Клининг в 2025 году: почему на рынке останутся только крупные компании
Основатель New Cleaning Сергей Москвин рассказал о нюансах клининговой индустрии и почему преимущество на рынке — у крупных федеральных игроков![Клининг в 2025 году: почему на рынке останутся только крупные компании](https://pics.rbc.ru/v2_companies_s3/resized/960xH/media/company_press_release_image/c0f83e65-3afa-46b5-ad66-7be1c0a0385c.jpg)
![Сергей Москвин](https://pics.rbc.ru/v2_companies_s3/resized/200xH/media/experts_profile_photos/9f6a8d51-c907-47b7-a029-e5c3cc5b5d87.jpg)
Основатель и генеральный директор компании New Cleaning. Эксперт в области клининговых услуг и франчайзинга с опытом ведения бизнеса более 8 лет.
В 2023 году объем рынка российского клининга превысил 400 млрд рублей, а всего в стране работает около 6 тыс. клининговых сервисов. Отрасль стимулируют не только частные клиенты, но и коммерческие заказчики и государственные учреждения, а также рост рынка недвижимости. Вместе с этим индустрия развивается за счет увеличения числа сетевых клининговых компаний. В чем особенности этого бизнеса и почему в выигрыше будут крупные федеральные компании? Отвечает основатель компании New Cleaning Сергей Москвин.
Бизнес на уборке
Как вы открыли клининговую компанию?
Это был 2016 год. Я работал в найме, но понимал, что таким образом больших денег не заработаешь, поэтому решил открыть свой бизнес. На виду в то время была розничная торговля и индустрия общественного питания, но в этих отраслях очень высокая конкуренция и развитие в них ограничено: у любого магазина или кафе есть порог выручки и определенная проходимость, которую сложно увеличить. Поэтому выбор пал на клининг: я люблю чистоту и понял, что ниша свободна и в ней есть возможности. Кроме того, клининг востребован как у частных, так и у коммерческих клиентов и не ограничивается уборкой квартир. А еще рынок далек от насыщения, особенно в сегменте b2b — мы видим, что растет спрос на клининговые услуги для предприятий, переходящих на аутсорсинг в сфере чистоты.
В начале работы мы анализировали конкурентную среду, и оказалось, что из примерно десяти предложений качественные услуги клининга оказывала одна компания. Остальные — самозанятые, которые нередко работают без униформы, профессионального оборудования и чистящих средств. Вдобавок сейчас на рынке мало крупных федеральных игроков, которые бы полностью охватили все регионы страны, поэтому есть возможности для развития. В таких условиях у крупных клининговых компаний, которые оказывают качественные услуги, будет конкурентное преимущество.
![New Cleaning — бизнес на уборке квартир](https://pics.rbc.ru/v2_companies_s3/media/news_body_images/ee6fdb3f-fca7-46ce-a1a1-e0113113e6c0.jpg)
Почему у крупных игроков больше шансов на развитие?
Крупные федеральные игроки на слуху, они узнаваемы, что обеспечивает более широкий охват целевой аудитории и органический приток клиентов вне зависимости от региона. Маленьким локальным брендам приходится самим искать клиентов, завоевывать их доверие и удерживать их, что осложняется растущей конкуренцией на рынке. Поэтому, конечно, в условиях экономической нестабильности крупным игрокам будет проще. У них есть бюджеты на маркетинг, уже отработанные и эффективные рекламные стратегии, репутация и лояльность аудитории. Это важное преимущество — опыт, наработанный годами, и поддержка комьюнити. Плюс, если клининговая компания работает по франшизе, это значит, что стандарты качества работы транслируются на всю сеть, есть обучение и помощь в подборе квалифицированного персонала. Это позволяет более крупным клинингам выделяться на рынке.
Франшиза как фактор роста
Сколько точек New Cleaning сейчас в сети?
Сейчас в нашей сети работает 22 филиала. Франшизу мы запустили недавно, в 2021 году, и по модели франчайзинга открыли уже 21 клининговый сервис. Хоть это и молодое направление, но мы активно масштабируемся и недавно открылись в Сочи и во Владивостоке. Одна из главных задач — создание крупной федеральной клининговой сети с высокими сервисными стандартами. Это позволяют спрос и емкость рынка.
Почему для развития выбрали именно модель франчайзинга?
Готовая франшиза — оптимальная модель клинингового бизнеса. Она позволяет охватить максимальное число субъектов страны, помочь стартовать в этом бизнесе новичкам и транслировать эффективные бизнес-модели и стандарты качества в разные регионы. Это повышает уровень услуг в целом. Мы не сразу запустили франшизу, а только спустя 5 лет после запуска, и в начале тестировали, как лучше сопровождать партнеров, смотрели, какие у них есть трудности и вопросы. Самим масштабироваться в таком темпе, то есть открывать собственные филиалы, было бы крайне сложно.
Как еще можно масштабировать клининговый бизнес?
Повторюсь, клининговые услуги — это не только уборка квартир. Как правило, клининговые сервисы работают сразу в нескольких направлениях: мойка фасадов домов, комплексная уборка жилых помещений, послестроительная уборка зданий, дезинфекция помещений и химчистка, сотрудничество с государственными заказчиками. Есть компании, которые специализируются на одной услуге, а есть и те, что универсальны и охватывают сразу несколько направлений. В любом случае клининг можно расширить за счет развития смежных бизнесов. К примеру, можно сдавать в аренду оборудование, открыть химчистку или предоставлять услуги по обработке помещений от насекомых. Другой вариант — запуск специализированного магазина, если хорошо налажен канал профессиональной химии, или благоустройство территории и вывоз мусора.
![New Cleaning помогает открыть клининговую компанию с нуля](https://pics.rbc.ru/v2_companies_s3/media/news_body_images/bb671d27-a20a-4ed0-89a0-689446a471dc.jpg)
Сколько можно заработать на клининге
Сколько можно заработать на клининге? Какие клининговые услуги самые прибыльные?
Средний ежемесячный доход клинингового сервиса составляет около 300 тыс. рублей. Многие клининги не фокусируются на какой-то определенной услуге и обслуживают частных и корпоративных клиентов за счет чего также растет выручка. Сейчас одно из самых прибыльных направлений в этой индустрии — мойка фасадов и окон. Работа сезонная, но ее рентабельность составляет около 60%. Второе по популярности направление — комплексная уборка жилых помещений, которая пользуется спросом круглый год. И третье — послестроительная уборка. На старте работы лучше заниматься уборкой квартир, чтобы набраться опыта, а потом переходить к более крупным задачам. Это тендеры от государственных и коммерческих заказчиков. Обычно они заинтересованы в том, чтобы их обслуживала одна проверенная клининговая компания, а не самозанятые клинеры.
А есть ли еще какие-то нюансы бизнеса, о которых важно знать новичку?
Начинающим клининговым компаниям приходится нарабатывать клиентскую базу с нуля. Здесь нельзя недооценивать активные продажи — прозвон клиентов, презентацию им ваших услуг. Этот канал взаимодействия показывает высокую эффективность, особенно с заказчиками-юрлицами. Кроме активных продаж, стоит рассматривать геосервисы, 2ГИС, «Яндекс.Карты» и не самый очевидный канал привлечения аудитории — домовые чаты. Однако недостаточно просто найти клиентов, их нужно удержать, поэтому необходимо работать с лояльностью, собирать обратную связь и анализировать ее. Поскольку немалая часть клиентов приходит через сарафанное радио, качество услуг должно быть высоким, чтобы о вас захотелось рассказать. Поэтому мы, например, организовали централизованное обучение не только партнеров и линейного персонала, но и всех, кто хотел бы развиваться в этой индустрии.
Расскажите подробнее, что это за обучение?
Образовательная программа охватывает не только современные технологии уборки, но и методики управления бизнесом, техники продаж, ведение клиентской базы, способы продвижения услуг, подбор персонала. Например, блок «Основы клининга» посвящен обзору профессиональной химии, инвентаря и оборудования, затрагивает технологию оказания услуг, методы уборки, охрану труда и пожарную безопасность. У всех начинающих партнеров возникают одни и те же вопросы, поэтому проще и эффективнее транслировать опыт через единый учебный центр.
Чего ждать в клининговом бизнесе
Как на ваш взгляд клининг будет развиваться в ближайшие годы? Всех не заменят роботы?
Сейчас мы видим, что из-за денежно-кредитной политики некоторые клининговые компании закрываются, но это открывает окно возможностей для других игроков — известные бренды получат большую долю освободившегося рынка. Кроме этого, будет расти спрос на клининговые услуги в сегменте b2b и в государственном секторе, а для частных клиентов клининги будут внедрять более экологичные методы уборки. Роботизация индустрии при этом неизбежна, она обусловлена дефицитом кадров, но позволить роботов-уборщиков смогут только те компании, у кого есть деньги и кому доверяют банки. Это будет их конкурентным преимуществом.
Источники изображений:
Пресс-служба New Cleaning
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Социальные сети