РБК Компании

Как проводить телефонное интервью и о чем спрашивать

Зачем звонить кандидату и какие вопросы задавать на телефонном интервью
Как проводить телефонное интервью и о чем спрашивать
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Мidjourney
Артем Марков
Артем Марков
Product-manager компании Spectrum Data

Эксперт в области оценки персонала

Подробнее про эксперта

Проведение интервью с кандидатом по телефону — эффективный инструмент отбора после обработки поступивших с откликами резюме. Благодаря такому разговору можно определить, кого стоить приглашать на очное собеседование и встречу с руководителями. 

Тем не менее даже у опытного HR-специалиста может возникнуть вопрос: как в телефонном разговоре убедиться в соответствии кандидата требованиям вакансии, особенно если в резюме соискателя не так много информации? Разберемся, как провести интервью с кандидатом, какие вопросы задавать на телефонном интервью, а также как грамотно проверить сотрудника.

Для чего нужно телефонное интервью с кандидатом на вакансию

Телефонное интервью — начальный этап отбора, призванный сэкономить время руководителей и других сотрудников, участвующих в подборе персонала (в том числе проводящих, например, техническое интервью). 

В процессе собеседования по телефону сотрудник отдела кадров может оценить, насколько потенциальный кандидат соответствует ожиданиям и отвечает требованиям, обозначенным вакансии, а также насколько он замотивирован для работы на конкретной должности.

Телефонное интервью полезно практически во всех ситуациях подбора:

  • Массовый подбор линейного персонала (продавцы, товароведы, сотрудники колл-центра или технической поддержки).
  • Подбор стажеров и начинающих специалистов (студентов колледжей и вузов).
  • Подбор специалистов среднего и высокого уровней, управленцев.

Соискателю также удобен подобный формат интервью — не нужно никуда ехать и тратить время на дорогу, можно заниматься своими делами и параллельно вести беседу. Особенно это актуально для высококвалифицированных специалистов.

Особенности собеседования по телефону: подготовка и процесс

По телефону невозможно увидеть человека лично, провести ему презентацию компании и офиса и оценить невербальные сигналы его тела — кандидат и вовсе может проигнорировать звонок. Однако на первом этапе поиска «финалиста» на вакансию это и не обязательно — достаточно кратко, но содержательно представить вакансию и компанию и составить общее впечатление о соискателе.

При этом рекрутер должен обладать хорошими коммуникативными навыками: эмпатия, эмоциональный интеллект, активное слушание.

Обязательно проверьте качество связи до созвона — это влияет не только на длительность разговора, но и на первое впечатление человека о компании.

В некоторых случаях лучше выбрать переписку через мессенджер или по электронной почте, нежели телефонный звонок. Например, если:

  • вы уже знакомы с кандидатом;
  • вы в целом имеете представление о его ожиданиях (местоположение офиса, карьерный трек, комфортный уровень заработной платы и так далее).

О чем говорить в телефонном интервью с кандидатом на вакантную должность в первую очередь? Обсудите:

  1. Что важно для кандидата в работе (бонусы, график работы или формат — гибридный, удаленный, офисный).
  2. Должностные обязанности и условия работы, указанные в вакансии.
  3. Soft skills, которые потребуются для позиции (стрессоустойчивость, коммуникативность и другое).

Как подготовиться к телефонному интервью с кандидатом 

До того, как начать собеседование по телефону, следует составить список откликнувшихся на вакансию соискателей — можно в электронном или бумажном виде. Выпишите имена и фамилии, чтобы знать, к кому вы обращаетесь. Определите, какие ответы на вопросы скрипта вас устроят — например, кандидат должен быть согласен на зарплату и график, указанные в резюме, так как изменить их руководство не согласно.

Кроме этого, перед интервью по телефону следует:

  • Проанализировать резюме кандидата: как часто он переходил между компаниями, кто его бывшие работодатели, где получил образование, какое гражданство имеет.
  • Проверить внутреннюю базу соискателей (если она имеется), чтобы узнать, откликался ли кандидат на другие позиции ранее. Возможно, если человек уже проявлял интерес к вакансиям в вашей компании, он замотивирован работать именно у вас.
  • Распечатать описание вакансии, которую собираетесь предложить кандидату. Это поможет наиболее полно ответить на возможные вопросы соискателя.
  • Составьте список ключевых вопросов для собеседования по резюме. Например, если был долгий перерыв в трудовой деятельности — стоит уточнить, что делал кандидат в это время.

Что спрашивают на телефонном интервью?

По телефону нельзя предложить решить тестовое задание или обсуждать будущую заработную плату — такие вопросы решаются при личной встрече. Список вопросов для телефонного разговора ограничен из-за формата общения и определяется спецификой вакансии.

В ходе телефонного интервью чаще всего обсуждают:

  • Текущее место работы (возможно, кандидат не указал, что уволился и устроился в другую компанию после размещения резюме).
  • Готовность к переезду и командировкам, удобство местоположения офиса компании (много ли времени займет дорога от дома до потенциальной работы).
  • Когда кандидат может приступить к работе.
  • Ожидания по доходу и от будущей должности в целом.
  • Профессиональные навыки и знания кандидата: образование, повышение квалификации, курсы.

Скрипт телефонного интервью с кандидатом: пример

Точный список вопросов в скрипте разговора по телефону, собеседования зависит от должности — мы выделим основные шаги и приведем примерный образец, который каждый HR легко сможет адаптировать в зависимости от особенностей вакансии и компании.

Как построить собеседование по телефону (пример разговора работодателя):

1. Представьтесь и уточните, может ли кандидат уделить разговору время. Если он не может говорить, договоритесь о другом времени для созвона или напишите сообщение в мессенджер.

«Здравствуйте, меня зовут [ваше имя], я HR-специалист компании [название компании]. Удобно ли вам сейчас обсудить возможность сотрудничества?».

2. Объясните, откуда вы узнали о том, что соискатель рассматривает предложения о работе.

«Видел(-а) ваш отклик на нашу вакансию на [Авито/HH/другом ресурсе]. Вы еще рассматриваете предложения?».

3. Объясните «сценарий» интервью: что будете спрашивать, как долго продлится разговор.

«Интервью займет около 5–10 минут. Я задам несколько вопросов о вашем профессиональном опыте и навыках, расскажу о предлагаемых условиях работы и отвечу на ваши вопросы, если они появятся. Если нас все устроит, обсудим дату и место для личной встречи».

4. Спросите об актуальности данных в резюме и причине, почему кандидат решил сменить место работы.

«Вы сейчас работаете в компании [название] на должности [название должности]? Почему решили сменить работу?»

5. Уточните, какой у кандидата опыт и оцените, соответствует ли он ожиданиям в вакансии.

«Расскажите о последних проектах, над которыми вы работали. Как долго вы работаете над подобными задачами? Каковы ваши зарплатные ожидания (минимальный/комфортный уровень)?».

6. Расскажите о вакансии, подчеркивая актуальные для кандидата аспекты (зарплату, местоположение, уровень сложности задач и другое).

7. Завершите интервью: пригласите на очный разговор либо откажите.

«Мы хотели бы пригласить вас на личную встречу. В каком мессенджере удобнее будет согласовать время и место?»

«К сожалению, мы вынуждены отклонить вашу кандидатуру. Мы свяжемся с вами, если у нас появится подходящая вакансия».

Для удобства проведения телефонного интервью с кандидатом вопросы и ответы кандидата можно вносить в уже распечатанную таблицу.

Как проводить телефонное интервью и о чем спрашивать

Скачать скрипт телефонного интервью с кандидатом, пример

Как в ходе телефонного интервью понять, что кандидат не подходит

По каким признакам можно понять, что кандидату лучше отказать в вакансии — дальнейшее общение с ним нецелесообразно:

  • Ответы кандидата расходится с фактами из резюме: либо он невнимательно подошел к составлению документа, либо сознательно вводит рекрутера в заблуждение.
  • Соискатель проявляет только материальную мотивацию, при этом не интересуется должностными обязанностями и позицией.
  • Кандидат ничего не знает о компании: вероятно, он совсем не замотивирован работать именно у вас.
  • Кандидату неудобен график работы, расположение офиса и другие аспекты вакансии.
  • Грубое общение и нарушение этикета — особенно важно, если будущая должность предполагает частую коммуникацию с людьми (например, оператор поддержки, клиентский сервис).
  • Кандидат дает ответы, не совпадающие с ожиданиями в вакансии — слишком маленький опыт работы, нет необходимого образования и другое.

Телефонное интервью — один из способов осуществить проверку кандидатов на работу. Полноценное очное собеседование с кандидатом отнимает больше времени у сотрудника отдела кадров — особенно если соискателей достаточно много. 

Комплексную же оценку благонадежности можно автоматизировать с помощью различных сервисов, которые «соберут» всю нужную информацию в единый отчет.

Как проводить телефонное интервью и о чем спрашивать

Топ ошибок при проведении собеседования по телефону

  • HR-специалист недостаточно тщательно изучил особенности вакансии, поэтому не смог заинтересовать кандидата.
  • Рекрутер невнимательно изучил резюме соискателя, поэтому не смог объективно оценить, подходит ли он на должность.
  • Проблемы с коммуникацией: сотрудник не проверил качество связи, говорит с большими паузами и неуверенно — кандидату будет трудно воспринимать такое общение.
  • HR не рассчитал время, из-за чего не успел задать все нужные вопросы.

Источники изображений:

Личный архив компании

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации22.03.2019
Уставной капитал200 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Басманный, ул. Бауманская, д. 7, стр. 1, Ант/пом/оф 2/I/301
ОГРН 1197746207471
ИНН / КПП 9701129739 770101001

Контакты

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия