РБК Компании
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Главная Свой Банк 17 декабря 2024

Как управлять лояльностью и мотивацией команды

Сергей Волынец, Technical Project Manager проекта «Свой Банк» — о том, как повысить лояльность и уровень мотивации в коллективе
Как управлять лояльностью и мотивацией команды
Источник изображения: Freepik.com
Сергей Волынец
Сергей Волынец
Technical Project Manager

IT-эксперт с многолетним опытом в отрасли

Подробнее про эксперта

Как повысить лояльность и уровень мотивации в команде? Практически каждый уважающий себя Project Manager сталкивался с данным вопросом или, как минимум, рассуждал на эту тему в контексте «а что, если бы..». Причины, которые могут приводить к таким мыслям могут быть разные:

  • затянувшийся стартап, который выжег все силы и инициативу из команды;
  • перманентно высокий темп работы, который диктует специфика проекта и амбициозные бизнес-цели заказчика;
  • отсутствие изменений, гибкости и «человекоориентированности» в процессах компании;
  • да и такая команда может попросту достаться тебе «по наследству» от предыдущего менеджера, который наворотил дел, почему тебя, собственно, и наняли вместо него.

В общем и целом, можно было бы довольно много рассказывать, как управлять командным духом и мотивацией сотрудников, чтобы в принципе не оказаться в подобной ситуации, но сегодня речь пойдет о другом. Возможно, для кого-то это будет прописными истинами и само собой разумеющимся, но я расскажу, какими методами и принципами пользуюсь в работе непосредственно сам с командой проекта Свой Банк, входящего в группу холдинга IDF Eurasia, в которой я работаю в должности проектного менеджера с 2018 года. 

Разговаривай с людьми

Любой человек — существо социальное. Все мы испытываем эмоции, сталкиваемся с проблемами и переживаниями, которыми привыкли делиться друг с другом, объединяться вокруг этих проблем с целью их решения или просто по общим интересам. Я часто встречаю в своей практике случаи, когда человек, который работает на удаленке или, в принципе, был вынужден переехать в другой город и страну, в очень скором времени замыкается в себе. Ему кажется, что все вокруг направлено против него, никто его не понимает, трудности кажутся нерешаемыми, а проблемы возводятся в абсолют и занимают буквально все свободное место в голове.

Но, как показывает практика, достаточно начать просто говорить о своих проблемах — и они буквально таят на глазах. И это, в первую очередь, задача менеджера — потянуть за ту самую ниточку, которая держит тот самый узел, в котором твой человек запутался. А дальше важно не просто слушать, а уметь слышать, понять источник проблемы, дать совет из своего опыта или общепризнанных практик, включиться в нее и, по возможности, решить. При этом подойдет любой формат общения, как face-to-face, так и в одностороннем порядке: собрать встречу, на которой можно поделиться опытом решения типовых проблем, предложить что-то полезное, рассказать про свои хобби и интересы или просто быть услышанным.

Я в своей работе уделяю большое внимание общению с сотрудниками и выстраиванию приятельские отношения в коллективе, так как считаю, что сплоченность и сыгранность команды — это 90% ее успеха. Остальные 10% — технологии, инженерные практики и так далее — всему этому можно научиться.

Проводи тимбилдинги

Тимбилдинги — также немаловажный аспект, который поможет наладить отношения в команде. Формат может быть любой: например, игровая онлайн/оффлайн-встреча или совместный поход куда-либо — важно вместе поактивничать, вместе почилить. В общем, любая активность, на которую хватит фантазии и которая будет поддержана большинством, но ключевое слово — СОВ-МЕСТ-НО. Это поможет переключиться от рутины, пообщаться в неформальной обстановке, обсудить проблемы и планы, повидаться или познакомиться с коллегами, построить модель взаимодействия и коммуникаций между сотрудниками, которую в дальнейшем можно будет экстраполировать на производственный процесс.

Научись принимать обратную связь

Не стоит ожидать, что выгоревшая и демотивированная команда с порога упадет тебе в объятья как спасителю, который пришел и сейчас вот все наладит. Скорее всего, на практике вы столкнетесь с неким скептично-экзистенциальным игнором. Но та самая обратная связь, которую будет давать тебе команда в качестве фидбэка твоей работы — это самая ценная и чистая фактура, с которой стоит глубоко и усидчиво поработать. При этом не стоит забывать, что не все отзывы могут нести в себе конструктив, некоторые могут являться просто токсичным белым шумом. Нужно тщательно все анализировать, взвешивать и давать релевантную оценку всему, что возвращает тебе команда, работать с этой обратной связью. Ну и да, с неисправимыми «токсиками» в команде, к сожалению, придется расстаться. 

Стань авторитетом для команды

Уважение в глазах коллег, принятие тебя в качестве их лидера — это то, что нельзя получить по щелчку пальца или разнарядке руководства. Это то, что формируется само в головах твоих людей, на основании твоих поступков, решений и участия в жизни команды. Это то, что ТЫ должен вырастить в СЕБЕ. Сам. 

Сейчас может показаться, что повеяло популизмом, но тем не менее, бОльшую часть работы придется провести именно над собой. Тебе самому нужно будет стать экспертом в том, что ты делаешь. Понимать корпоративные ценности и стратегический вектор компании, транслировать его в команду. Иметь техническую экспертизу, постоянно развивать ее, чтобы ты мог разговаривать с инженерами на их языке, участвовать в обсуждениях. Уметь «работать руками», накинуть себе на плечо бремя и потянуть его вместе со всеми. Впереди всех. Быть честным, держать данное слово и обещания, давать мотивацию, поддержку и защиту любому и каждому.

Применяй ротации

Смена проекта, его доменной части или даже конкретной задачи — очень важный аспект для повышения эффективности команды и вовлеченности сотрудников в рабочий процесс. Обеспечивая разнообразие задач, стека технологий, применение различных инженерных практик и решений позволит исключить из работы рутинность и монотонность, позволит сотрудникам развиваться как горизонтально, так и вертикально, повысить квалификацию и в целом избавит от ощущения, что они изо дня в день ходят на один и тот же завод и крутят одни и те же гайки.   

При этом не стоит забывать, что ротация сотрудников требует постоянного внимания и мониторинга их работы. Стоит обращать внимание на вовлеченность в новые задачи, успех в их реализации и достаточность экспертизы для их решении.

Четкая стратегия и долгосрочные планы

Любой член команды должен понимать, что конкретно он делает, во имя какой цели и к какому результату должен привести его вклад в общее дело. Для этого необходимо четко и регулярно транслировать команде корпоративные цели, предстоящие бизнес-планы по развитию, демонстрировать целевые показатели с реверсом на текущие. Это, в первую очередь, избавит всех от такого явления, назревающего в демотивированной команде, как ощущение стартапа внутри энтерпрайза, когда каждый делает свою часть работы от забора и до обеда, при этом не понимая общей картины производственного процесса и финальной его цели. Во-вторых, понимание сотрудниками планов проекта и компании в целом прибавляет уверенности в завтрашнем дне, дает понимание, что все мы еще только в начале долгого пути, что проект не закроется со дня на день, что менеджмент работает, как он должен работать.

Форма представления данной информации может быть любой: проведение общих собраний, рассылка писем с отчетностью, использование внутренних новостных порталов, публикации в социальных сетях и т.д. Наиболее продуктивным, на мой взгляд, является гибридный формат, при котором, помимо монолога о планах и цифрах присутствует диалог с сотрудниками, ответы на интересующие вопросы, работа с критикой и обратной связью. 

Давай возможность принимать решения и нести ответственность за них

Можно очень долго взывать к голосу совести и ответственности и сетовать на отсутствие мотивации до тех пор, пока твоя команда эту самую ответственность не ощутит на себе. Возможность самостоятельно принимать решения в рамках своих компетенций повышает самостоятельность и автономность сотрудников, а также увеличивает вовлеченность в работу. Одно дело, когда ты сделал, как тебе сказали. Совершенно другое, когда ты сам принял такое решение и взял тем самым ответственность за его результат. Даже если результат получился не совсем тот, который планировали, это, в любом случае, результат, так как в следующий раз ты подойдешь к вопросу более осознанно и зрело, будешь тщательнее взвешивать все «за» и «против», просчитывать риски и т.д. Плохого результата с точки зрения процесса становления командного сознания и коллективной ответственности в принципе быть не может, потому что все набитые шишки — это бесценный опыт, который из ниоткуда не появится. 

Стимулируй команду принимать решения и находить ответы на вопросы самостоятельно. Делегирование — неотъемлемый аспект развития самостоятельности. Также не стоит забывать о признании и поощрении подобных решений: малых побед не бывает, а подкрепление положительного результата способствует его повторному достижению.

Система мотивации и бонусов

Не стоит забывать, что на голом энтузиазме, альтруизме и популистской эксплуатации высоких целей далеко не уедешь. Все мы, конечно же, ходим на работу по зову сердца и потому что это наше призвание, но кушать хотят при этом тоже все. В команде необходимо выстроить понятную и прозрачную систему поощрений и мотивации, при этом необходимо исключить возможность двойственности трактования и разночтения:

  • Любая выполненная работа должна быть оплачена в полном объеме;
  • Все договоренности по бонусам и премиям должны выполняться. Не имеешь возможности выдать премию — не обещай. 

Я в своей практике использую систему бонусов за выполнение KPI и индивидуальных целей для сотрудников. Результат выполнения в таком случае должен быть однозначным, материальным и иметь прикладной характер. Ответом на его выполнение должно быть «да/нет», никаких «стать лучше» и «делать больше/меньше». В таком случае сотрудник становится более мотивированным сделать чуть больше для проекта и компании и внести экстра-вклад в ее развитие и развитие собственных скиллов и компетенций, а компания в свою очередь частью этой прибыли делится с сотрудником.

В общем, как вы могли заметить, повышение лояльности и уровня вовлеченности сотрудников в работу — процесс не быстрый и требует постоянного и системного подхода. И вышеуказанные способы — конечно, не догма. Для достижения положительного результата нужно пробовать различные варианты, комбинировать их, и в конечном итоге вы сможете построить ту самую команду мечты.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации28.02.1995
Уставной капитал217 956 032,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Филевский Парк, ул. Василисы Кожиной, д. 1, офис 804.8
ОГРН 1026400001870
ИНН / КПП 6453031840 773001001

Контакты

Адрес 121096, Россия, г. Москва, ул. Василисы Кожиной, д. 1, офис № 804.8
Телефон +78001010303

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия