Как правильно мигрировать на российские операционные системы
В каких случаях нужно менять ОС, как спланировать миграцию, подготовится к ней и избежать ошибокРуководитель департамента инфраструктурных решений «Сиссофт».
Замена иностранных решений стала главной задачей ИТ-руководителей в России. В первую очередь речь идет о переходе на импортонезависимые клиентские и серверные операционные системы — «главный» класс ПО, который определяет информационный ландшафт предприятия. О нюансах процесса — Тимур Бадретдинов, руководитель департамента инфраструктурного ПО компании «Системный софт».
Когда нужно заменять операционные системы
Сегодня для российских компаний актуальны три причины замены Microsoft Windows (а именно эта ОС, клиентская и серверная, чаще всего использовалась почти повсеместно) на российские аналоги.
Причина первая и самая очевидная: приобретение новых лицензий стало невозможным, а уже установленные системы могут в любой момент перестать получать обновления или получить их с неприятными «сюрпризами», что идет вразрез с элементарными требованиями безопасности.
Вторая причина — выполнение требований законодательства, которое является обязательным для всех государственных организаций, компаний с государственным участием и предприятий, управляющих объектами критической информационной инфраструктуры.
Есть и третья причина, которая вызвана отнюдь не импортозамещением. Правда, ею руководствуются менеджеры только отдельных компаний. Это — стремление сократить совокупную стоимость владения ПО за счет использования ОС на базе Linux, которые не требуют приобретения лицензий.
Казалось бы, переустановка операционной системы, даже на сервере — не самая сложная задача, которую могут решить и пользователи с базовыми навыками. К сожалению, это далеко не так. «Переезд» — серьезный проект, требующий тщательной предварительной подготовки, от которой зависит весь результат.
Существует множество примеров неудачной миграции, которая приводила к потере данных, нарушению работоспособности сервисов и целых информационных инфраструктур.
Задача не одного дня
Стоит разделять проекты, связанные с заменой серверных и клиентских ОС. Как правило, рабочих станций в компании всегда значительно больше, чем серверов. Кроме того, сотрудники постоянно пользуются десктопами и ноутбуками, часть, к тому же, работает удаленно. В течение рабочего дня заниматься переустановкой на них ПО просто невозможно.
Тем более, что помимо самой ОС, придется, скорее всего, заменить и все десктопные приложения, так как те, которые работают только на Windows не запустятся на других ОС. А вот серверы всегда находятся под полным контролем администраторов, которые могут сами выбрать момент для начала работ.
Поэтому проекты по миграции с клиентских ОС всегда занимают больше времени, чем замена серверных операционок. Продолжительность зависит также от общего числа серверов и рабочих станций, и набора приложений, которые на них работают. В среднем такой проект займет от нескольких недель до нескольких месяцев.
Что нужно знать, приступая к миграции на новую ОС
Существуют два параметра, которые характеризуют успешную миграцию. Первый — сохранение целостности данных и их полный перенос на новую ОС с соблюдением всех исходных параметров. Иными словами, в новой системе все инструменты те же, что и в старой, при этом, по возможности, сохранены все файлы и типовые настройки.
Некоторые компании сталкивались с ситуацией, когда перестает работать корпоративная почта: отправленные письма несколько дней «висят» в исходящих, оказывается недоступной адресная книга и т. д. Это — пример некачественной миграции.
Второй параметр — отсутствие простоев. Миграция требует времени, и, если проводить ее в обычные рабочие часы, то системы и сервисы могут быть полностью недоступны пользователям или работать с перебоями. Поэтому планируют миграцию на нерабочее время, на ночь или на выходные дни.
Особенно удобно использовать для миграции «длинные выходные». Идеальный вариант — пользователи возвращаются после перерыва и продолжают работать так же, как они это делали на прошедшей неделе, им доступны все приложения и все корпоративные сервисы.
Еще одна проблема, связанная с миграцией — взаимосвязь различных продуктов и сервисов. Недостаточно просто переустановить операционную систему, — необходимо обновить настройки сети, оборудования, вспомогательных служб и т. д.
Правило пяти «П»
Существует универсальное правило, которое позволяет обеспечить безболезненную миграцию. Его еще называют «правилом пяти П»: Правильное Планирование Предотвращает Печальные Последствия.
Четкий и продуманный план должен предусматривать не только работу, связанную с переустановкой операционной системы, приложений, переносом данных и настроек. Перед тем, как проводить миграцию, необходимо сделать осознанный и взвешенный выбор продуктов, которые будут использоваться в качестве альтернативы старым.
Работа с западными ИТ-решениями, которые использовались в компаниях долгие годы, как правило, не вызывает затруднений ни у пользователей, ни у администраторов, — они были хорошо знакомы и подробно изучены. А вот российские разработки могут иметь заметные отличия.
Поэтому, выбирая российскую альтернативу, необходимо ее предварительно протестировать, как на совместимость с имеющимся оборудованием, так и на юзабилити, готовность пользователей и администраторов использовать ее.
Российское ПО в сегменте ОС не всегда совместимо с некоторыми моделями зарубежных серверов или систем хранения данных, оно может не поддерживать некоторые прикладные программные решения. Предварительное тестирование необходимо еще и потому, что многие российские заказчики управляют весьма специфическими инфраструктурами, в которые могут входить самые разнообразные сервисы.
Проверить полную совместимость существующего ИТ-ландшафта и новой операционной системы необходимо до начала проекта миграции, — в современных ИТ не осталось «изолированных» продуктов, которые не взаимодействуют с другими решениями.
Подготовка к миграции
Приступая к миграции на новые ОС, компания должна составить функционально-технические требования (ФТТ), в которых указываются функциональные возможности системы. При этом учитываются как те требования, которые предъявляются к ней на уровне администрирования, так и соответствующие потребностям пользователей: поддержка того или иного класса клиентского ПО, соответствие требованиям к интерфейсу и т. д.
Следующий этап — разработка ТЗ, технического задания. Для этого используются результаты работы с ФТТ, которые показывают количество возможных вариантов для миграции, при этом могут указываться решения-«кандидаты». Затем наступает очередь тестирования отобранных решений. Любой заказчик должен иметь четкое представление о том, на каком оборудовании будет работать ОС, какие приложения на ней будут устанавливаться.
Такой алгоритм актуален и для серверных операционок, поскольку на них устанавливаются корпоративная почта, учетная система, система видеоконференцсвязи и множество других приложений. Все эти программные продукты необходимо предварительно установить на «тестовый» сервер и проверить их работу под управлением той системы, которая намечена для миграции.
Обязательный этап тестирования — проверка совместимости операционной системы и имеющегося оборудования. Это — выявление соответствия аппаратного обеспечения системным требованиям ПО (мощность и конфигурация процессора, объем оперативной памяти, дискового пространства и т. п.). Нельзя забывать и про наличие необходимых драйверов для корректной работы софта и «железа».
Обязательно к исполнению
В проекте по миграции на новую ОС необходимо в обязательном порядке предусмотреть ряд мер, которые помогут избежать ошибок или даже катастроф. О первой из них, тщательных планировании и подготовке проекта, мы рассказали подробно. Две других перечислим коротко.
Прежде чем приступать к каким-либо действиям, связанным с заменой операционных систем, необходимо создать резервные копии данных всех серверов и компьютеров организации. Они могут стать настоящим спасением, если миграция окажется неудачной.
Вторая мера — обучение ИТ-специалистов, которые в дальнейшем будут заниматься администрированием новых операционок. Если их в штате компании нет, или их квалификация недостаточна, то необходимо запланировать прохождение авторизованных курсов от производителей ПО.
Всегда ли необходим подрядчик
С проектом по миграции на российские операционные системы практически любая компания может справиться и самостоятельно. Но для этого необходимыми условиями являются наличие квалифицированных сотрудников, которые имеют навык работы с новыми продуктами и большой запас по времени для реализации проекта.
Есть рациональное зерно и в приглашении системного интегратора. Он может предложить компетенции специалистов высокой квалификации, с широким ИТ-кругозором, и при планировании проекта они в большинстве случаев смогут предусмотреть все возможные риски, связанные с миграцией. Тем более, что аудит ИТ-инфраструктуры, важнейшая часть подготовительного этапа проекта по миграции — одна из типовых услуг любого системного интегратора.
Резюме
Мигрировать на новую операционную систему — не только и не столько «заменить Windows на Linux». Это — серьезный проект, требующий тщательного планирования и серьезной подготовки, которые позволят избежать проблем и безболезненно переехать на импортонезависимые решения.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети