AI для ивент-индустрии: тренды и перспективы
Рассказываем, как нейросети используются в подготовке клиентских мероприятий, позволяют удержать лояльность клиента и помогают выиграть новые тендерыОснователь и управляющий партнер iMARUSSIA! group Консультант в сфере блокчейна и AI для бизнеса. Основатель международного мета-агентства Superium
Хайп в использовании нейросетей потихоньку спадает, и рынок смотрит на них более трезвым взглядом. Заказчики хотят что-то более оригинальное, чем просто строчку в отчете об использовании искусственного интеллекта, а цели агентств-организаторов — оптимизировать расходы и выдать более крутой, чем у конкурентов, результат.
Нейросеть не против дизайнеров (и всех остальных)
Разговоры о том, что в недалеком будущем нас всех уволят, и креативы будут генерироваться в окошке ChatGPT, профессионалов отрасли, к счастью, совершенно не волнуют. Слишком много слабостей человеческих нейросеть не может заменить, но это и к лучшему.
Event-продюсеры огромное значение уделяют нюансам, создавая для заказчика целый мир на каждом мероприятии. Подбор спикеров, выбор меню и оборудования, мощное afterpaty и общий стиль мероприятия вряд ли способен сделать бесчувственный искусственный интеллект.
Весь мир, если глобально посмотреть, идет к усложнению. Долгие годы, когда люди тысячелетиями бегали с дубинами, прошли, и вселенная с каждым десятилетием и даже годом усложняется все быстрее. По данным отчета Goldman Sachs, если темпы развития сохранятся в той же динамике, то общая глобальная производительность будет расти на 7% ежегодно в течение ближайших десяти лет.
Большинство появляющихся новых инструментов, в том числе нейросеть, направлены на удаление человека от рутины. В этом есть и угрозы. В том же исследовании Goldman Sachs приводятся данные о сокращении до 300 млн рабочих мест с полной занятостью, однако старые профессии не исчезнут, а, скорее, эволюционируют, и придут сотни новых категорий занятости.
Сильные стороны нейросетей — это скорость генерации, недоступная человеку, и помощь в преодолении «чистого листа» творцу: дизайнеру, копирайтеру, креативщику. Многие из сгенерированных образов и идей абсурдные, но создание любой базы, от которой можно отталкиваться и не тратить время на мелкую рутину, уже ценно в мире, где каждая минута на счету. Кто сможет ими правильно пользоваться и управлять, применять в своей работе, тот будет добиваться лучших результатов, чем те, кто по старинке обходится без них. Мы в iMARUSSIA! запустили отдельный бренд под это новое направление, создав Superium — мета-агентство, которое работает со сложными цифровыми продуктами. Это как раз решения, сделанные нейросетями: создание метавселенных и генеративный AI-брендинг, которые используются для решения клиентских задач.
Избежать эволюции все равно не получится: нейросети уже становятся частью привычных продуктов. Например, Adobe не так давно внедрила в Photoshop нейросеть, и взаимодействие с ней происходит бесшовно — дизайнер просто вводит в дополнительном поле задачи и меняет фон, добавляются и генерируются разные элементы.
Выиграют во все более ускоряющейся гонке те, кто сможет креативно обрабатывать и применять в повседневной практике самые неожиданные решения из других отраслей. Системы распознавания лиц способны не только фиксировать личность, но и уже умеют считывать и анализировать эмоции — и чем это не повод для тестирования гипотез грамотным менеджером-организатором и введения нового «KPI по счастью» для подсчета успеха мероприятия.
Применение AI на разных этапах в event
В нашей повседневной практике мы в агентстве используем несколько типов нейросетей. Для текстовых задач это в первую очередь ChatGPT. Тестировали YandexGPT, но пока использовать не стали — результаты еще отстают от ChatGPT, поэтому этот продукт отложили на перспективу. Наиболее интересные для создания визуализаций — картинок и анимаций — платная версия Midjourney, бесплатный Kandinsky от Сбера, который активно прибавляет в результате и обрастает новыми возможностями.
Буквально каждый месяц появляется новая нейросеть: их сейчас выпускают как ИТ-гиганты рынка, так и малые компании по всему миру. Наиболее перспективными «новичками» для event-работы мы видим Taskade для управления проектами, умный календарь-ассистент Motion, Tome AI для создания стильных презентаций. Активно развиваются нейросети для сайтов и логотипов: Framer с большим функционалом, Uizard, который может написать сайт с идеи, буквально сделанной на коленке. Для промо-роликов, постов и создания маскотов появилась классная нейросеть Synthesia.
Внутренняя повседневная работа агентства. Постоянно растет количество инструментов, облегчающих работу с повторяющимися или рутинными процессами. Мы регулярно используем программы-расшифровки, переводящие звук в текст и обратно, расшифровщики видео. В режиме тестирования у нас сейчас находится TIdv.io, нейросеть, которая ведет протокол встречи в Zoom и систематизирует написанное.
Подготовка конкурсного предложения. В нашем агентстве iMARUSSiA! начали постоянно использовать нейросети на этапе подготовки предложения для клиента около года назад. В первую очередь — для создания визуальных креативов. Это особенно актуально, когда нет референсов — а такое часто случается, когда предлагаешь уникальную идею, которую еще никто не реализовывал. Из последних наших проектов, которые победили в конкурсе у заказчика, целый ряд референсов создан с помощью нейросети. А некоторые из тендеров, которые мы выиграли, на 70-80% написаны нейросетью: и тексты, и идеи, и иллюстрации. Это не значит, что дизайнер или креатор лишены работы. Нейросети меняют их профессиональный функционал, который теперь сосредоточен на составлении идеального техзадания — промта — и отслеживания точности его выполнения. Ну и, конечно же, соблюдения представленности бренда.
Создание клиентской презентации. Еще интересный вариант — это генерация визуализации будущего пространства мероприятия. В таком случае в программу выгружаются предварительные эскизы с расположением основных объектов на сцене либо в зале: сцена, рассадка людей, ключевые зоны. После чего нейросеть брендирует пространство, наносит контент на экран, расставляет людей, а при желании можно создать и 3d-модель. Это позволяет заказчику лучше увидеть будущую картину и проникнуться атмосферой.
Разнообразие традиционных активностей на мероприятии. Тут открывается море возможностей, и речь не только про креативный нетворкинг.
Для примера расскажу про свежий кейс. Мы его делали под дочерним брендом iMARUSSIA!, Superium, бутиковым мета-агентством, заточенным исключительно на работу с инновационными технологиями. Специально для конференции «Пространство безопасности: защита цифрового суверенитета страны» с помощью нейросети мы оригинально решили вопрос брендирования сувенирной продукции. Для этого попросили ряд нейросетей сгенерировать изображения на тему «Каким будет будущее IT в России», отобрали лучшие восемь вариантов и добавили брендированную рамку заказчика «Код безопасности». На самом мероприятии в числе прочих стояла студия печати на футболках, где участники конференции могли выбрать один из восьми артов и прямо на месте получить брендированную футболку нужного размера в красивой упаковке. И, пожалуй, мы впервые увидели такую очередь за сувенирами: обычно людей сложно удивить футболками, да еще и с лого, а тут случился настоящий ажиотаж. Сочетание трендовой технологии, актуальной темы и возможности выбора сделали свое дело. Вместо запланированных 500 экземпляров мы сделали более 600, исчерпав весь резервный запас.
Кстати, потом видели похожие примеры работы с сувенирной продукцией на мероприятиях других ИТ-компаний. Например, Яндекс использует подобные решения — брендирует мерч с пометкой, что принт создан их нейросетью «Шедеврум».
