РБК Компании

Показатели и порядок годового финансового планирования

План — это всегда предположение, но, как сказал Г. Уэллс: «Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади». Рассказываем, что учесть компаниям МСП в стратегии
Показатели и порядок годового финансового планирования
Ирина Екимовских
Ирина Екимовских
Собственница и директор Аудиторско-консалтинговой группы «Капитал»

Финансовый эксперт, автор деловой книги года «Считай и богатей. Финансовые аксиомы предпринимателя», автор экспертных статей, обучающих курсов и опытный спикер

Подробнее про эксперта

Какую доходность на вложенный капитал должен обеспечивать бизнес с учетом рисков, которые несет предприниматель? Это главный вопрос финансовой стратегии.

Разрабатывая финансовый план, необходимо оцифровать цели и ключевые показатели. Ведь финансовый план — это вектор развития компании, он задает нормативы работы всем подразделениям.

Какие показатели заложить в финансовый план?

1. Показатели прибыли. Чтобы заработать желаемую прибыль, надо четко понимать, какая у компании должна быть выручка и какие расходы она может себе позволить. Величина доходов, размер расходов, уровень наценки и рентабельности, размер чистой прибыли — ключевые показатели плана по прибыли.

2. Размер капитала или структура имущества и обязательств. Для работы бизнесу нужны деньги, которые оседают на складах, в дебиторской задолженности покупателей, в авансах, выданных поставщикам. Нужно понимать, какую отсрочку можно предоставлять, какой склад готовой продукции и материалов может иметь компания, исходя из имеющихся средств. Какой объем оборотных средств нужен бизнесу для эффективной работы, какой объем заемного капитала можно безопасно привлечь — эти величины должны быть в финансовом плане и соблюдаться.

3. Деньги. Если составлять план поступления денежных средств и план платежей, можно заранее увидеть периоды дефицита средств и своевременно начать готовиться к привлечению финансирования.

4. Инвестиции. Исходя из прибыли, которую планирует заработать бизнес, можно планировать безопасную инвестиционную нагрузку для компании.

5. Резервы. Финансовый план обязательно включает порядок создания и правила расходования финансовых резервов — они обеспечивают бизнесу платежеспособность и устойчивость.

6. И наконец, выплаты по дивидендам. На какие дивиденды может рассчитывать предприниматель, если компания выполнит поставленные перед ней планы.

Чтобы получить работающую финансовую стратегию, важно следовать основным правилам финансового планирования.

7 правил финансового планирования

1. Правило 1:3. Планирование одного финансового периода строится на анализе трех предшествующих.

2. Сопоставимость форм отчетности. Чтобы сделать правильные выводы, вы должны работать в одной системе координат. Если вы хотите использовать новые формы, или новые учетные принципы, то данные за три предшествующих периода тоже надо переложить в новый формат (см. пункт 1).

3. Определить, как планировать расходы, — по начислению или кассовым методом.

  • По начислению — если у вашей организации есть дебиторская и кредиторская задолженность. В таком случае план доходов и расходов надо составлять по начислению, иначе можете получить неверное представление о финансовом результате периода и о состоянии ваших активов и пассивов.
  • Кассовым методом (или по оплате) можно учитывать расходы величина которых постоянна, несущественна (например, менее 5% всех расходов), у которых совпадает день оплаты и день получения услуги.

4. Классифицировать «Прочие расходы». Чтобы расходами управлять, они должны быть классифицированы и отнесены к конкретной статье. У статьи «Прочие расходы» должно быть жесткое ограничение — не более какого-то установленного лимита от выручки или от общей величины расходов. Например, не более 3%.

Перечень статей: 

  • не должен быть большим,
  • должен быть понятным и управляемым,
  • должен быть закрытым и изменяться не чаще одного раза в год.

5. Прописать расходы по пессимистичному сценарию. Если вы не уверены, случится расход или нет, то лучше запланируйте его и прикиньте, хватит ли вам финансов. Если расхода не произойдет, то по результатам года у вас будет дополнительная прибыль, что будет являться положительным отклонением. А вот столкновение с неожиданными расходами может иметь серьезные последствия.

6. Предусмотреть три ключевые формы управленческой отчетности:

  • План доходов и расходов покажет, сколько прибыли вы заработаете в следующем году;
  • План движения денежных средств покажет, хватит ли вам денег на все выплаты;
  • Прогнозный баланс покажет, какое состояние активов и пассивов у вас будет на конец планируемого периода, если вы заработаете столько прибыли и получите такие денежные средства.

7. Меньше деталей. Не надо расшифровывать статью «Канцтовары» на карандаши и линейки, если для вас это несущественные затраты. Поставьте акценты только на нужной информации. Мелкие подстатьи «схлопните», иначе рискуете рассеять фокус внимания и упустить важное.

План — это всегда предположение, взгляд в будущее, но, как сказал Герберт Уэллс: «Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади».

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

ТОП-20 аудиторских групп Россиив рейтинге RAEX
20+ лет на рынкекомпания создана в 2002 году
100 млн ₽ — сумма страхованияпрофессиональной ответственности

Профиль

Дата регистрации
30 мая 2002
Уставной капитал
Юридический адрес
обл. Свердловская, г. Екатеринбург, тракт Сибирский, д. 12, стр. 1, офис 504
ОГРН
1026602337068
ИНН
6658149843
КПП
668501001
Среднесписочная численность
51 сотрудник

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия