Как высокая скорость цифровизации спасает корпорации
Делимся процессом разработки ПО в условиях кризиса, который позволит быстро решить сложные задачи автоматизации и сохранить бесперебойную работу производства![Как высокая скорость цифровизации спасает корпорации](https://pics.rbc.ru/v2_companies_s3/resized/960xH/media/company_press_release_image/f1aad11f-aad7-4ca1-8690-6f5c85ae0fab.jpg)
Задача:
Заказчик — дочерняя компания одной из крупнейшей в России частных добывающих корпораций. Она занимается поиском и разведкой новых запасов, бурением скважин, добычей нефти и газа. В связке с заказчиком работают десятки других компаний: остановка работ в одной из них отражается на функционировании всего месторождения. Поэтому встала срочная задача: разработать отечественный софт в кратчайшие сроки.
Причина:
После начала пандемии в компании заказчика были введены новые правила безопасности. Чтобы попасть на рабочее место, сотрудники должны были предоставить сертификат о вакцинации или отрицательный тест на коронавирус. Заказчик использовал иностранный софт, который нужно было заменить отечественным. В итоге заменили: разработали IT-решение, которое собирает информацию о тестах и прививках в одном месте и автоматизирует проход на производство.
![Как высокая скорость цифровизации спасает корпорации](https://s.rbk.ru/v1_companies_s3/media/news_body_images/d1919875-a2ab-4ced-949b-f25cdc3247cc.jpg)
Этапы работ
Проект и подход требовали максимальной мобилизации ресурсов как со стороны заказчика, так и со стороны команды Adeptum. Нам удалось быстро выстроить SCRUM и Time & Material подходы.
- Сбор первичных данных. Собрали всю необходимую информацию о целях проекта, функциональных требованиях, ограничениях по срокам и бюджету. Это критически важный этап, от которого зависит успех всего проекта.
- Формирование команды. После того как собрали всю информацию, приступили к формированию проектной команды разработчиков — backend и frontend, дизайнеров, тестировщиков.
- Бизнес-аналитика. Изучили бизнес-процессы заказчика, выявили потребности будущих пользователей.
- Системная аналитика. Выбрали инструменты: Python, React, Gunicorn, платформы и фреймворки, составили ТЗ на первые итерации, продумали архитектуру системы, требования к UI/UX. Выяснили, как работает бизнес сейчас и чего он ждет от новой системы.
- Архитектура. Разработали подробную архитектуру системы — ее компоненты, их взаимосвязи, используемые технологии.
- Настройка окружений. Настроили среды разработки, тестирования, стейджинга. Установили необходимые инструменты и программное обеспечение.
- Разработка UX/UI. Спроектировали пользовательский интерфейс с учетом того, что сервисом будут пользоваться сотрудники разного возраста и уровня компьютерной грамотности.
- Разработка фронтенда. Разработали видимую часть ПО в соответствии с дизайном.
- Разработка бэкенда. Разработали серверную часть системы, реализовали бизнес-логику и интеграцию с КПП, ERP-системой и клиникой.
- Тестирование. Провели функциональное, интеграционное и нагрузочное тестирование системы, исправили ошибки.
- Релиз. Запустили ПО в работу и обучили сотрудников работе с сервисом — от авторизации в системе до внесения данных и формирования отчетов.
- Сопровождение. В течение нескольких месяцев после запуска продолжали активно сопровождать сервис, хотя формально гарантийный период уже закончился. Это был важный этап работы, когда мы дорабатывали и донастраивали продукт.
Что мы сделали и как
Реализовали функционал и ключевые модули.
Ролевая модель
Продумали несколько ролей пользователей с разными правами доступа:
- Администратор — полный доступ ко всей системе, может создавать новых пользователей.
- Модератор подразделения — работает только с данными сотрудников своего подразделения. Модератор, который отвечает за все подразделения, видит данные всех сотрудников.
- Медработник — просматривает и проверяет данные о тестах и вакцинации.
- Бюро пропусков — контролирует текущий статус пропусков сотрудников.
- Демо отчетности — может смотреть и выгружать отчеты.
Демо безопасности — просматривает журнал событий и список пользователей.
![Как высокая скорость цифровизации спасает корпорации](https://s.rbk.ru/v1_companies_s3/media/news_body_images/55ff8f35-e95b-478f-9de7-feade34985da.jpg)
Тестирование и вакцинация
Для заказчика было важно не просто отслеживать данные, но и назначать или переносить дату тестирования. Например, если у какого-то сотрудника много работы, то тестирование переносилось на менее загруженный день.
Потому мы настроили сервис так, чтобы руководитель мог сам назначать дату и отправлять заявки в медицинское учреждение. Здесь же руководитель может видеть дашборды с уровнем коллективного иммунитета и другими показателями.
Журнал событий
Руководитель и служба безопасности отслеживают действия пользователей в системе: от входа и добавления записей до выгрузок и создания новых подразделений.
Мы сделали это для контроля работы пользователей, выявления нарушений, отслеживания ошибок — все это повышает информационную безопасность системы.
Отчетность
Настроили автоматическую генерацию отчетов, избавив заказчика от ручного труда. Например, в системе можно сгенерировать отчет с пофамильным списком сотрудников каждого отдела: сколько привилось, сколько не привилось, у кого отрицательный тест.
В модуле можно сформировать два вида отчетов:
- Основной отчет — показывает всю информацию о сотрудниках компании.
Включает в себя три графика:
- данные по всем сотрудникам компании;
- данные по сотрудникам, работающим на производственных площадках;
- уровень коллективного иммунитета.
Здесь же информационный блок, который объясняет, как формируются показатели в графиках. При необходимости отчеты можно выгрузить на диск и распечатать.
Дополнительный отчет — показывает актуальную информацию о состоянии сотрудников на сегодняшний день. Его тоже можно выгрузить на диск и распечатать.
Интегрировали сервис с другими системами
- С контрольно-пропускными пунктами — данные из сервиса используются для проверки пропусков сотрудников. Если сотрудник прошел тестирование или вакцинацию, то его пропуск подтверждается как действительный.
- С ERP системой компании — позволяет синхронизировать информацию о сотрудниках и статусах вакцинации/тестирования между двумя системами. Данные могут использоваться в ERP для анализа уровня коллективного иммунитета и принятия кадровых решений.
- С медучреждением, где проходит вакцинация —данные о прививках сотрудников поступают к заказчику напрямую из базы медучреждения.
Что нам могло помешать, но не помешало
- Бюрократия. У заказчика, как и в любой крупной корпорации, решения не принимаются моментально. Любой шаг требует длительного согласования с разными руководителями отделов. Плюс, руководители не сконцентрированы только на одном процессе — у них широкая зона ответственности.
Но благодаря Agile и Scrum нам удалось наладить тесный контакт: мы организовали короткие итерации и частые проверки результатов, чтобы быстро получать обратную связь.
Это сократило цикл согласований и ускорило разработку, несмотря на изначально громоздкую структуру процессов.
- Очень быстрый старт MVP. Работать пришлось очень быстро, так как пандемия была в самом разгаре: каждый день был на счету. Наша команда приложила максимум усилий, чтобы успеть создать решение в условиях кризиса. Опять же, во многом благодаря гибкому подходу.
Винить тут можно наши главные постулаты — прозрачность и честность. Команда открыта к конструктивной обратной связи: слушаем и слышим заказчика.
Никакого давления, т.к. понимаем — со временем заказчик сам придет к тем решениям, которые уже висят в нашем бэклоге. Поэтому мы терпеливо ждем, аккуратно подталкивая его к мощным результатам. Так выстраивается продуктивное долгосрочное сотрудничество.
- Конфиденциальность. Работа с корпорациями всегда связана со строгими требованиями к безопасности. Они стараются минимизировать риски утечки данных, поэтому неохотно делятся информацией. Нельзя просто зайти и внедрить систему.
Пришлось настойчиво добиваться разрешений и допусков — упорство продолжает работать.
Регулярные тесты и вакцинация помогли сохранить здоровье работников и уберечь от остановки производства из-за массового распространения инфекции. В итоге стратегически важное производство продолжало стабильно функционировать в тяжёлое время. Сохранение бизнес-процессов, несмотря на глобальную пандемию. На месторождении ведутся тысячи параллельных работ — от разведки до строительства инфраструктуры. Остановка работы в таких масштабах могла привести к огромным убыткам.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Социальные сети