Контент для соцсетей и мероприятий. Многие сервисы с иллюстрациями перестали быть доступны на территории России и принимать оплату с российских счетов. Например, тот же Shutterstock. Зачастую именно зарубежные проекты имеют самую большую и интересную базу картинок, фотографий и анимаций, российских качественных аналогов пока еще нет. Этот вопрос частично может закрыть Midjourney или, например, Kandinsky: пишется текст поста, к которому нужна иллюстрация, выгружается в нейросеть и получаем интересные и максимально приближенные к задаче варианты. Их можно несколько раз перегенерировать с уточненным промтом, доработать и вот готов визуал для публикации в соцсетях.
То же самое касается и создания музыки, когда нужно какое-то индивидуальное звуковое сопровождение с минимальными усилиями: просто попросите профильную нейросеть сделать это. На самих мероприятиях уже появляются примеры использования генерации анимаций и изображений в live-формате на экране, которая подстраивается под темп музыки или речи спикера.
Понятно, что так же можно поступать со стилистикой постов, прося нейросеть менять заданный текст под разные стили, чтобы нащупать нужную интонацию в общении с пользователями.
Еще интересная точка инструмента — это создание симпатичных тематических стикеров для Telegram, а с недавних пор и в Facebook Messenger и Instagram* (запрещенные в России организации). Нейросети умеют создавать неведомые фантастические маскоты или другие компактные футуристические изображения. Это идеально подходит под формат соцсетей и работает как на повышение вовлеченности участников мероприятия, оставляя их в зоне влияния и после завершения события, так и на косвенное продвижение бренда, потому что стикеры, как правило, имеют авторство и подписаны компанией, которой принадлежат.
Проблемы практики
В России зарегистрировано более 4500 компаний, которые работают в event-индустрии. При этом, по моей оценке рынка, используют в той или иной мере новые технологии только несколько сотен агентств.
Причин несколько, и первая из них — не все могут подступиться. Обучение идет большей частью наощупь, каждая компания ищет свой подход и методом проб и ошибок получает какой-то результат. Нейросеть от человека требует в первую очередь понимание того, как с ней работать и писать запросы-промты. Сейчас все много времени тратят на составление качественного промта для получения адекватного результата, и без обучения сложно понять, что вводить, какие параметры задавать. На русском языке пока не так много курсов, которые можно было бы назвать экспертными. Почти все актуальные материалы англоязычные. При этом активно идет обмен опыта с коллегами в профильных чатах, например, в том же чате выпускников школы Event MBA, основанной Павлом Недостоевым, который продвигает выход индустрии ивента на новые уровни.
Кроме того, технология слишком новая и слишком резво развивается. Для кого-то прогресс выглядит головокружительным, а кого-то откровенно пугает. По данным аналитиков платформы «Авито Работа», 50% россиян поддерживают ограничение развития ИИ и нейросетей по этическим причинам. И одновременно со стремительным развитием нейросети «глупеют», в том числе от общения с людьми. Свежее исследование Стенфордского университета показало, что последняя версия ChatGPT-4 всего за три месяца — с марта по июнь 2023 года — снизила точность ответов в самых разных сценариях, причем в некоторых областях знаний до 2% против 97% ранее. Основной угрозой были и остаются несуществующие, но очень убедительные аналитические исследования и факты, которые часто генерирует нейросеть, отвечая на пользовательский запрос.
Отдельный вопрос — это законодательная база и соблюдение этических норм и авторских прав. Нейросеть, как вольный дух, гуляет, где хочет, а из интернета, как известно, ничего нельзя удалить до конца. Иски от художников, чьи арты были украдены нейросетями для пользовательских креативов, пока не увенчались успехом, потому что нет толком и адресата. Недалек тот день, когда может случиться и обратная ситуация, когда владельцы маленькой нейросети смогут выиграть суд у коммерческой компании, которая с помощью их продукта сгенерирует и успешно продаст текст или изображение. Проблема использования нейросетей стоит остро, и профессионалам индустрии важно задуматься над этим уже сейчас.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети