Как проводить телефонное интервью и о чем спрашивать
Зачем звонить кандидату и какие вопросы задавать на телефонном интервьюЭксперт в области оценки персонала
Проведение интервью с кандидатом по телефону — эффективный инструмент отбора после обработки поступивших с откликами резюме. Благодаря такому разговору можно определить, кого стоить приглашать на очное собеседование и встречу с руководителями.
Тем не менее даже у опытного HR-специалиста может возникнуть вопрос: как в телефонном разговоре убедиться в соответствии кандидата требованиям вакансии, особенно если в резюме соискателя не так много информации? Разберемся, как провести интервью с кандидатом, какие вопросы задавать на телефонном интервью, а также как грамотно проверить сотрудника.
Для чего нужно телефонное интервью с кандидатом на вакансию
Телефонное интервью — начальный этап отбора, призванный сэкономить время руководителей и других сотрудников, участвующих в подборе персонала (в том числе проводящих, например, техническое интервью).
В процессе собеседования по телефону сотрудник отдела кадров может оценить, насколько потенциальный кандидат соответствует ожиданиям и отвечает требованиям, обозначенным вакансии, а также насколько он замотивирован для работы на конкретной должности.
Телефонное интервью полезно практически во всех ситуациях подбора:
- Массовый подбор линейного персонала (продавцы, товароведы, сотрудники колл-центра или технической поддержки).
- Подбор стажеров и начинающих специалистов (студентов колледжей и вузов).
- Подбор специалистов среднего и высокого уровней, управленцев.
Соискателю также удобен подобный формат интервью — не нужно никуда ехать и тратить время на дорогу, можно заниматься своими делами и параллельно вести беседу. Особенно это актуально для высококвалифицированных специалистов.
Особенности собеседования по телефону: подготовка и процесс
По телефону невозможно увидеть человека лично, провести ему презентацию компании и офиса и оценить невербальные сигналы его тела — кандидат и вовсе может проигнорировать звонок. Однако на первом этапе поиска «финалиста» на вакансию это и не обязательно — достаточно кратко, но содержательно представить вакансию и компанию и составить общее впечатление о соискателе.
При этом рекрутер должен обладать хорошими коммуникативными навыками: эмпатия, эмоциональный интеллект, активное слушание.
Обязательно проверьте качество связи до созвона — это влияет не только на длительность разговора, но и на первое впечатление человека о компании.
В некоторых случаях лучше выбрать переписку через мессенджер или по электронной почте, нежели телефонный звонок. Например, если:
- вы уже знакомы с кандидатом;
- вы в целом имеете представление о его ожиданиях (местоположение офиса, карьерный трек, комфортный уровень заработной платы и так далее).
О чем говорить в телефонном интервью с кандидатом на вакантную должность в первую очередь? Обсудите:
- Что важно для кандидата в работе (бонусы, график работы или формат — гибридный, удаленный, офисный).
- Должностные обязанности и условия работы, указанные в вакансии.
- Soft skills, которые потребуются для позиции (стрессоустойчивость, коммуникативность и другое).
Как подготовиться к телефонному интервью с кандидатом
До того, как начать собеседование по телефону, следует составить список откликнувшихся на вакансию соискателей — можно в электронном или бумажном виде. Выпишите имена и фамилии, чтобы знать, к кому вы обращаетесь. Определите, какие ответы на вопросы скрипта вас устроят — например, кандидат должен быть согласен на зарплату и график, указанные в резюме, так как изменить их руководство не согласно.
Кроме этого, перед интервью по телефону следует:
- Проанализировать резюме кандидата: как часто он переходил между компаниями, кто его бывшие работодатели, где получил образование, какое гражданство имеет.
- Проверить внутреннюю базу соискателей (если она имеется), чтобы узнать, откликался ли кандидат на другие позиции ранее. Возможно, если человек уже проявлял интерес к вакансиям в вашей компании, он замотивирован работать именно у вас.
- Распечатать описание вакансии, которую собираетесь предложить кандидату. Это поможет наиболее полно ответить на возможные вопросы соискателя.
- Составьте список ключевых вопросов для собеседования по резюме. Например, если был долгий перерыв в трудовой деятельности — стоит уточнить, что делал кандидат в это время.
Что спрашивают на телефонном интервью?
По телефону нельзя предложить решить тестовое задание или обсуждать будущую заработную плату — такие вопросы решаются при личной встрече. Список вопросов для телефонного разговора ограничен из-за формата общения и определяется спецификой вакансии.
В ходе телефонного интервью чаще всего обсуждают:
- Текущее место работы (возможно, кандидат не указал, что уволился и устроился в другую компанию после размещения резюме).
- Готовность к переезду и командировкам, удобство местоположения офиса компании (много ли времени займет дорога от дома до потенциальной работы).
- Когда кандидат может приступить к работе.
- Ожидания по доходу и от будущей должности в целом.
- Профессиональные навыки и знания кандидата: образование, повышение квалификации, курсы.
Скрипт телефонного интервью с кандидатом: пример
Точный список вопросов в скрипте разговора по телефону, собеседования зависит от должности — мы выделим основные шаги и приведем примерный образец, который каждый HR легко сможет адаптировать в зависимости от особенностей вакансии и компании.
Как построить собеседование по телефону (пример разговора работодателя):
1. Представьтесь и уточните, может ли кандидат уделить разговору время. Если он не может говорить, договоритесь о другом времени для созвона или напишите сообщение в мессенджер.
«Здравствуйте, меня зовут [ваше имя], я HR-специалист компании [название компании]. Удобно ли вам сейчас обсудить возможность сотрудничества?».
2. Объясните, откуда вы узнали о том, что соискатель рассматривает предложения о работе.
«Видел(-а) ваш отклик на нашу вакансию на [Авито/HH/другом ресурсе]. Вы еще рассматриваете предложения?».
3. Объясните «сценарий» интервью: что будете спрашивать, как долго продлится разговор.
«Интервью займет около 5–10 минут. Я задам несколько вопросов о вашем профессиональном опыте и навыках, расскажу о предлагаемых условиях работы и отвечу на ваши вопросы, если они появятся. Если нас все устроит, обсудим дату и место для личной встречи».
4. Спросите об актуальности данных в резюме и причине, почему кандидат решил сменить место работы.
«Вы сейчас работаете в компании [название] на должности [название должности]? Почему решили сменить работу?»
5. Уточните, какой у кандидата опыт и оцените, соответствует ли он ожиданиям в вакансии.
«Расскажите о последних проектах, над которыми вы работали. Как долго вы работаете над подобными задачами? Каковы ваши зарплатные ожидания (минимальный/комфортный уровень)?».
6. Расскажите о вакансии, подчеркивая актуальные для кандидата аспекты (зарплату, местоположение, уровень сложности задач и другое).
7. Завершите интервью: пригласите на очный разговор либо откажите.
«Мы хотели бы пригласить вас на личную встречу. В каком мессенджере удобнее будет согласовать время и место?»
«К сожалению, мы вынуждены отклонить вашу кандидатуру. Мы свяжемся с вами, если у нас появится подходящая вакансия».
Для удобства проведения телефонного интервью с кандидатом вопросы и ответы кандидата можно вносить в уже распечатанную таблицу.
Скачать скрипт телефонного интервью с кандидатом, пример
Как в ходе телефонного интервью понять, что кандидат не подходит
По каким признакам можно понять, что кандидату лучше отказать в вакансии — дальнейшее общение с ним нецелесообразно:
- Ответы кандидата расходится с фактами из резюме: либо он невнимательно подошел к составлению документа, либо сознательно вводит рекрутера в заблуждение.
- Соискатель проявляет только материальную мотивацию, при этом не интересуется должностными обязанностями и позицией.
- Кандидат ничего не знает о компании: вероятно, он совсем не замотивирован работать именно у вас.
- Кандидату неудобен график работы, расположение офиса и другие аспекты вакансии.
- Грубое общение и нарушение этикета — особенно важно, если будущая должность предполагает частую коммуникацию с людьми (например, оператор поддержки, клиентский сервис).
- Кандидат дает ответы, не совпадающие с ожиданиями в вакансии — слишком маленький опыт работы, нет необходимого образования и другое.
Телефонное интервью — один из способов осуществить проверку кандидатов на работу. Полноценное очное собеседование с кандидатом отнимает больше времени у сотрудника отдела кадров — особенно если соискателей достаточно много.
Комплексную же оценку благонадежности можно автоматизировать с помощью различных сервисов, которые «соберут» всю нужную информацию в единый отчет.
Топ ошибок при проведении собеседования по телефону
- HR-специалист недостаточно тщательно изучил особенности вакансии, поэтому не смог заинтересовать кандидата.
- Рекрутер невнимательно изучил резюме соискателя, поэтому не смог объективно оценить, подходит ли он на должность.
- Проблемы с коммуникацией: сотрудник не проверил качество связи, говорит с большими паузами и неуверенно — кандидату будет трудно воспринимать такое общение.
- HR не рассчитал время, из-за чего не успел задать все нужные вопросы.
Источники изображений:
Личный архив компании
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль