РБК Компании

Родион Ступин: «Лучшее лечение — то, которого не было»

В апреле сети клиник «Будь Здоров» исполнилось 19 лет. В преддверии этой даты мы побеседовали с генеральным директором компании Родионом Ступиным
Родион Ступин: «Лучшее лечение — то, которого не было»
Родион Ступин
Родион Ступин
Генеральный директор сети клиник «Будь Здоров»

Эксперт в области стратегического развития медицинских организаций, автоматизации бизнес-процессов, повышения качества обслуживания, внедрения передового опыта и расширения географии обслуживания

Подробнее про эксперта

Вы заняли пост генерального директора сети клиник «Будь Здоров» в начале 2024 года. Учитывая ваш большой опыт, какие основные стратегические направления вы определили для себя в рамках новой роли? Какие цели перед вами сейчас ставит ваш акционер — страховая компания «Ингосстрах»?

Верно, я встал у руля клиники в январе этого года и сразу поставил перед командой амбициозные цели — расширить географию обслуживания и укрепить лидерские позиции сети. 

Рынок коммерческой медицины с каждым годом становится все более конкурентным — только за последние пять лет он вырос, по разным оценкам, на 23-35%. Такая динамика во многом обусловлена расширением сети и региональной экспансией крупных игроков. Поэтому сегодня стратегия развития сети «Будь Здоров» нацелена прежде всего на выстраивание эффективных бизнес-процессов и масштабирование нашей сети. Эти же задачи ставит перед нами материнская компания «Ингосстрах». 

Мы планируем развиваться не только количественно, но и внедрять новые направления, например, производственную медицину полного цикла. Немаловажным фактором успеха является расширение сервисной составляющей. Работа по высоким международным стандартам Joint Commission International (JCI) и стандартам Росздравнадзора — в числе наших безусловных приоритетов. 

Без инноваций и технологий сегодня никуда. Медицина, как и многие сферы бизнеса, все больше «уходит в цифру» — онлайн-медицина становится обычной рутиной, и клиники активно включились в этот процесс. Наши пациенты уже могут с помощью мобильного приложения записаться к врачу, получить доступ к своей медицинской карте, назначениям и результатам анализов, а также получить телемедицинскую консультацию специалиста. 

Постепенно мы внедряем передовую интегрированную модель планирования и оказания медицинских услуг, которая предполагает в том числе возможность удаленного мониторинга состояния здоровья пациента, например, с использованием мобильных устройств и симптом-чекеров, а также включает цифровые сервисы и сервисы телемедицины, программы быстрой диагностики. 

Однако главным критерием выбора клиники пациентом по-прежнему остается профессионализм врачей, доверие к доктору. Качественная медицинская помощь строится на высоком уровне компетенций каждого специалиста. Мы особое внимание уделяем вопросам формирования команды профессионалов и междисциплинарных команд, что особенно важно в работе с пациентами со сложными диагнозами.

Насколько мне известно, ваш опыт не ограничивается только медицинской сферой: вы закончили Губкинский университет, затем долгое время работали в нефтегазовом секторе. Есть ли что-то общее в выстраивании бизнеса в медицинском и сырьевом секторах?

Позвольте, я дополню: помимо РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, я обучался по программе Executive MBA в Московской школе управления «Сколково», впоследствии, уже работая в медицине, проходил стажировки в ведущих клиниках Европы, Южной Кореи, США. Этот опыт стал важным базисом в понимании специфики выстраивания бизнес-процессов. 

Работая в крупных нефтегазовой и медицинской компаниях, я понял, что на самом деле в этих сферах много общего. По сути, медицина — это тоже своего рода производство, требующее грамотного планирования, навыков проектного управления, выстраивания логистики, цепей поставок, технологического оснащения.

В медицине особенно важно, чтобы оборудование безаварийно работало, не было проблем с комплектующими, а персонал обладал необходимыми знаниями и опытом для работы с новой медицинской техникой, чтобы специалисты регулярно повышали профессиональный уровень, проходили стажировки в ведущих мировых клиниках, обменивались опытом с российскими и иностранными коллегами.

Надо понимать, что медицина — это капиталоемкая сфера, особенно с учетом роста стоимости дорогостоящего оборудования, деталей, ремонта, модернизации. И здесь точно не идет речь о быстрой окупаемости инвестиций. Медицина — это игра «в долгую». Помимо усиления работы по всем направлениям, для успешного роста бизнеса необходимо еще эффективно управлять операционными затратами, грамотно выстраивать работу команды, подбирать топ-менеджмент. Самое важное в идеологии работы любой клиники — это непрерывная работа с персоналом (не только с врачами, но средним медицинским звеном и другими специалистами), чтобы пациент всегда был доволен и всегда был в клинике главным Человеком.

Качество и пациентоцентричность должны быть в приоритете работы всей команды. Качественный продукт в итоге ведет к росту выручки и других показателей эффективности бизнеса. 

Вы сказали, что проходили стажировки в медицинских центрах за рубежом. Что из практики иностранных коллег вы бы хотели внедрить в отечественную систему здравоохранения?

Мы внедряем систему менеджмента качества по стандартам JCI — наиболее авторитетной международной аккредитующей организации в мире. На сегодняшний день по стандартам JCI аккредитовано всего около 600 медицинских учреждений в 57 странах мира. 

Согласно требованиям комиссии JCI работа медицинских учреждений оценивается по 297 основным стандартам, среди них уровень профессиональной подготовки врачей и персонала, технологическая и административная инфраструктура больницы, менеджмент и качество оказываемых услуг. 

Подготовка к соответствию клиники международным критериям требует слаженной работы всего коллектива, когда каждый сотрудник понимает важность перестройки внутренних процессов и активно вовлекается во все этапы этой работы. Обеспечение безопасности и высокого качества медицинской помощи — это прежде всего доверие пациентов, главный смысл и цель работы любого медицинского учреждения. 

Также мы меняем парадигму оказания медицинской помощи в соответствии с передовыми принципами 4П-медицины и переходим от медицины посещения к медицине законченного случая. Иными словами, в приоритете не ситуативное решение проблемы, а превентивный подход, когда пациент приходит к врачу еще до появления симптомов заболевания. 

Превентивный подход — один из принципов современной парадигмы оказания медицинской помощи в рамках 4П-медицины. К примеру, Южная Корея находится в числе мировых лидеров по выявлению онкологических заболеваний и продолжительности жизни населения. В ряде клиник Сеула для раннего выявления рака активно используются чек-апы, позволяющие за короткий срок пройти ряд обследований и получить паспорт здоровья пациента, на ранней стадии выявить признаки заболевания и начать лечение. 

При этом оставаться на связи с пациентом важно и после завершения лечения, чтобы мониторить состояние его здоровья с целью предупреждения осложнений. 

Удивительно, но при таком современном подходе вы, однако, не отрицаете достижения советской медицины. Скажите, что-то из нашего советского прошлого мы можем сейчас заимствовать и перенести в 21 век?

Мы берем на вооружение не только иностранный опыт, но и лучшие медицинские практики советской медицины и трансформируем их под современные реалии. Это инициативы так называемого «Здравпросвета», направленные на повышение информированности пациентов о способах сохранения своего здоровья, возможностях ранней диагностики и выявления факторов риска развития заболеваний.

Второе стратегическое направление — это промышленная медицина, которая ранее была представлена в виде цеховых врачей, медсанчастей при производственных предприятиях, диспансерных групп наблюдения за сотрудниками. Она позволяет сделать качественную медицинскую помощь максимально доступной для широкого круга пациентов вне зависимости от места проживания. 

Она содействует созданию единого информационного контура для врачей и пациентов, где в медицинских картах сотрудников содержится информация о результатах медосмотров и исследований, предрейсовых осмотрах. Все это помогает медицинскому оператору эффективнее управлять здоровьем коллектива, отслеживать состояние здоровья каждого сотрудника. 

Лучшие практики советского института педиатрии тоже получают современное звучание с учетом опыта и лучших мировых практик. Соответственно, мы берем на вооружение эту синергию технологий, развивая принципиально новую стратегию оказания педиатрической помощи.

Известно, что в своем большинстве наши граждане довольно легкомысленно относятся к своему здоровью. Можно сколь угодно долго рассказывать о важности превентивной медицины, приводить ужасающие цифры внезапной сердечной смерти, — все бесполезно. Как изменить ситуацию и мотивировать людей на прохождение регулярного медицинского осмотра?

Если спросить каждого из нас, как часто мы проводим техническое обслуживание своего автомобиля, то наверняка каждый ответит, что регулярно, как минимум раз в год. Но если спросить, сколько раз в год вы проходите чек-ап или диспансеризацию, то тут едва ли положительный ответ будет у двух-трех человек из десяти. 

К сожалению, это своего рода наш «национальный код» — жить по принципу «пока гром не грянет…». Однако сердечно-сосудистые и онкологические заболевания все еще лидируют среди причин смертности населения в России. И здесь особенно важен превентивный подход. Ведь лучшее лечение — то, которого не было. При выявлении заболевания на ранней стадии, даже рака, высок процент успеха в его полном излечении.

Какой вы видите клинику «Будь Здоров» через 3-5 лет? И как, на ваш взгляд, изменится российская система здравоохранения к 2030 году? 

Повторюсь, в числе приоритетных направлений стратегического развития —масштабирование сети. До 2030 года в планах клиники — значительное расширение филиальной сети как в Москве, так и в регионах. 

Думаю, искусственный интеллект будет активно включаться в медицину, в предикцию заболеваний — это основная тенденция на перспективу в течение 3-5 лет. В настоящий момент мы уже пилотируем проект по применению искусственного интеллекта как цифрового помощника врача. В ближайшие пять лет ИИ точно не заменит врачей, но будет служить важным инструментом при диагностике заболеваний и лечении. 

Активное развитие программ чек-ап, диспансеризации, накопление данных о состоянии здоровья пациента, создание генетического паспорта позволит предсказывать возможные риски развития заболеваний в перспективе от 3 до 50 лет. И здесь речь идет прежде всего о медицине континуума, предполагающей постоянный контроль состояния здоровья человека. Эти тренды задают направление, в котором «Будь Здоров» будет развиваться в ближайшую пятилетку. 

На ваш взгляд, медицина сегодня — это бизнес или служение?

Каков бы ни был масштаб медицинского бизнеса, в основе его успешной работы — доверие пациентов. Медицина — это в первую очередь люди, а значит, это призвание, служение по зову сердца. Это не та отрасль, куда приходят за «быстрыми деньгами». Это кропотливая, требующая максимальной самоотдачи работа с людьми. Главный стимул работы в медицинской сфере, который дает тебе силы двигаться дальше — помощь людям в лечении, профилактике заболеваний, улучшении их качества жизни.

Медицина — сфера, требующая вложений сил, собственной энергии, знаний, времени, постоянного обучения и совершенствования. Но это окупается любовью и доверием пациентов.

Интересное:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации20.01.2005
Уставной капитал1 293 356 163,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Хамовники, пр-кт Комсомольский, д. 28, эт 1, 3 пом III, VI
ОГРН 1057746061262
ИНН / КПП 7704544391 770401001
Среднесписочная численность1709 сотрудников

Контакты

E-mail A.ZARETSKAYA@BZCLINIKA.RU

Социальные сети