РБК Компании
Главная Фобизнес 22 августа 2023

Зоопарк решений или что мешает автоматизации фармкомпаний

Как автоматизируется фарма, какие проблемы перед ней стоят и какие решения существуют, рассказывает основатель и генеральный директор ИТ-интегратора «Фобизнес»
Зоопарк решений или что мешает автоматизации фармкомпаний
Роман Калашников
Роман КалашниковОснователь и генеральный директор ИТ-интегратора «Фобизнес»

В 2006 году закончил Московскую академию экономики и права по специальности “бухгалтерский учет, анализ и аудит”. Основная экспертиза лежит в области автоматизации бизнес-процессов с помощью 1С, проектном управлении и управлении человеческим капиталом.

Подробнее

Фармацевтическая отрасль — одна из отстающих в части автоматизации. По данным исследования ISPE ЕАЭС, 48% фармкомпаний сейчас находятся на начальной стадии цифровизации, 40% работают с бумажным документооборотом. Значительная доля работы ведется вручную, это занимает время сотрудников, приводит к частым ошибкам и, как следствие, финансовым издержкам.

Проблемы от регулятора

Один из главных факторов, мешающих автоматизации фармы, — сильная зарегулированность индустрии, которая отражается на бизнес-процессах компаний. Их работа завязана на государственных информационных системах: например, аптечным сетям нужно загружать цены на ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты) из государственных реестров и справочников. Фармкомпании должны регулярно отправлять отчетность в Росздравнадзор и работать с системой маркировки товаров «Честный знак».

Столь жесткие стандарты объясняются высокой ценой ошибки: если в продажу попадет контрафактная партия, последствия могут быть очень серьезными. Но обратная сторона зарегулированности — сильная зависимость компаний от госинформсистем. 

Более того, законодательство в этой сфере меняется, что добавляет хаоса в процессы. Так, с 1 сентября вступят в силу новые поправки к закону о мониторинге и движении лекарственных препаратов — пока в рамках эксперимента, но уже в следующем году они могут стать обязательными для всех. Это означает, что процессы маркировки лекарств изменятся.

В ответ на все это компаниям приходится адаптировать свои процессы к новым реалиям.

Хаос в процессах

Еще одно препятствие для автоматизации фарминдустрии — огромное число производственных и бизнес-процессов внутри компаний. Например, фармпредприятию нужно оцифровать все этапы производства, управление складами, торговлю, отчетность, контроль качества, аналитику, документооборот и многое другое. Единой программы, которая охватила бы все эти процессы, нет, поэтому компаниям приходится иметь дело с зоопарком решений — от CRM до BI-систем.

Ситуация осложняется тем, что эти решения часто принадлежат разным поставщикам программного обеспечения, поэтому настроить обмен данными между ними довольно сложно. Кроме того, не у всех систем есть функциональность для взаимодействия с госинформсистемами. Бизнесу остается либо самостоятельно дописывать нужные интеграции с помощью разработчиков, либо делать все процедуры вручную. Это значит выгрузить данные из системы, конвертировать в новый формат, отправить по электронной почте другому сотруднику, загрузить в систему. А в худшем случае заново вбить всю информацию руками или отправить по почте обратно на доработку. Весь этот хаос выливается в огромные временные затраты, частые ошибки, перегрузку сотрудников и финансовые издержки.

Наконец, внутренние программы нужно интегрировать с ИТ-решениями других участников рынка. Например, аптечные сети постоянно обмениваются данными с аптеками: передают информацию об ассортименте, ценах, поставках, выплатах поставщикам, а получают сведения о движении товаров, продажах и товарных остатках. Все эти процессы тоже нужно переводить в цифру.

Зоопарк решений

На рынке существуют специализированные решения для фармацевтических компаний, или коробки, такие как учетная система «1С:Управление аптечной сетью», система для цифровизации производственной логистики InStock Production, система управления качеством IQ-TERM и другие. Но этих решений не так много: основная часть рынка все же пользуется универсальными ERP, MES, BI, WMS, CRM-системами.

Почему так? На первый взгляд кажется, что специализированное решение лучше адаптировано под нужды бизнеса, чем универсальное. И в некоторых случаях это действительно так — главным образом в розничной аптечной торговле. Работа аптек требует достаточно типовых функций: кассовую программу, инструмент для считывания маркировки, складской учет, контроль фальсификатов и браков. Поэтому аптеки чаще всего пользуются специализированными коробочными системами, и именно таких систем на рынке довольно много. Одни из наиболее известных — «СмартАптека», «СОФТ Аптека», «Бэст-5.Аптека» и другие.

Но у фармпроизводителей и аптечных сетей система бизнес-процессов, как правило, очень сложная и специфична у каждой компании. И даже в «фармацевтических» программах одних функций будет не хватать, а другие окажутся лишними. Поэтому такие компании чаще пользуются универсальными решениями, подбирая максимально подходящие для себя по функциональности, тем более что многие вендоры сейчас активно расширяют свои возможности. Если мы возьмем для примера сервис управления торговлей и складом «МойСклад», мы увидим в нем целые комплексы решений для разных типов торговли и производства: например, планирование производства, контроль производственного процесса, учет оплаты труда в стоимости товаров и так далее.

Но часто функций этих систем не хватает, и их приходится дополнять программами от сторонних поставщиков. Условно говоря, производитель устанавливает ERP или MES от одного поставщика, CRM — от другого, систему менеджмента качества — от третьего, управление лабораториями — от четвертого. Такой зоопарк решений — одна из основных сложностей, с которой столкнулся рынок корпоративных систем после ухода крупных международных поставщиков. Раньше большую часть бизнес-процессов крупных фармкомпаний покрывала типовая функциональность SAP и Oracle. Но поскольку столь же масштабных аналогов в России нет, бизнесу приходится собирать собственные комбинации из разного софта.

Кастомизация и конструкторы

Альтернатива такой эклектике — создание кастомизированных систем под свои запросы. Во-первых, сюда относятся программы, написанные с нуля, например CRM, разработанная «Сбер Бизнес Софт» для фармпроизводителя «ПанБио Фарм», в которую были добавлены все нужные компании функции для планирования встреч, создания маршрутов, аналитики и других задач.

Во-вторых, это может быть кастомизация уже существующих решений с открытым кодом. Так, 1С позволяет компаниям создавать собственные модули и «надстраивать» их поверх существующей конфигурации. Например, это может быть модуль для технико-экономического анализа, который аптечная сеть проводит перед открытием новой точки продаж: для выбора ее локации, ассортимента и прочих параметров. Или модуль для работы медицинских представителей производителя лекарств.

Но создать кастомизированное решение возможно не всегда. Так, разработать с нуля масштабную систему управления производством будет невероятно дорого и долго. Возможности 1С тоже ограничены ее спецификой как учетной системы: если окажется, что вам нужно добавить в типовую конфигурацию 20 новых модулей, смысла использовать ее не будет никакого. Кроме того, любая кастомизация требует серьезного бюджета, предпроектных исследований и консалтинга.

Один из возможных сценариев развития событий на фармацевтическом рынке — появление отдельных деталей «конструктора», которые можно будет комбинировать между собой. Например, компания сможет докупить модуль для работы с медпредставителями и интегрировать его в свою ERP-систему. Такая возможность сильно упростит и удешевит создание кастомизированных решений, избавит компании от бесконечных интеграций продуктов разных вендоров и ускорит автоматизацию отрасли в целом.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации26.11.2007
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ МОСКВОРЕЧЬЕ-САБУРОВО Ш КАШИРСКОЕ 66 КОРПУС 2
ОГРН 1077762932400
ИНН / КПП 7709767240 772401001
Среднесписочная численность17 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Одесская, д. 2, БЦ «Лотос», Башня В
Телефон +74951347222

Социальные сети