Выгорание на работе: что делать, чтобы его избежать и как помогут квизы
В статье рассказывается о том, что такое профессиональное выгорание, перечисляются его признаки, рассматриваются стадии и причины выгоранияСоучредитель Холдинга Meetology, в который входят такие проекты: быстрые свидания FastLife, знакомства за ужином GOKON, интеллектуальные игры Go!Квиз и корпоративные мероприятия Go!Квиз. Корпоратив
Профессиональное выгорание кажется мифической проблемой лишь до тех пор, пока с ним не столкнешься. Оно может случиться с каждым, а не только с теми, кто работает круглыми сутками.
Как сделать так, чтобы в один момент не сказать: «Я больше не вытягиваю»? Рассказываем.
Что такое выгорание
Синдром профессионального выгорания получил распространение в больших масштабах в разных сферах.
Перегорание на работе — непрекращающаяся усталость, раздражение и апатия по отношению к действиям, раньше приносившим удовольствие.
Его симптомы легко спутать с обычным утомлением или переработкой. Синдром быстро истощает ресурсы человека: физические и эмоциональные. Интерес к любимому делу теряется. Сотрудник не видит перспектив и дальнейших целей.
Эмоциональное перегорание опасно тем, что развивается незаметно. В зоне риска — гиперответственные работники с повышенным чувством эмпатии.
Чем ответственнее должность, тем выше вероятность развития синдрома.
Признаки
Первые признаки эмоционального истощения обычно не вызывают обеспокоенности и ощущаются, как усталость после тяжелого рабочего дня. Но утомление постепенно накапливается. Моральное перегорание усиливает недовольство условиями работы, коллегами, обязанностями. Человеку хочется уволиться.
Другое название этого состояния — «синдром менеджера». Его легко спутать с депрессией или неврозом. Главное отличие: при депрессии появляется ощущение беспомощности, низкая самооценка и др. При неврозе — чувство бессилия при выполнении задач.
Справиться с болезнью своими силами сложно, особенно если она возникла давно. Но на ранних этапах можно избежать катастрофы, если отследить симптомы перегорания на работе и принять меры.
Вот его признаки:
- постоянная усталость;
- проблемы со сном;
- снижение работоспособности;
- физическая слабость, частые болезни;
- потеря интереса к работе;
- участившиеся ошибки;
- страх перед изменениями;
- раздражительность;
- избегание межличностных контактов;
- плохое настроение;
- ощущение, что в действиях отсутствует смысл.
Хотя бы один признак — уже тревожный звоночек. Два и более подтверждают наступление синдрома перегорания.
Обычно это хорошо заметно при нововведениях в работе. Сотрудники не могут к ним приспособиться, т. к. для этого нужно затратить энергию, которой нет. Они не способны завязать новые деловые связи, с трудом поддерживают старые и легко раздражаются.
При выявлении синдрома важно быстро принять меры по его устранению. Первым делом — найти источник усталости и раздражения.
Стадии выгорания
Обычно процесс проходит в несколько этапов:
1. Жить работой!
Человек на волне энтузиазма: радуешься новым задачам, приходит в восторг от каждого проекта, работаешь почти круглосуточно. Кажется, сил хватит на пятерых, но они не бесконечны и не могут браться ниоткуда. На семью, хобби, друзей и любимого хомячка остается все меньше времени.
2. Я смогу!
Сотруднику по-прежнему хочется все успеть и объять необъятное, но усталость потихоньку берет свое. Внимание сбоит, друзья звонят реже, глаза хомячка грустнеют. А человек делает вид, что все нормально.
3. Я попытаюсь…
Приходят злые дедлайны. Начинаются конфликты с коллегами. Держать прежний темп не получается. Желание сделать все идеально пропадает. Концентрация падает. Сотрудник все больше понимает (и напоминает коллегам) грустного хомячка.
4. Я все.
Желаний практически нет — разве что не видеть коллег, выключить мобильник и переехать в лес на ПМЖ. Друзья забыли ваш номер, остался один печальный хомяк. Риск скатиться в разные зависимости растет в геометрической прогрессии.
Причины перегорания
Нехороший синдром не появляется из пустоты. Его возникновению всегда предшествует какая-то история.
Причиной перегорания на работе может стать:
- Отсутствие эмоциональной разрядки
Моральное перегорание может случиться из-за неумения выплескивать эмоции. Проговаривать их не обязательно, есть и другие техники, например, ведение дневника. А еще эмоциональное здоровье нужно поддерживать на физическом уровне: сбалансированно питаться, хорошо спать, заниматься спортом.
2. Рутинная работа.
Монотонные обязанности исключают новизну, необходимую большинству людей. Здесь поможет отвлечение или новый подход к привычным делам. Например, перерывы на чтение полезных статей, изучение новых методик, прослушивание подкастов на профессиональные темы.
3. Регулярные переработки.
Иногда сотрудники сами смешивают рабочее и личное, усугубляя внутреннее перегорание. Если же проблема в руководстве, можно попробовать договориться с начальником или делегировать часть обязанностей — баланс должен соблюдаться.
4. Отсутствие интересов вне профессии.
Если причина перегорания — зацикленность на работе и отсутствие возможности переключиться на что-то другое, можно найти увлечение. Например, давно забытое хобби детства или что-то совершенно новое. Если сложно, начать можно с малого: составить новый маршрут по дороге домой, сходить на выставку или спектакль.
5. Изменение приоритетов.
Появился ребенок, и выбор подгузников «обскакал» карьеру в списке приоритетов? Или пришло осознание, что бухгалтерия — не ваше, и захотелось податься в ландшафтный дизайн? Психолог в помощь. Проговорив проблему, можно ее осознать, а затем найти решение. Главное — перестать притворяться, что все нормально.
6. Недооцененность коллегами и начальством.
Тут два варианта: или человеку это кажется, он себя просто накручивает или он оказался «не в том» коллективе. Если в десятый раз сотрудник одну компанию на другую, а воз и ныне там, возможно, проблема действительно в нем. Можно начать улучшать навыки межличностного общения и профессиональные компетенции — должно сработать.
7. Синдром самозванца.
Это перекос в другую сторону: «У меня ничего не получается, мне платят слишком много, я тут бесполезен». Решение — работа над собой.
Что делать
На ранних этапах проявления синдрома с ним можно побороться своими силами. Скорость преодоления проблемы зависит от самого человека. Один справится с выгоранием быстро, у другого на это уйдут недели.
Моральное перегорание — обычно эта проблема лежит на эмоционально-психологическом уровне, поэтому решать ее нужно там же. Можно начать вести дневник — туда записывают состояние в течение дня, изменения в поведении и их причины. Делать это рекомендуется несколько недель, чтобы лучше понять себя, увидеть взаимосвязь между раздражителем и реакцией, взглянуть на проблему со стороны.
С перегоранием на работе борются изменением привычных профессиональных паттернов. Проще говоря, оптимизацией дня и внедрением систем тайм-менеджмента. Можно попробовать одну из них и отследить, как изменился уровень усталости. Составляйте списки дел, чтобы не хвататься за все сразу. Это сбережет силы и сохранит контроль над рабочими обязанностями.
Сотрудник заметил признаки выгорания? Лучше сразу сообщить начальству. Если руководитель заинтересован в нем, то пойдет навстречу и снизит нагрузку. В идеале — организует периодическую диагностику состояния сотрудников: беседы со специалистом или тестирование типа MBI, выявляющее выгорание на ранних стадиях.
Бывает, что за внутреннее перегорание принимают обычную усталость, с которой справится отпуск. Иногда требуется сменить работу: нет «коннекта» с коллективом, перспектив, интереса к делу.
Чем поможет квиз
Эту интеллектуальную игру руководство может внедрять для трех основных целей:
1. Диагностика
В игровой форме можно выяснить психологическое состояние сотрудника и текущий уровень его профессиональных навыков. Причем анализировать можно не только его ответы, но и поведение в процессе обсуждения вопросов, если это командная игра.
2. Разбавление рутины
Устроить для коллектива небольшой квиз в течение рабочего дня — помочь сотрудникам расслабиться и перезагрузиться. Некоторые профессионалы просто не умеют сами устраивать себе перерывы, что способствует выгоранию на работе.
3. Коммуникация с коллегами
Объединяя сотрудников в команды, можно способствовать налаживанию общения между ними.
Сотруднику не обязательно ждать инициативы от начальства: можно самому после работы собраться с друзьями и пойти на квиз. Это поможет сменить обстановку и расслабиться.
Вывод
Запущенное профессиональное выгорание может вылиться в увольнение или другие последствия. Важно заботиться о себе и помнить, что все хорошо в меру. Даже от самой любимой работы надо отдыхать.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети