Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Как бизнес в России относится к ИИ на самом деле

По данным исследований, отношение делового сообщество к искусственному интеллекту стремительно меняется в лучшую сторону. Пора ли компаниям поспешить
Как бизнес в России относится к ИИ на самом деле
Источник изображения: Unsplash.com
Кирилл Пшинник
Кирилл Пшинник
Сооснователь и генеральный директор онлайн-университета Zerocoder

ИИ — моя сфера интереса. Я твердо уверен, что нейросети не заменят людей, но люди, использующие нейросети заменят тех, кто их не использует

Подробнее про эксперта

В России 85% крупных компаний в ближайшее время планируют интегрировать ИИ в свои процессы, чтобы заместить хотя бы пару функций. При этом в мире бизнес уже активно использует ИИ, доверяя ему в том числе и сложные решения. Но статистика противоречива, а проблем внедрения искусственного интеллекта остается довольно много. Особенно — в нашей стране.

Меня зовут Кирилл Пшинник, я научный сотрудник Университета Иннополис и CEO онлайн-университета «Зерокодер». Искусственный интеллект — область моих исследований и постоянный помощник в моей работе. В этой статье я хочу рассказать, как относится к нему российский и мировой бизнес.

ИИ и крупный бизнес в России

Искусственный интеллект все больше воздействует на российские компании, меняя как подходы к стратегическому планированию, так и общую ситуацию на рынке. При этом отношение к ИИ у крупных игроков постоянно улучшается. Автоматизация рутинных процессов и увеличение производительности труда приводит к росту выручки в среднем на 30%.

Таковы данные совместного исследования Prognosis и VK Predict. Аналитики пришли к выводу, что в ближайшее время ИИ будет принимать на себя все больше задач, а специалисты, умеющие с ним работать, станут самыми востребованными в стране.

Исследование проводилось среди компаний разных отраслей: ритейл, финансы, девелопмент и другие. Оно показало, что крупный бизнес начал относиться к ИИ спокойно, перестал считать его экспериментальной технологией и увидел возможность постоянно использовать его для достижения своих целей.

Цифры говорят сами за себя: 42% компаний заявили, что их производительность труда заметно выросла, 36% отметили рост выручки, а 35% рассказали, что ИИ позволил им серьезно сэкономить.

При этом бизнес не готов делегировать нейросетям по-настоящему серьезные решения. ИИ-системы призваны выполнять не просто рутинные, а безопасные для компаний функции. Его работа не должна отражаться на деловой репутации организаций, а окончательные решения остаются за людьми.

Также исследование показало, что более 85% крупных компаний в ближайшие 2-3 года планируют внедрить ИИ для автоматизации двух или нескольких процессов.

Рост мирового рынка ИИ

Рост уровня доверия бизнеса к ИИ — мировой тренд. Так, по данным маркетингового агентства DigitalSilk, 72% компаний по всему миру уже используют нейросети, автоматизируют хотя бы один бизнес-процесс. Эксперты прогнозируют, что к 2030 году мировой рынок ИИ превысит $800 млрд, объем продаж с его помощью достигнет $1,3 трлн, а рынок обучения работе с искусственным интеллектом — $471 млрд.

Картину дополняют данные, полученные тренд-аналитиками из Exploding Topics. По их оценкам, в 2025 году общий рынок ИИ оценивается в $391 млрд. При этом он растет в среднем на 35,9% в год, а 83% компаний ставят проекты, связанные с искусственным интеллектом, в центр своих бизнес-стратегий.

К тому же, по данным Search Logistics, в 2025 году в сфере искусственного интеллекта уже работают 100 млн человек. По прогнозам, к концу года для удовлетворения потребностей быстрорастущей отрасли потребуется еще 97 млн сотрудников.

Проблемы с внедрением ИИ и разочарование

Но не все так гладко. Несмотря на ажиотаж вокруг искусственного интеллекта, по другим данным у бизнеса возникает с ним немало проблем. Так, свежее исследование Массачусетского университета (США) показало, что 95% пилотных ИИ-проектов американских компаний либо нуждаются в серьезной доработке, либо проваливаются. Причин для этого много, но главная — неспособность бизнеса грамотно интегрировать нейросети в свою работу и изменить процессы, чтобы полностью использовать их потенциал. В итоге наступает разочарование.

Также все более заметными становятся как этические, так и социальные проблемы ИИ. По данным DigitalSilk, компании в США сталкиваются с сопротивлением внедрению нейросетей со стороны клиентов. Так, 70% американцев не доверяют бизнесу, который принимает решения с помощью ИИ или использует его в своих продуктах. Также 63% жителей страны беспокоятся, что нейросети в будущем оставят их без работы.

Больше всего американцы не доверяют компаниям, использующим искусственный интеллект для управления транспортом (83%), и внедрившим ИИ для более точных консультаций медицинским организациям (80%). А 76% жителей США всерьез обеспокоены дезинформацией, которую могут выдавать нейросети, особенно когда они используются поставщиками товаров ежедневного потребления.

Бизнес сталкивается с необходимостью выстраивания максимально прозрачных и безопасных процессов, связанных с нейросетями. Также компании осознают важность коммуникаций с обществом, чтобы развеять опасения по поводу ИИ.

Препятствия для развития ИИ в России

Российский бизнес также сталкивается с рядом проблем при интеграции ИИ в свои процессы. Так, несмотря на то, что 70% участников рынка уже так или иначе использовали или экспериментировали с нейросетями, пока развитие искусственного интеллекта в нашей стране заметно отстает.

Во-первых, большинство российских компаний, доверивших ИИ те или иные функции, пользуются сторонними и, как правило, западными продуктами (44%). Об этом говорят данные исследования Prognosis и VK Predikt. Свои собственные разработки предпочитают только 14% организаций. Еще 42% сочетают собственные продукты с теми, что представлены на рынке.

Компании охотно делятся с ИИ данными, составляющими коммерческую тайну. Более 50% организаций, интегрировавших его в свою работу, признались, что с его помощью анализируют транзакции клиентов, а также истории продаж, сделок и расходов. Вряд ли это можно со 100%-ой гарантией назвать безопасным.

При этом российские нейросети все еще уступают зарубежным аналогам. Пока у них все еще недостаточная глубина обучения, нет функции ризонинга, а работа над ИИ-агентами только начинается. Преимуществом отечественных нейросетей долгое время была их доступность, но теперь появились китайские ИИ-модели, доступ к которым в России не ограничен.

Бизнес старается действовать осторожно и не отставать от трендов, но 60% проектов по внедрению ИИ сталкиваются с проблемами уже при постановке задачи. Также их развитию препятствуют недостаток качественных данных и переоценка возможностей искусственного интеллекта.

На ситуацию с ИИ в России также действуют санкции — у нас нет собственных процессоров для обучения передовых нейросетей, сравнимых с высокопроизводительными NVIDA A100 и H100. Также отечественные компании испытывают кадровый голод — специалистов по обучению, внедрению и созданию архитектуры ИИ все еще довольно мало.

Шаг к доверию ИИ

На интенсивах мы постоянно встречаемся с представителями бизнеса, которые хотели бы внедрить искусственный интеллект в свои процессы, но не знают, с чего начать. При этом даже создание простейшего бота с помощью нейросетей и технологии вайб-кодинга может сильно облегчить работу, особенно — малым предприятиям.

В любом случае, данные исследований показывают — отношение мирового и российского бизнеса к ИИ, несмотря на все проблемы, меняется в лучшую сторону.

Во многих странах, как и у нас, проекты в сфере искусственного интеллекта поддерживает государство, что дает компаниям еще большие возможности по внедрению и развитию ИИ. Мы уже не уйдем от новых реалий. Хочется верить, что в ближайшее время, в том числе благодаря федеральному проекту «Искусственный интеллект», удастся подготовить достаточно специалистов, готовых вывести нашу страну на принципиально новый нейроуровень.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Вошла в рейтинг Smart500Компания была включена в рейтинг Smart500 — ТОП-100 крупнейших образовательных компаний cтраны
Победитель премии SEAПобедитель SEA (School of Education) в номинации «Прорыв года.Взрослое образование»
Победитель EdTechs AwardsПобедитель EdTechs Awards в номинации «Новая ниша/аудитория»
Лидер в no-code обученииЗанимает 60% рынка обучения no-code разработке по версии Smart Ranking в 2024 году
Стабильный рост выручкиЗа первый квартал 2025 года выручка 144 миллиона, что на 72% больше, чем в прошлом году

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, Большая Новодмитровская ул., д. 23, эт. 2, каб. 46
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия