса. 

Наладить синхронизацию между разрозненными элементами ИТ-ландшафта помогали такие инструменты, как RPA и ИИ, а также технологии low и no code. Они ускоряли и упрощали переход бизнеса на цифровые рельсы, что помогало решать задачу создания единой ИТ-среды в организации. 

К примеру, инструменты RPA способны автоматизировать обработку и перенос данных между бизнес-приложениями, как если бы это делал человек. Один из плюсов RPA — не нужно настраивать сложные интеграции, роботы способны воспроизводить действия пользователя взаимодействуя с системами на уровне интерфейса. Эта способность снижает требования со стороны информационной безопасности и дает бизнесу нужное решение за 3-6 недель на простых и 3-5 месяцев на сложных проектах.

Такой подход к цифровизации, когда интеграция цифровых решений не требует серьезных доработок и кастомизации, стали называть гиперавтоматизацией.

В 2022 году, по оценкам аналитиков, глобальный рынок гиперавтоматизации перешагнул планку в 36 млрд долларов. 80% участников недавнего опроса Salesforce и Vanson Bourne отметили, что планируют поддерживать программы гиперавтоматизации и включить их в технологическую «дорожную карту» на следующий год. По прогнозам, сегмент будет расти со среднегодовой скоростью более чем 16%. 

Кому нужна гиперавтоматизация уже сейчас

Еще в 2021 году аналитики Gartner говорили о том, что гиперавтоматизация из конкурентного преимущества становится средством выживания бизнеса на рынке. 

Она дает возможность кратно ускорить цифровую трансформацию, а также оптимизировать количество ресурсов, требующихся для улучшения бизнес-процессов.

Кейс: торговая компания, чья деятельность связана с работой во внешней ИС не имеющей API. Процесс обслуживают 4 сотрудника. ФОТ — 2,5 млн руб. в год. Реализация проекта на RPA позволила переключить сотрудников на решение других задач, стоимость обслуживания снижена до 500 тыс. руб. в год.

Это пример того, как RPA дает нужный результат там, где привычной интеграции в принципе быть не может.  

На сегодняшний день в компаниях используется множество ИТ-продуктов, решающих локальные задачи. Решение задачи по обмену информацией между продуктами — как раз частный случай гиперавтоматизации. С ее помощью можно сократить расходы на решение в среднем в 2 раза. 

  • финансовые организации и банки;

Банки, финансовые и страховые компании — те самые индустрии, которые всегда находятся на передовой любых цифровых изменений. Рынок крайне высококонкурентный и клиентоориентированный, поэтому компаниям важно непрерывно повышать свою эффективность, снижать затраты и улучшать клиентский сервис. 

Как правило, именно на них обкатываются свежие технологии — так, за рубежом финансовый сектор начал тестировать первых программных роботов еще в 1990-х. Сейчас с помощью RPA оценивается платежеспособность заемщиков, обрабатывают заявки на открытие счетов и проверяют корректность данных, а также выполняют множество других задач. 

В свою очередь, ИИ используется для эффективного взаимодействия с клиентами, прогнозирования и оценки финансовых рисков. Таким образом, они уже готовы к гиперавтоматизации — поэтому и зашли в эту нишу в первых рядах.

  • розничная торговля;

Розничная торговля, наряду с финансовой сферой, — высоко конкурентная среда. Без оптимизации операционных затрат на этом рынке не выжить — как минимум потому, что маржинальность в розничной торговле, как правило, очень низкая. Ее удается повысить только за счет сокращения расходов. Поэтому интенсивный рост и развитие розничных сетей, которое мы наблюдаем в последние годы, однозначно связаны с автоматизацией.

Ритейл одним из первых начал внедрять инновации, и сейчас эти компании используют гиперавтоматизацию преимущественно для решения бэк-офисных задач: управления поставщиками, работы с запасами и транспортировкой, выхода на маркетплейсы. 

  • компании с развитыми логистическими процессами или сложными цепочками поставок. 

В условиях повсеместного нарушения цепочек поставок в российском бизнесе в последние 3 года логистика также становится одним из ключевых направлений для гиперавтоматизации. 

В первую очередь в этой сфере используют инструменты RPA — роботы помогают фиксировать предварительные и финальные цены на продукцию по счетам-фактурам, информировать нужные ИС об изменении стоимости товаров. 

Также программные роботы способны контролировать и отслеживать транспортные единицы. А инструменты искусственного интеллекта позволяют планировать сценарии логистических процессов и при необходимости быстро вносить изменения.

Будущее гиперавтоматизации

Можно выделить несколько ключевых трендов в области гиперавтоматизации, которые будут определять ландшафт этого рынка в ближайшие годы. 

На рынке постепенно формируется понимание, что гиперавтоматизация — это дисциплинарный подход, а не конкретные инструменты. 

Гиперавтоматизация формируется на стыке технологий — и говорит об их эффективном, высокоскоростном внедрении и интеграции. И это не только RPA и искусственный интеллект. К инструментам гиперавтоматизации могут относиться и технологии BPM, и любые low/no-code решения.  Другими словами, все те инструменты, которые могут объединить разрозненные ИТ-системы в единый ИТ-ландшафт. 

Это очень важный сдвиг в идеологии гиперавтоматизации. Долгое время под ней неверно понимали любой набор технологических продуктов, ориентированный на решение одной бизнес-задачи или автоматизации конкретного бизнес-направления. 

В результате получался «зоопарк» решений, слабо интегрированных между собой. Сейчас приходит понимание того, насколько важна согласованность продуктов в такой связке. 

***

Сейчас мы переживаем очередной виток научно-технической революции, которая теперь «драйвится» инструментами ИИ и нейросетями. Тем компаниям, которые стремятся быть на передовой этого движения, важно обратить внимание на гиперавтоматизацию. 

Особенно актуален тренд для российского бизнеса, который за последние несколько лет пережил переход на удаленный режим работы и локдауны, изменение логистических цепочек и ограничения на ввоз привычной продукции. 

Чтобы выживать на турбулентном рынке, нужно автоматизировать как можно больше бизнес-процессов. Гиперавтоматизация — удобный и доступный для этого инструмент, позволяющий создавать комплексные решения. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации15.04.2003
Уставной капитал610 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Можайский, ул. Верейская, д. 29 стр. 33, ком. 8; 6-Й этаж
ОГРН 1037730010075
ИНН / КПП 7730165720 773101001
Среднесписочная численность130 сотрудников

Контакты

E-mail INFO@KONICAMINOLTA.RU