РБК Компании
Главная Rently 20 марта 2025

Автопрокат в России: почему он не так доступен, как хотелось бы

Почему российский рынок посуточной аренды авто отстает от каршеринга, и как это изменить
Автопрокат в России: почему он не так доступен, как хотелось бы
Источник изображения: Freepik.com
Артурс Зантманс
Артурс Зантманс
CEO, основатель

Эксперт с более чем 25-летним опытом в крупных компаниях в сфере автопроката, включая AVIS, DiscoverCars.com. Соучредитель STREET Rent a Car. Автор концепции облачной цифровой экосистемы Rently.

Подробнее про эксперта

Возможность арендовать автомобиль в нашей стране появилась еще в СССР — в 1965 году в Москве заработал первый пункт автопроката, позволявший взять на сутки «Москвич» или «Победу». Спустя более чем полвека, в 2012-м, в России запустили каршеринг, который хоть и появился с «опозданием» относительно классической аренды, сейчас самая популярная возможность сесть за руль, не имея собственной машины. Несмотря на все попытки ведущих международных компаний сформировать в России рынок аренды авто, он до сих пор проигрывает сервисам каршеринга. По ряду самых разных причин.

В конце 1990-х — начале 2000-х, когда в Россию пришли гранды автопроката уровня Avis, Europcar, Hertz, Sixt, начал формироваться цивилизованный рынок аренды автомобилей по мировым стандартам. Расширялся парк техники, рос уровень сотрудников, упрощались условия аренды и появлялись различные бонусы для лояльных клиентов. Но все равно динамика российского рынка автопроката уступала скорости развития этих услуг в Европе и тем более в США. В нашей стране до сих пор живут стереотипы, которые мешают развитию автопрокатного бизнеса.

Доверие на нуле

Одна из основных проблем — устоявшееся тотальное недоверие клиентов к прокатчику. Передать неисправный автомобиль, а потом обвинить в поломке арендатора и требовать с него средства на ремонт. Или получить машину в прокате, чтобы снять с нее исправные детали для собственного авто. На заре становления автопроката в России обе стороны активно пытались обмануть друг друга, что, безусловно, никак не помогало в продвижении нового формата использования автомобилей. 

Автопрокат в России: почему он не так доступен, как хотелось бы
Источник: Freepik.com

Отпугивает клиентов и недостаточная прозрачность условий. Зачастую заявленная на сайте стоимость аренды авто существенно вырастает в процессе оформления документов. Потому что в цену включаются расширенная страховка, дополнительный километраж, аренда дополнительных аксессуаров — и вот уже привлекательная, на первый взгляд, стоимость превращается в неподъемную сумму. А к ней надо добавить еще и возвратный депозит, который блокируется на банковской карте на время аренды машины. 

Со страховками отдельная история: расплывчатые или чрезмерно запутанные формулировки по ответственности за повреждения, необходимость доплачивать за покрытие возможных дорожных инцидентов — все это отталкивает клиентов. Людям проще отказаться от аренды, чем досконально разбираться во всех условиях покрытия потенциальных рисков, и тем более переплачивать за опции, которые могут не пригодиться.

В итоге все приводит к тому, что стоимость посуточной аренды автомобилей в России, если не учитывать колебания курсов валют, существенно выше, чем в Европе или США. При этом из-за санкций в нашей стране больше нет международных игроков, которые стимулировали бы конкуренцию, технологическое развитие и способствовали снижению тарифов. 

Конкурентный дефицит

Российский рынок аренды автомобилей сосредоточен преимущественно в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи, на которые приходится большая часть всех предложений по автопрокату. На Авито можно найти местных прокатчиков в городах-миллионниках, но на этом, пожалуй, все. 

Автопрокат в России: почему он не так доступен, как хотелось бы
Источник: Freepik.com

Отсутствие крупных компаний, которые бы филиалами присутствовали по всей стране, приводит к тому, что зарегистрироваться в каршеринге и получить машину сейчас намного проще, чем отыскать в нужном городе подходящую фирму и забронировать автомобиль. Особенно, когда речь заходит о периоде отпусков или времени проведения крупных мероприятий — автомобилей просто нет, а если что-то и предлагается, то по заоблачной цене, которую объясняют отсутствием альтернатив. Ведь если машина действительно нужна, клиент раскошелится, выбора-то у него нет!

И не всегда эти деньги идут на развитие бизнеса, чего на сегодняшний день требует российский автопрокат. Невысокий уровень конкуренции, практически полное отсутствие инвестиций в этот сегмент рынка услуг и необходимость в высоких первоначальных вложениях — вот причины высокого уровня цен на аренду автомобилей. 

Денежный вопрос

Для запуска автопрокатного бизнеса требуется значительный капитал. Входной порог в этот бизнес в России — как минимум 20 млн рублей для приобретения и обслуживания автопарка. Во многом именно это затрудняет вход на рынок новых игроков.

Тем более что просто купить десяток автомобилей недостаточно. Нужно понимать, на какие машины будет спрос, регулярно обслуживать их и делать это качественно. Также потребуется регулярное обновление автопарка, потому что возраст авто — одно из конкурентных преимуществ автопроката. При этом цены на новые автомобили растут от месяца к месяцу, стоимость их обслуживания — тоже, а экономить на этом недопустимо. Во-первых, это вопрос безопасности арендаторов и вообще всех участников дорожного движения. Во-вторых, опять же конкурентное преимущество. Если машины ломаются во время аренды, то это убытки и удар по репутации компании. Постоянное подорожание запчастей, работ по техническому обслуживанию, страховых полисов неизбежно приводит к росту тарифов. 

От вызовов к возможностям

Ситуация, на первый взгляд, кажется безвыходной, но на самом деле справиться с вызовами рынка и сделать автопрокат в России более популярным можно. Правда, не без поддержки со стороны государства. 

В первую очередь, речь идет о субсидиях на покупку автомобилей. Это обоюдовыгодное решение — компании-прокатчики получат возможность снизить свои расходы на приобретение автомобилей, а за счет роста спроса на машины выиграют автопроизводители, которые увеличат продажи. Необходимы и другие льготы. Например, бесплатная городская парковка прокатных автомобилей — если это доступно для каршеринга, то почему бы не предоставить такую льготу и для автомобилей «классической» аренды? 

Важно наладить взаимодействие прокатных компаний и автостраховщиков, чтобы разработать более выгодные условия страхования для этой категории клиентов. Государство может помочь и в этой области, если заинтересовано в развитии рынка проката. В идеале условия страхования прокатных машин должны быть максимально прозрачными для арендатора, чтобы развеять его страхи: никакого мелкого шрифта и непонятных формулировок, которые сейчас отпугивают практически половину потенциальных клиентов. Стоит подумать и над тем, как изменить схему залога — зачастую от аренды отказываются только потому, что человек не готов на неопределенный срок замораживать часть суммы на счете. 

Автопрокат в России: почему он не так доступен, как хотелось бы
Источник: Freepik.com

Вместе с этим надо работать и над упрощением процедуры оформления документов. Почему для регистрации в каршеринге, который открывает доступ к сотням автомобилей разного класса, достаточно онлайн-приложения и нескольких фотографий документов, а аренда требует обязательного визита в офис, подписания бумажного договора и акта-приема передачи? Тем более что все технологии для этого уже есть. В России с конца 2024 года тестируется онлайн-платформа, позволяющая в несколько кликов выбрать и забронировать авто, а также сразу оформить и подписать договор аренды — без бумаги, быстро и безопасно. Результаты пилота показали экономию в 125 часов рабочего времени в месяц для автопарка в 100 машин и значительный рост удовлетворенности клиентов. Кажется разумным всем российским автопрокатным компаниям двигаться в этом направлении, чтобы не отпугивать потенциальных арендаторов устаревшими процедурами заказа и получения машины. 

Если при выдаче и приемке авто клиенту пока не избежать взаимодействия с человеком, необходимо уделять огромное внимание сотрудникам компании. Только за счет обучения и развития персонала можно добиться повышения качества обслуживания, за которым последует и доверие со стороны клиента. Минимум бумажной волокиты, минимальное время за оформлением документов и максимальное внимание со стороны сотрудников к клиенту и готовность ему помочь в любом вопросе — все это должно стать нормой, а не исключительным случаем. Здесь на помощь автопрокату снова спешат технологии. Например, в калининградской компании «Прокат Павлова» было внедрено мобильное приложение, которое как чек-лист ведет сотрудника по всему процессу взаимодействия с клиентов. Как результат — процесс выдачи авто и проверки документов в 10 раз быстрее, недовольство клиента и вероятность ошибок — сводятся к нулю.

Автопрокат в России: почему он не так доступен, как хотелось бы
Источник: Freepik.com

Дополнительные опции вполне могут быть бесплатными — стоимость детского кресла или навигатора не столь велика, чтобы брать за них доплату. А ее отсутствие позитивно скажется на восприятии арендной машины — если клиент будет знать, что в незнакомом городе он сразу же будет полностью готов к поездке, о чем позаботится прокатчик, это огромный плюс для компании. В крайнем случае опциональное оборудование можно сделать бонусом для постоянных клиентов. Равно как и спецпредложения и программу лояльности — условно, уже со второго заказа человека можно считать лояльным арендатором, предоставляя ему те же навигатор и детское кресло бесплатно. Для тех, кто пользуется услугами компании еще дольше и показал себя ответственным водителем, открывать особые условия по страховке — если все это есть в каршеринге, то почему не перенять их позитивный опыт для автопроката, который и так считается более премиальным сервисом?

Отдельная тема — вопросы безопасности, которым должно уделяться пристальное внимание. Повлиять на соблюдение правил дорожного движения становится реальным благодаря современным технологиям телематики, которые фиксируют стиль вождения и отправляют водителю предупреждения. Прислушиваться к ним или нет, конечно, на совести арендатора, но система рейтингов и поощрений безопасного вождения может стать дополнительным стимулом. 

Автопрокат в России: почему он не так доступен, как хотелось бы
Источник: Freepik.com

А вот гарантировать исправность техники — это прямая обязанность компании. Регулярное сервисное обслуживание с использованием оригинальных запчастей у официальных дилеров, оперативное устранение всех выявленных неполадок и поддержание прокатных автомобилей в чистом и опрятном состоянии должны стать нормой. Тем более что следить за этим в компании по аренде машин гораздо проще, чем оператору каршеринга. И именно исправность — включая отсутствие повреждений на кузове — и чистота техники должна стать преимуществом прокатных компаний. Чтобы клиенты, которые прекрасно знают о риске получить в каршеринге неопрятную машину, не переживали об этом и были уверены, что их ждет исправный автомобиль с чистым кузовом и свежим салоном. Для этого, опять же, логично предусмотреть некую поддержку, но уже не от государства, а со стороны бизнеса — например, льготные тарифы на обслуживание и ремонт машин в партнерских техцентрах.

Безусловно, необходима и определенная просветительская работа. В России до сих пор низкий уровень осведомленности о преимуществах автопроката и привычка к собственным автомобилям. На деле же транспортный налог, ОСАГО и обслуживание делает владение машиной — особенно когда ей пользуются от случая к случаю — куда менее выгодным вариантом, чем аренда автомобиля для путешествия или командировки. Конечно, для коротких поездок по городу каршеринг вне конкуренции, но прочие сценарии использования отлично закрывает автопрокат.

Краткосрочная аренда автомобилей уже стала достаточно популярной альтернативой владению, но, чтобы продолжить этот импульс, автопрокатному бизнесу надо стать гораздо более гибким и мыслить прогрессивно. Добиться этого можно только за счет создания цивилизованного рынка автопроката в России — без технологической трансформации, развития партнерств и участия государства добиться цели будет сложно. Главное, чтобы все поняли, — объединив усилия, каждый останется в выигрыше.

Источники изображений:

Freepik.com

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации
10 июля 2024
Уставной капитал
10 000,00 ₽
Юридический адрес
г. Москва, вн.тер. г. Муниципальный округ Можайский, б-р Большой, д. 42, стр. 1
ОГРН
1247700485273
ИНН
9729380685
КПП
773101001
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия