РБК Компании
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании: скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании:
скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку

Тише едешь, дальше будешь: сократили TTM для сервиса Подели

На основе опыта компании рассказываем, как ускорить разработку финтех-сервиса, с какими трудностями можно встретиться и главное — что делать
Тише едешь, дальше будешь: сократили TTM для сервиса Подели
Источник изображения: Freepik.com
Задача и причина

Задача — помочь командам разработки сервиса в формировании процессов и ускорении выпуска новых фич на рынок. 

Причина: сервис Подели — набор взаимосвязанных систем: мобильные приложения, frontend- и backend-части, CRМ. Было много задач, которые требовалось реализовать качественно в достаточно сжатые сроки.


 

«Время — деньги» — это не просто расхожая фраза, когда дело касается стартапа. Чем короче time to market, тем больше шансов на выживание. Но, как известно, на высокой скорости есть опасность не вписаться в поворот и слететь с дистанции: нехватка времени на тесты может сказаться на качестве работы приложения и вместо ускорения рискуешь надолго «встать на ремонт».  

В этом кейсе мы, аутстафф-команда SimbirSoft, расскажем, как сокращали time to market без потери качества. Уже более 2 лет мы помогаем российскому BNPL-сервису Подели поддерживать высокие темпы роста, не загоняя команду и наращивая эффективность. 

BNPL-сервис Подели (buy now, pay later), что в переводе с английского «покупай сейчас, плати потом», одним из первых в России предложил новый способ оплаты в онлайн- и офлайн-магазинах без процентов и переплат. В момент покупки клиент оплачивает лишь 25% стоимости, а остальное — тремя равными платежами в течение 2 месяцев. В итоге бизнес получает рост среднего чека и лояльность покупателей.

Пристегните ремни безопасности 

Разработка MVP приложения Подели началась в ноябре 2021 года. Тогда это был один из трех первых российских BNPL-сервисов. Основатели понимали, что быть в числе первых мало: в ближайшее время конкуренция в нише станет сильнее, удержит позиции тот, кто быстрее отреагирует на запросы пользователей и сделает разделение оплаты на части наиболее понятным, удобным и безопасным.  

Так как оплата покупки растянута во времени, сервис должен давать клиенту возможность легко менять первоначальный график платежей. Например, чтобы платеж списывался после получения зарплаты, или использовать другие комфортные для пользователя сценарии. Над этим работает продуктовая команда Подели. 

«При постановке задач разработке мы проводим качественный custdev клиентского опыта, формируем гипотезы для реализации в клиентских путях. Чем чаще ты опрашиваешь пользователей и сам делаешь покупки, тем чаще находишь «пулю», которая «бьет» точно в цель. А при реализации основной задачей становится максимально детализированный контроль воронки при осуществлении покупки и множества метрик, отслеживающих пользовательское поведение. Для этого были построены десятки дашбордов с сотнями метрик», — рассказывает Андрей Евглевский, директор по информационным технологиям сервиса Подели

Учитывая, что «аппетиты» пользователей растут с каждым днем, плоды работы frontend-разработчика мобильного приложения — лицо проекта, которое нужно сохранять даже на высоких скоростях.  

Тише едешь, дальше будешь: сократили TTM для сервиса Подели
Backend и frontend в скоростной разработке 

Frontend-разработчик, который работал над MVP до нас, уложился в 4 месяца. Ему пришлось жертвовать этапами тестирования, на ходу менять дизайн, подставляя «костыли» в коде. От внешних изменений страдала внутренняя бизнес-логика, что опасно для финансовых операций.

BNPL-сервис отличается от сервисов рассрочки и кредита, но при видимой простоте его «внутрянка» устроена не менее сложно. Пользователи привязывают карты банков, которые могут иметь разные протоколы безопасности, требования к обмену данными, внутренние правила и ограничения.  Чтобы у клиента не возникало проблем с оплатой, в Подели тестируют разные форматы данных и методы аутентификации, учитывают нюансы процессинга платежей. 

Поскольку подобные сервисы являются высокорисковыми, в разработке нужно было учесть возможности для снижения рисков: тюнинговать скоринговые механики и модели, предотвращать фрод-атаки, автоматизировать анализ все большего количества данных для скоринга. В Подели этим занимается команда рисков. 

Наша работа над мобильным приложением началась в апреле 2022. Коллеги знали, что у нашей аутстафф-команды большой опыт интеграции с платежными системами и сервисами, около 100 реализованных проектов в финтех. За это время мы накопили стандарты безопасности и чек-листы, по которым работали как часы. Подели занимались архитектурой и бэклогом, а нам предстояло:

  • исправить баги во фронтах и приложениях предыдущей версии
  • наладить процесс взаимодействия  с бэкендом и CRM без потери качества на стыках частей продукта
  • разработать фичи, которые выделят сервис на фоне конкурентов.

И самое главное — делать это быстро.  

Притормозить, чтобы ускориться

На старте нам предстояло состыковаться с другими командами. Сервис Подели — набор взаимосвязанных систем: мобильное приложение, frontend- и backend-части (микросервисы, Camunda), CRМ. Когда мы пришли в проект, над ним уже одновременно работали 3 обособленные команды со своим видением. Мы понимали, что тянуть одеяло на себя — плохой вариант: если не будет интеграции между командами, завязнем в организационном «болоте».

«Главная ценность ПО — это способность системы приспособиться к будущим изменениям и упростить их внесение» (Robert C. Martin).

Мы принесли в проект и внедрили в разработку мобильных приложений: 

  • Практику непрерывной интеграции (continue integration) для раннего выявления дефектов на стыках продукта до того, как они «ударят по бюджету»
  • Процессы функционального и регрессионного тестирования
  • Процесс подготовки и выпуска релизов
  • Процесс код-ревью
  • Статический анализатор кода в обе платформы, чтобы зафиксировать кастомные требования к коду и не дать ревьюеру отклониться от правил

Чтобы упростить техническое взаимодействие, провели «генеральную уборку» в коде — рефакторинг. О другом кейсе про результаты рефакторинга — тут

Так как скорость запуска первого MVP в 2021 году была «космическая», о чистоте и понятности кода прежний подрядчик думал во вторую очередь. Главное — скорость. Но впоследствии эти недоработки сказались на time to market: внесение внешних изменений ломало работу бэкенда, происходили сбои в работе приложения, а на исправление багов требовалось все больше времени. «Технический долг» рос: проблемы копились, а решать их было некогда. 

Можно ли обойтись без рефакторинга, если приложение и так работает? Да, но тогда в будущем наша большая команда не смогла бы быстро увеличивать количество и качество фичей, а Подели удерживать позиции в топе BNPL-сервисов. 

Мы понимали задачи бизнеса и решили на старте инвестировать время в организацию и рефакторинг, чтобы нагнать потом. Как марафонец на длинной дистанции копит силы, чтобы вырваться вперед в финале. 

«PО, не гони лошадей!»

Пока мы причесывали код и выстраивали процессы, у продактов накопилось множество идей, которые предстояло внедрить как можно скорее. Но мы снова решили замедлиться:  разработка без формализации идеи приводит к постоянным исправлениям и не ускоряет, а наоборот, растягивает time to market. Специалисты SimbirSoft по отработанной схеме стали проверять фичи на жизнеспособность: делали прототипы и дизайн, тестировали гипотезы, собирали MVP, а Подели запускали сбор обратной связи от пользователей.

Проектирование велось при активном участии заказчика. В Подели работают сильные продакты, которые глубоко понимают психологию пользователя и могут подробно описать требования к прототипу на основе CJM. Путь клиента максимально подробно отрисовывался на экранах, учитывались все возможные варианты и зависимости. 

Из сотен вариантов мы остановились на лаконичном интерфейсе и простой удобной логике. В реализации сильно помогало то, что дизайнер давно работает с нами в команде и знает, как рисовать макеты, чтобы разработчики могли кодить быстрее. 

Советы от SimbirSoft

Что должно быть в ТЗ от аналитика, чтобы сократить время разработки:

  • понятное описание бизнес-требований для разработчиков и тестировщиков
  • макеты и описание экранов, логика работы элементов на экрана
  • нефункциональные требования и ограничения
  • взаимодействие с другими системами
  • критерии приемки бизнеса
  • описание Use Case — сценарий использования той или иной разрабатываемой функциональности

Если на этапе MVP сосредоточились на базовых функциях, позже основной акцент делался на фичах, облегчающих взаимодействие пользователя с сервисом, делающих его жизнь комфортнее. За эти 2 года проверено более 100 различных гипотез, не все из которых «зашли» пользователю.

Цикл тестирования гипотез пройден сотни раз, на проверку фичи тратилось не более 20 дней. Тренд выявляется продактами Подели уже на первых 10 днях, но для релевантных выводов нужно больше времени и данных. 

Медленно, но верно

В первый год сотрудничества Подели и SimbirSoft разработаны базовые функции приложения, которые востребованы пользователями:

  • деление оплаты покупки на четыре равных платежа
  • график платежей
  • история покупок
  • список магазинов-партнеров
  • возможность привязать и отвязать карту в профиле пользователя

В следующих релизах мы внедрили функции, которые отличают сервис от аналогов:

  • оплата покупки по QR-коду в оффлайн-магазинах
  • активация скидки для пользователей, которые оформят и привяжут Альфа-карту через сервис «Подели»
  • сдвиг ближайшего платежа на 14 дней
  • перенос даты списания на другой удобный день
  • возможность разделить оставшуюся сумму на 6, 8, 10 и даже 20 платежей

Это решения были основаны на глубоком изучении потребностей пользователей, которое в Подели проводят нон-стоп. Как результат, клиенты активно пользуются этими удобствами, адаптируя полученную рассрочку под свой финансовый календарь, а в магазинах-партнерах растет количество выдач и конверсия в покупки.

Тише едешь, дальше будешь: сократили TTM для сервиса Подели

Включаем пятую

С каждым релизом скорость росла, потому что мы подкручивали «гайки» в процессах. Например, сделали упрощенный вариант Server-Driven UI, чтобы backend мог оперативно управлять интерфейсом. Шаблонизация упростила и ускорила работу, а единый подход в обработке ошибок позволил действовать на опережение. Мы устраняли баг до того, как о нем сообщали пользователи. За все время работы не было ни одной блокировки из-за качества работы приложения. Но мы предусмотрели не все… 

В 2022 начались ограничения в работе магазинов приложений. Чтобы сохранить стабильность,  Подели решили разработать веб-версию продукта. Действовать нужно было срочно: в любой момент приложение могло попасть под «санкции». Как говорится, времена не выбирают, но на time to market повлиять можно. 

За 2 дня мы собрали команду для разработки веб-версии. Для такого экстремального ускорения у нас была заготовлена база знаний по проекту и выстроен быстрый онбординг. Как результат, текущие специалисты тратят минимальное время на объяснения, не отвлекаясь от работы. А новый разработчик не «простаивает» по 20 дней в ожидании ответов, а сразу начинает приносить пользу проекту. 

Всего за 3 дня мы подключили команду из 4 разработчиков и тимлида, а также 2 тестировщиков. Веб-версию запустили за 2,5 месяца, заказчик смог спать спокойно. 

Онбординг важен, но еще важнее сохранять вовлеченность специалистов, чтобы не срывать дедлайны и получать нужное качество. Зумеры на рынке прибывают, и надо уметь с ними работать. Они остро реагируют на нарушение личных границ и work-life balance, ценят уважительное отношение и поддержку комьюнити. В SimbirSoft создана целая система вовлечения и мотивации молодых специалистов — обучение, ивенты, чаты, где транслируются ценности компании, продуктовый подход. Поэтому аутстафф-команды SimbirSoft работают на проектах вдолгую, погружены в продукт и бизнес-задачи. 

«С SimbirSoft мы спокойны за организацию процессов в мобильной разработке. Сразу отметили их вовлеченность в продукт и совместную работу. Такое редко встретишь среди аутстафф-команд. Мы частично внедрили полезные процессы из практики SimbirSoft в организацию процессов разработки в Подели. В этом году мы наметили реализацию новых фич, уверены, что ребята сделают все качественно и в срок, как всегда», — рассказывает Андрей Евглевский, директор по информационным технологиям сервиса Подели.

В июне команда SimbirSoft стала №1 среди аутстаф-разработчиков России в 2024 по версии  Tagline.
 

Результаты сотрудничества Подели и SimbirSoft

Итоги сотрудничества команд на текущий момент следующие:

  • Сокращение time to market на 17%
  • Более 200 партнеров сервиса
  • 10000 различных товаров и услуг
  • Индекс удовлетворенности клиентов — 9,5 из 10
  • Уровень сервиса — 10 из 10
  • Оценка работы специалистов — 9 из 10

Работа над улучшением сервиса продолжается. Сейчас Подели взяли курс на персонализацию приложения, которую мы в настоящее время реализуем:

  • Полноэкранные баннеры, настроенные через шаблонизацию, показываются определенным пользователям и содержат кнопки целевого действия, согласно пути клиента. 
  • Пользователь может в любой момент отредактировать свой профиль: ФИО, дату рождения, электронную почту.
  • Сервис «общается» с пользователем: запрашивает отзыв, присылает и сохраняет в отдельном разделе персональные пуши, уведомляет о временной недоступности и восстановлении приложения, напоминает о дате ближайшей оплаты. 

С  2024 года мы используем Jetpack Compose в Android-разработке, сокращаем время на написание кода, и работаем над оптимизацией метрик в приложении, чтобы быстро анализировать и вносить улучшения в UX.  

Для нас понятие time to market — не пустой звук. Мы умеем распределять ресурсы по этапам и используем принцип постоянных улучшений, когда небольшие, но постоянные усилия в долгосрочной перспективе дают бизнесу желаемое количество и качество фич. В результате делаем разработку доступной и понятной, даже если вы не имели дело с IT. 
 

Результат

Успешно реализовали несколько сотен фич, помогли выстроить процессы между несколькими командами и сократили time to market на 17%, а веб-версию продукта выпустили за 2,5 месяца

Источники изображений:

Freepik.com

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации22.02.2001
Уставной капитал30 000,00 ₽
Юридический адрес обл. Ульяновская, г.о. город Ульяновск, пр-кт Нариманова, д. 1 стр. 2
ОГРН 1027301167563
ИНН / КПП 7325029206 732501001

Контакты

Адрес Россия, г. Ульяновск, пр-т Нариманова, д. 1 стр. 2
Телефон +78002009924

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия