РБК Компании
Главная Qugo 20 декабря 2023

Нюансы судебного и досудебного порядка разрешения спора с самозанятыми

Разберем варианты разрешения споров с исполнителями на НПД
Нюансы судебного и досудебного порядка разрешения спора с самозанятыми
Игорь Знак
Игорь Знак
Генеральный директор B2B-платформы для работы с самозанятыми Qugo

Работал в сфере маркетинга и рекламы 10 лет, последние 5 лет трудился в HR Tech индустрии: занимался проблемой ускорения процессов кадрового документооборота и оформления документов, а также отвечал за разработку инновационных продуктов. Принимал активное участие в развитии нескольких стартапов как на российском рынке, так и в странах Африки и Латинской Америки. Консультирует стартапы в акселераторах ФРИИ, StartupLab, внутренних акселераторах «Ростелекома», группы БКС и других.

Подробнее про эксперта

Сотрудничая с самозанятым, заказчик может столкнуться с ситуацией, когда услуги выполнены некачественно или не выполнены совсем. Разберем варианты разрешения споров с исполнителями на НПД. Определим, в каких случаях нужно направить самозанятому досудебную претензию и уточним, в какой суд обращаться, если спор невозможно решить в претензионном порядке.

Спор с самозанятым. Что важно знать

Лучший вариант разрешить спор — это его не допустить. Перед началом сотрудничества нужно обговорить с самозанятым все нюансы, в том числе ответственность за нарушение условий договора и сам порядок разрешения споров.

Чаще всего споры с самозанятым возникают из-за некачественно оказанных услуг или их невыполнения. Реже встречаются споры, которые связаны с расторжением ранее заключенного договора ГПХ по определенным причинам.

Порядок разрешения спора между заказчиком и исполнителем зависит от того, по какой причине он возник. Разберем, что из себя представляет претензионный порядок, в каких случаях он обязателен и что нужно учесть при подготовке иска в суд, если договориться с самозанятым «полюбовно» не удалось.

Досудебный порядок разрешения спора с самозанятым

В договор с самозанятым нужно включить условие о соблюдении претензионного порядка разрешения спора. Претензионный или досудебный порядок разрешения спора представляет собой урегулирование конфликта без участия суда. Такой порядок позволит сторонам сэкономить на судебных издержках и решить конфликт в более короткие сроки и с наименьшими потерями.

Досудебный порядок разрешения споров в большинстве случаев не является обязательным для сторон. Если законом претензионный порядок не предусмотрен, стороны могут обойтись без него, но для заказчика выгоднее, когда конфликт разрешается без участия суда.

Обязательный досудебный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае, если спор связан с расторжением договора. Если конфликт возник из-за некачественного выполнения услуг или если они не выполнены, претензионный порядок не обязателен

Подробнее о досудебном порядке урегулирования гражданско-правовых споров и условиях, при которых он обязателен, можно узнать из Постановления Пленума ВС от 22.06.2021 № 18.

Если в договоре стороны указали, что нужно соблюдать такой порядок, или он обязателен по закону, при возникновении конфликта, сторона, чьи интересы нарушены, должна направить второй стороне досудебную претензию.

Как составить досудебную претензию 

Порядок составления этого документа, как и его форма, официально не утверждены. Досудебная претензия составляется в простой письменной форме, в ней нужно указать:

Преамбула документа

  • Данные о заказчике: название организации или ФИО ИП, ИНН и КПП (только для компаний), ОГРН, юридический адрес или место постоянного проживания (для ИП), а также контактные данные для связи.
  • Данные о самозанятом: ФИО, ИНН, ОГРНИП (для ИП на НПД), место проживания, паспортные данные, если они известны, и все известные контактные данные (номер телефона, адрес электронной почты).

Название документа

Досудебная претензия, претензия, требование, требование (претензия).

Текст документа

  • Порядок оформления отношений с исполнителем.

Когда с самозанятым был заключен договор, в отношении каких услуг и в какие сроки должны были быть оказаны услуги.

  • Условия договора, которые нарушил самозанятый.

Некачественно оказал услуги, выполнил их с нарушением срока или не выполнил.

Резолюция

Требования к самозанятому: необходимость устранить недостатки, оказать взятые на себя обязательства, вернуть полученную по договору оплату, выплатить штраф или компенсировать возникший убыток.

В претензию можно включить срок, в течение которого нужно устранить недостатки или выполнить другие условия договора. Также нужно указать, что если исполнитель не выполнит условия, которые содержит претензия, заказчик оставляет за собой право обратиться в суд.

После этого претензию нужно подписать и передать исполнителю. Сделать это можно несколькими способами:

  • Лично в руки

Если с самозанятым есть контакт, он не скрывается от заказчика, то передать претензию ему можно лично в руки. Для этого документ нужно составить в двух экземплярах: один передать исполнителю, а на втором попросить исполнителя поставить подпись и дату получения претензии.

  • По почте

Претензию нужно направить заказным письмом с описью вложения. В этом случае заказчику придет уведомление о том, что исполнитель получил документ.

Можно также продублировать документ на электронную почту или в мессенджер, чтобы исполнитель ознакомился с ним как можно быстрее.

По общему правилу ответ на претензию исполнитель должен дать в течение 30 дней, если в договоре не прописан другой срок.

Если самозанятый не смог выполнить условия претензии или отказался получить этот документ, единственный вариант разрешения спора — это обратиться в суд.

Судебный порядок разрешения спора с самозанятым

При обращении в суд нужно учесть:

  • Подсудность спора.

Если исполнитель — самозанятый без статуса ИП, то иск нужно направить в суд общей юрисдикции. 

Если сумма исковых требований не превышает 50 000 руб., исковое заявление направляется мировому судье, а если сумма спора больше — в районный суд. 

Если исполнитель — ИП на НПД — иск нужно подать в Арбитражный суд.

  • Необходимость оплаты госпошлины

Госпошлину первоначально оплачивает тот, кто подает иск. Если истец выигрывает дело, то оплату госпошлины, как и прочих судебных издержек, присуждают ответчику.

Рассчитать размер госпошлины можно на сайте суда, в который направляется иск.

  • Иск по умолчанию подается по месту нахождения ответчика

Но при заключении договора в нем можно прописать, что, если возникнут споры, которые требуют разрешения в суде, иск нужно подать в конкретный суд — по месту нахождения заказчика.

Как составить иск

Иск, как и досудебная претензия, составляется в свободной форме, в ней нужно указать:

Преамбула документа

  • Название суда, в который подается иск.
  • Данные истца: название организации или ИП, ИНН/КПП, ОГРН, юридический адрес и контактные данные.
  • Данные ответчика: ФИО, ИНН, ОГРН если исполнитель имеет статус ИП, место проживания, контактные данные.
  • Сумма иска: в рублях.
  • Размер госпошлины.

Название документа

Исковое заявление о взыскании задолженности по договору оказания услуг / иск по безвозмездному устранению недостатков по оказанным услугам / исковое заявление о расторжении договора, взыскание аванса, убытков и т.п.

Текст документа

  • Обстоятельства дела

В чем заключается нарушение прав истца и на чем основываются его требования.

  • Требования истца

Требования к самозанятому указываются в просительной части иска, после слова «Прошу суд».

Здесь нужно подробно расписать, что конкретно истец просит у суда. Например, взыскать с ответчика выплаченную часть вознаграждения за услуги, которые фактически не были оказаны, возместить убыток, который понес заказчик из-за услуг ненадлежащего качества или оказанные с нарушением сроков, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины.

  • Приложение к иску

В приложении нужно перечислить все документы, которые предоставляются в суд вместе с иском. 

После этого исковое заявление нужно подписать и передать в суд. Сделать это можно несколькими способами:

  • Лично или через представителя, обратившись в суд.
  • Направив иск по почте заказным письмом с описью вложения.

Для того, чтобы минимизировать риски, сотрудничайте с самозанятыми через специальные платформы — например, Qugo. Проводите выплаты самозанятым и получайте все необходимые закрывающие документы в личном кабинете клиента на платформе или через ЭДО. Акты и чеки формируются автоматически. Вся информация по документам и платежам находится в одном месте. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации16.09.2020
Уставной капитал1 000 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ТВЕРСКОЙ УЛ 1-Я ТВЕРСКАЯ-ЯМСКАЯ 23 СТРОЕНИЕ 1 ЭТАЖ/ПОМЕЩ. 6/I, КОМ. 1-9,
ОГРН 1207700339791
ИНН / КПП 7727452605 771001001
Среднесписочная численность12 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, 1-я Тверская-Ямская ул., д. 23, стр. 1
Телефон +74957990082

Социальные сети