РБК Компании
Главная PR COMMUNITY 9 февраля 2024

Эксперт PR Community о трендах на простоту или примитивность

«Больше картинок и меньше текста — иначе внимание подписчика не удержать!»
Эксперт PR Community о трендах на простоту или примитивность
Наталья Лифинцева
Наталья Лифинцева
Эксперт PR Community

Сертифицированный бизнес-коуч по стандартам ICF.

Подробнее про эксперта

«А можно попроще?», «Это очень сложно, читатели не поймут», «Больше картинок и меньше текста — иначе внимание подписчика не удержать!» — в последнее время отмечаю для себя, что все чаще слышу подобные призывы в социальных сетях. Ах, да, — еще одну и ту же мысль желательно повторить несколько раз — ведь читатель может быть невнимателен и упустить смысл сказанного. Тогда как неоднократное повторение повышает шансы на то, что он эту мысль все же уловит. 

В итоге на смену словесному разнообразию и полноценным предложениям приходят повсеместные «мама мыла раму», «раму мыла мама». Тут может последовать возражение, что никакой проблемы в этом нет. Наоборот, это про умение говорить просто о сложном, которое всегда в цене. Что простота красива и многогранна. Тогда как излишняя академичность речи с множеством специальных терминов отталкивает читателя. Действительно, объяснять широкой публике простыми и понятными словами непростые процессы и явления — это действительно умение и навык. Но, как говорится, есть нюанс.

Здесь мы можем столкнуться с подменой понятий — когда четкую и последовательную простоту подменяют расплывчатой примитивностью. 

Во-первых, чтобы уметь говорить просто, понятно и четко, важен хороший словарный запас. И уже здесь начинаются сложности. 

Мы гордимся творчеством Пушкина, Есенина, Толстого, но сами зачастую не способны дать описание чего-то без постоянных «ну вот это такое… такое… ну, ты понимаешь, да?». И тогда за «простотой» изложения часто прячется обыкновенная безграмотность. 

Как же сформировать словарный запас подходящего объема? Можно старым проверенным способом — чтением все тех же классиков или иных авторов, хорошо владеющих русским языком. Просмотром подкастов или интервью с людьми, которые способны связно и грамотно излагать свои мысли, не путаясь в предложениях из 5 и более слов. 

Дальше в дело вступает использование словарного запаса. На днях я участвовала в практикуме по словесной импровизации. Одним из заданий было подобрать два и более прилагательных к предмету. Форму и цвет описывать было нельзя. И в какой-то момент я поняла, что судорожно перебираю в памяти слова в поисках подходящего варианта. Потому что частью из них я не пользуюсь в повседневной жизни. 

То есть, помимо самого богатого словарного запаса, факт более-менее постоянного его использования тоже имеет значение. Иначе наши знания оседают внутри нас, со временем покрываются налетом неиспользуемости, потом — цементируются забвением. И нам становится сложно расшатать этот монолит, чтобы своевременно взять из него нужные слова. 

Безусловно, процесс формирования, удержания и пополнения словарного запаса требует чуть больше времени, нежели просмотр веселых коротких роликов с котиками. И большей концентрации. Сама периодически ловлю себя на мысли, что хочется почитать или посмотреть что-то попроще, где не надо особо думать. Соответственно, подключаем мотивацию. 

Кстати, проверить уровень своего словарного запаса можно при помощи онлайн-тестов, которые находятся в свободном доступе. 

Во-вторых, умение объяснять сложные вещи подразумевает, что объясняющий разбирается в этих самых сложных вещах. Да даже просто разбирается в любом вопросе, о котором говорит, на достаточном уровне. 

И вот здесь в последнее время я наблюдаю весьма большое количество людей, которые не обладают достаточными знаниями о предмете, но считают возможным рассуждать о нем с видом компетентного специалиста. Особенно в сфере инфобизнеса, который считается легкой нишей для зарабатывания денег. 

Казалось бы, что в этом такого плохого? Ведь специалист сразу распознает самозванца. Да, верно, специалист распознает. Но аудитория, на которую вещает такой квази-специалист, зачастую состоит из тех, кто не обладает знаниями по той или иной теме. И, к сожалению, навыками критического мышления также не всегда обладает. 

И этому способствует еще один популярный тренд, который утверждает, что высшее образование уже не актуально и вообще не несет никакой ценности. Что диплом не является показателем чего-либо, главное — практический опыт. 

Да, сам диплом о высшем образовании еще не говорит о том, что человек получил реальные знания и навыки. Потому что он мог просто отходить все эти годы на лекции, как физическая оболочка, ничего не взяв для себя. 

Но если у человека была цель получить знания и умения, то профессиональное образование дает, среди прочего, навык работы с большими массивами данных, умение анализировать информацию, мыслить системно и структурно. И на все это уже имеет смысл накладывать практику. 

Тогда мы и получаем специалиста, который знает основу и как на этой основе получить нужный практический результат. И в случае, если нужный результат не получается, то он способен предположить, что и как необходимо поменять в исходных данных. Потому что он понимает, как работает вся система, его знания комплексны, а не фрагментарны. 

Кроме того, такой человек способен сопоставить факты и выявить мнимого специалиста. А те, кто не обладает навыками критического мышления и анализа, с большей вероятностью попадутся на уловке тех, кто является профессиональным дилетантом, но способен виртуозно обращается со словами. 

Поэтому тренд на простоту на самом деле представляет собой тренд на примитивность. Рост количества непрофессионалов наряду с падением общего уровня образования и приводит к тому, что речь все упрощается и упрощается, а местами даже заменяется картинками — ведь они хоть как-то способны удержать внимание аудитории. Вопрос, который возникает, — хотим ли мы продолжать в том же духе или выберем иной путь? 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации29.03.2023
РегионМурманская область
ОГРНИП 323510000007710
ИНН 519091154114

Контакты