Как выбрать франшизу аптеки с учетом инвестиций и окупаемости
Разберем вопрос как открыть аптеку по франшизе с минимальными рисками для потенциальных франчайзи. Покажем основные тренды аптечного франчайзинга

Российский серийный предприниматель. Высшее экономическое образование. Эксперт в области антикризисного управления и масштабирования бизнеса.
Чтобы выбрать оптимальную аптечную франшизу, следует учитывать несколько ключевых факторов, которые помогут минимизировать риски и обеспечить успешный старт бизнеса.

Основные критерии выбора аптечной франшизы
1. Анализ рынка и спроса в регионе
Перед покупкой аптечной франшизы важно изучить рынок в вашем регионе, оценить конкуренцию и спрос на аптечные товары. Для этого можно использовать инструменты вроде Яндекс. Карты и Google Trends, чтобы понять востребованность аптеки в конкретном мести и регионе в целом.
2. Репутация и опыт франчайзера
Выбирайте франшизу с проверенной историей и устойчивой сетью. Лучше, если торговая марка зарегистрирована давно, а сеть уже имеет работающих франчайзи в разных регионах. Это свидетельствует о стабильности и поддержке со стороны франчайзера.
3. Условия сотрудничества и финансовые параметры
Обратите внимание на размер инвестиций, паушального взноса, роялти и сроки окупаемости. Оптимально выбирать франшизу с прозрачными условиями, низкими или отсутствующими роялти, разумным паушальным взносом и прогнозируемым сроком окупаемости (обычно от 8 до 12 месяцев)
4. Поддержка и обучение
Хорошая аптечная франшиза предлагает комплексную поддержку: помощь в лицензировании, обучение персонала, маркетинговую поддержку, помощь с подбором и управлением персоналом, а также доступ к выгодным поставкам и IT-инфраструктуре.
5. Ассортимент и формат аптеки
Выбирайте формат, который соответствует вашим целям и возможностям — классическая аптека с широким ассортиментом, аптека у дома, мини-формат и т.д. Также важно, чтобы франчайзер позволял гибко формировать ассортимент в вашей аптеке и предоставил поставщиков.
6. Локация и требования к помещению
Учитывайте требования к площади и расположению аптеки, так как это влияет на инвестиции и потенциальную выручку. Оптимальная площадь обычно от 30 до 80 м², в зависимости от формата.
5 известных франшиз, примеры:
- Советская аптека
- Ригла
- Аптеки «PHARMA»
- «Йод-Зеленка»
- «Эвалар»
Рекомендации по выбору аптечной франшизы / франчайзера:
- Проведите личное общение с сотрудниками франчайзера, назначайте встречу в офисе, чтобы узнать реальные условия работы, посетите аптеки которые работают по франшизе.
- Оцените свою финансовую подушку безопасности и тщательно просчитайте все затраты на открытие аптеки по франшизе и предполагаемые доходы. Соберите со всех аптечных франшиз инвестиционные предложения и составьте сравнительную таблицу как открыть аптеку.
- Убедитесь, что франшиза предлагает прозрачные условия по открытию собственной аптеки и комплексную поддержку на всех этапах открытия и ведения аптечного бизнеса в вашем регионе. Запросите договор коммерческой концессии со всеми условиями по вложениям и открытию аптеки.
- Выбирайте аптечную франшизу с хорошей репутацией и развитой федеральной устойчивой сетью, чтобы минимизировать риски при открытии собственной аптеки и быстрее выйти на прибыль.
Частые ошибки и риски при открытии аптеки по франшизе
- Недооценка собственных инвестиций и сроков окупаемости. Часто, франчайзер занижает итоговую сумму на открытие аптеки и сроки окупаемости аптечной точки. Выбирайте франшизу из крупных федеральных аптечных сетей с историей не менее 5 лет;
- Ошибки в выборе помещения и несоответствие требованиям лицензирования. Не нужно торопиться при выборе локации под аптеку. Тщательно изучите место, конкурентов, трафик. Проверенный и надежный франчайзер даст необходимые рекомендации в подборе будущей локации под аптеку, а оценка помещения может занять от 1 до 2 недель.
- Проблемы с подбором квалифицированного персонала. На это сразу стоит обратить внимание при открытии собственной аптеки в вашем городе. У крупных аптечных сетей есть свой HR-отдел и строгие требование и фирменные стандарты к будущим провизорам и фармацевтам, которые будут работать в вашей аптеке;
- Недостаточная маркетинговая поддержка и слабое позиционирование бренда. Иногда франчайзи хочет сэкономить на инвестициях в открытие своей аптеки и ошибочно гонится на низкой ценой на старте открытия аптеки, которую могут позиционировать ненадежные аптечные франчайзеры. Бренд — это доверие покупателей
- Важность соблюдения стандартов франчайзера для успешного развития. Важно понимать правила открытия аптеки по франшизе и следовать им. Желание купить франшизу аптеки и потом самому раскручивать торговую точку может обернуться неминуемым разорением в ближайшие 2-3 месяца.
Тренды аптечного франчайзинга в 2025
- Работа под крупным аптечным брендом с длительной историей существования и широкой географией;
- Нацеленность на масштабируемость своей аптечной сети;
- Интернет-аптеки: доля онлайн-продаж лекарств выросла до 18%;
- Франшиза аптеки — драйвер роста для предпринимателей и инвесторов.
Вывод
При выборе ориентируйтесь на франшизы с прозрачными финансовыми условиями, минимальными рисками и комплексной поддержкой.
Таким образом, оптимальная аптечная франшиза — это та, которая соответствует вашим финансовым возможностям, предлагает прозрачные условия, снижает ваши риски и издержки при запуске, сильную поддержку и имеет проверенный опыт работы на фармацевтическом рынке с учетом специфики вашего региона.
Источники изображений:
Личный архив Алексея Чеченкова
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты
Рубрики



