Бумага вне закона: кадровый ЭДО может стать обязательным в 2025 году
Как развивался пилотный проект Минтруда и почему он может стать обязательным для работодателей рассказала Мария Кириченко, руководитель продукта NopaperРуководитель продукта Nopaper.
Обязательный КЭДО вырос из «пилота»
В 2018 году Минтруд запустил серию экспериментов по переводу в электронную форму документов и сведений о трудовых отношениях. В первый этап включили рабочую группу из представителей федеральных ведомств и крупных компаний вроде МТС и Сбера. Пока эксперимент проходил с дублированием документов на бумаге.
Суть эксперимента в том, чтобы компании внедрили КЭДО с соблюдением всех законодательных норм, и если где-то нормы не позволяют это сделать — поменять их. Также Минтруд хотел выявить функциональные проблемы до того, как проект сделают основным для федеральных ведомств.
Первый эксперимент и первые проблемы
Оказалось, что если документ пропадал из корпоративной информационной системы, то восстановить документ и права работника было проблематично. Поэтому для массового перехода на электронный документооборот Минтруд решил, что нужно дублировать документы в государственную информационную систему.
Также возникли сложности с подписями — было неясно, какие и для чего применять.
По итогам первого эксперимента был принят закон 439-ФЗ: «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде».
После второго раза КЭДО разрешили для всех
В 2020 году Минтруд запустил эксперимент, который стал своего рода работой над ошибками. Поучаствовать в нем пригласили не только крупный бизнес и федеральные ведомства, но и всех желающих работодателей, кроме ИП.
В отличие от первого эксперимента работодателей уже не обязывали дублировать документы на бумаге. Также перечень кадровых документов, которые станут электронными, компаниям разрешили выбирать самостоятельно.
Вопрос с дублированием в государственную информационную систему взяла на себя платформа «Работа в России». Частные сервисы тоже поучаствовали в эксперименте. Новые компании и вендоры систем ЭДО наблюдали за экспериментом Минтруда, и стали предлагать рынку собственные решения для ведения кадрового ЭДО.
По итогу в «пилоте» поучаствовала 381 организация и почти миллион сотрудников:
- 21% использовали государственную «Работу в России».
- 43% использовали собственные решения.
- 15% работали с готовыми системами.
- И 21% совместили «Работу в России» и коммерческие решения.
В конце эксперимента 153 организации не захотели возвращаться к бумажному документообороту. А Минтруд разрешил любым негосударственным компаниям использовать кадровый ЭДО. Для этого приняли Федеральный закон от 22.11.2021 N 377-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и ввели новые статьи в ТК РФ:
- 22.1. Электронный документооборот в сфере трудовых отношений.
- 22.2. Порядок введения электронного документооборота и приема на работу к работодателю, использующему электронный документооборот
- 22.3. Взаимодействие работодателя и работника посредством электронного документооборота.
Итоги второго эксперимента
- В ходе эксперимента электронные архивы оказались проблемной зоной: было не ясно, где держать кадровые документы, срок хранения которых достигает до 50 лет. Росархив не смог урегулировать этот вопрос. Поэтому задача хранения легла на «Работу в России» и вендоров платформ КЭДО.
- Поскольку срок хранения кадровых документов достигает до 50 лет, необходимо было разработать способы проверки электронной подписи в течение длительного срока. В том числе после истечения срока действия сертификата.
- Также у компаний оказались разные форматы документов. Минтруд посчитал, что для перехода на КЭДО понадобятся единые форматы кадровых электронных документов.
После третьего раза КЭДО может стать обязательным
В 2023 году стартовал третий эксперимент, но уже для федеральных органов власти. Эксперты рынка считают, что этот этап может стать заключительным. В июне 2024 года Минтруд подведет итоги эксперимента, а также закончит доработки портала «Работа в России». Если новых проблем не обнаружат, возможно, КЭДО станет обязательным для всех организаций.
О том, что КЭДО станет обязательным, говорит внедрение единых форматов кадровых документов. Единый формат позволит государственным органам реализовать автоматическую проверку электронных документов на предмет их корректности.
Также есть предыдущий опыт — кейс ЭДО с контрагентами. Тогда обмен документам был и электронным, и бумажным, а после выхода 371-ФЗ с поправками в Налоговый кодекс появилось требование выставлять электронные счета-фактуры по некоторым операциям, например, с маркированными товарами.
Бизнес сможет выбрать платформу КЭДО самостоятельно
По мнению моего коллеги, руководителя производственного блока Nopaper Сергея Зорина, второй эксперимент хотя и проходил с платформой «Работа в России», Минтруд не будет навязывать именно эту платформу бизнесу. Государство в лице Минцифры создает инфраструктуру и единые организационно-технические принципы работы с системами ЭДО. Министерство оставляет бизнесу право выбора, с какой информационной системой КЭДО работать. Допустимо использовать готовые сервисы или разрабатывать свою информационную систему с нуля. Также есть вероятность, что государство обяжет всех работодателей передавать какие-то документы в государственную информационную систему, которой может стать «Работа в России». Сегодня сервисы КЭДО не обязаны интегрироваться с этой платформой, но если такая обязанность появится, задача будет выполнимой.
По закону переходить на платформу КЭДО сейчас необязательно, но компаниям уже сейчас стоит задуматься о переходе. Компании успеют «запрыгнуть в последний вагон», но это может быть затратно с точки зрения ресурсов и нервов сотрудников. К тому же сервисы КЭДО уже показали себя на практике:
- Платформы помогли сократить затраты на бумагу, сроки подписания и согласования документов, и юридические риски за счет автоматизации.
- Оптимизировали сроки и процесс найма сотрудников из других филиалов и регионов.
- И помогли привлекать молодых сотрудников, которые привыкли к онлайн-сервисам.
Как подготовиться к внедрению платформы КЭДО
Вендоры платформ КЭДО часто помогают компаниям подготовиться заранее к внедрению. К примеру, по опыту Nopaper самое сложное в процессе внедрении — это преодолеть сопротивление сотрудников к изменениям. Чтобы помочь компаниям, мы собрали памятки, которые помогут заранее уменьшить количество возражений сотрудников.
Как уменьшить количество возражений, связанных с хранением данных на этапе выбора сервиса:
- Уточните у сервиса, с какими компаниями они уже работают, чтобы привести аргументы в пользу доверия к сервису КЭДО.
- Узнайте, где сервис КЭДО хранит данные.
- Прочитайте лицензионное соглашение, политику обработки данных.
- Уточните, какие данные собирает сервис, для каких целей.
Как уменьшить количество возражений, на этапе выбора сервиса:
- Узнайте, через какие устройства сотрудник сможет подписать заявления.
- Протестируйте удобство сервиса. Скачайте приложение и попросите нескольких сотрудников попробовать загрузить, подписать и отправить документ.
- Уточните, есть ли функционал возврата документа и уведомления сотрудников.
- Проверьте, как быстро работает техподдержка сервиса.
- Уточните, работает ли техподдержка с сотрудниками компании и на каких условиях.
Также мы собрали список частых возражений сотрудников и способы их отработки на сайте.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль