РБК Компании
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании: скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании:
скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку

Почему сегодня каждому необходимо развивать переговорный интеллект

Как современному деловому человеку повысить свою конкурентоспособность с помощью комплексного развития переговорных навыков
Почему сегодня каждому необходимо развивать переговорный интеллект
Александр Куличков
Александр Куличков
Психотерапевт, тренер переговорного интеллекта, банкир, кандидат педагогических наук, преподаватель Высшей школы бизнеса МГУ имени М.В. Ломоносова

Создатель концепции переговорного интеллекта

Подробнее про эксперта

Мы — представители суперуспешного биологического вида homo sapiens. Это популяция, приближающаяся к 8 миллиардам и растущая даже в периоды пандемий и войн. Какой фактор сыграл определяющую роль в нашем успехе? Уникальная способность приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, которая обеспечивается работой мозга человека, обладающего принципиально иными возможностями донастройки по сравнению с мозгом животного. Александр Куличков, психотерапевт и тренер переговорного интеллекта, объясняет, почему сегодня развивать переговорный интеллект необходимо каждому.

Возьмем другой успешный биологический вид — медоносных пчел (Apis mellifera), живущих сложной социальной жизнью и демонстрирующих роевой интеллект — способность обрабатывать сложную сенсорную информацию в группе и организовывать деятельность по поиску пищи или защите от опасности. Жизненный путь обычной рабочей пчелы фактически определяется набором врожденных инстинктивных программ (комплексов безусловных рефлексов). В пчелиной жизни все, как в Госплане — расписано вперед на двадцать дней. Переходы от ролей ульевых пчел (уборщицы, утрамбовщицы, кормилицы, сотостроительницы) к ролям летных пчел (разведчицы, нектаропереносчицы) проходят по четко заданному расписанию и сопровождаются развитием соответствующих желез, органов чувств и т.п. Такая система не способна выдержать катаклизмы, которые в жизни медоносных пчел также случаются. Например, пандемия нозематоза в 1940 году уничтожила большую часть пчеловодства Германии, массовая гибель пчел в России от пестицидов в 2019 г.

У людей иначе. Мы как представители Homo sapiens рождаемся с мозгом, который выстраивает внутренние связи на основе опыта и формирует структуры психики, обеспечивающие эффективное выживание. Первое — наши инстинктивные программы могут быть пересмотрены и даже блокированы. Второе — кроме эффективного способа внутреннего обновления, мы создали и отладили механизмы массовой одновременной настройки когнитивных инструментов. Институализация этих возможностей создала эффективные образовательные системы, которые теперь сопровождают нас всю жизнь.

Эти два механизма позволяют большому количеству сотрудников быстро осваивать технические и коммуникативные навыки, обеспечивающие конкурентоспособность компаний на рынке. Отправной точкой такой переподготовки персонала являются модели компетенций, в основе которых лежат оригинальные концепты, упрощающие понимание сложных явлений и служащие навигационными картами на пути изменений. Например, эмоциональный интеллект, впервые появившийся в 1964 г. в работе Майкла Белдока и получивший популярность после выхода книги Дэниела Гоулмана в 1995 г. Когда этот концепт получил простое и применимое в деловой практике описание, он стал универсальным инструментом, помогающим подразделениям в компании взаимодействовать на качественно ином уровне для оперативного принятия решений.

В начале XXI века в результате ускорения обмена информацией в среде открытых инноваций основным преимуществом для товара и услуги стал дизайн. Технологии отошли на второй план, затраты на их воспроизведение уменьшились. Дизайн приобрел метасмысл, стал способом выделиться на потребительской полке, а иногда и вовсе самоценным поводом для покупки. Появилась потребность в большом количестве специалистов, создающих уникальные эстетические решения. Ответом на эту потребность стал концепт «эстетического интеллекта», представленный в 2019 г. Полин Браун, бывшим топ-менеджером LVMH.

Сегодня наступает новая эпоха. Условия ведения бизнеса в постковидном мире характеризуются усилением конкуренции огромных экосистем, борющихся за внимание потребителя. Победителем станет «тотальная экосистема», которая сможет обслуживать нас и во время сна. Мы более или менее одинаково проводим наше время, поэтому и сервисы конкурирующих экосистем зачастую дублируют друг друга как по содержанию, так и по эстетике. На первый план выходит именно скорость вывода современного продукта на рынок, чтобы удовлетворить первичный интерес к новинке и собрать максимальную маржу, пока конкуренты догоняют. Поэтому основным конкурентным показателем становится time-to-market (TTM). Гибкие методологии управления и взаимодействия (Agile, канбан, DevOps и т.п.) уже не способны обеспечить нам необходимую скорость. Они стали общим местом и имеют свои ощутимые ограничения. Как сократить time-to-market? Что это за секретный ингредиент? Что может стать новой основой для вашей конкурентоспособности?

Спросите себя: на что тратится основной временной и энергетический ресурс при реализации любого проекта? Взаимодействие между участниками проекта в форме деловых переговоров. А концепт, который поможет вам и вашей команде лучше подготовиться к деловой деятельности — «переговорный интеллект».

Что такое «переговорный интеллект»? Из каких компонентов состоит это интегративное качество личности?

Мышление — это процесс создания интеллектуальных объектов. Мышление было дано нам, чтобы создавать такие модели реальности, которые позволяли бы эффективно выживать и получать в пользование максимум жизненных ресурсов, затрачивая минимум усилий.

Интеллект — это способность использовать мышление на практике для решения реальных задач.

Переговорное мышление — это процесс создания моделей взаимовыгодного сотрудничества, учитывающих интересы всех сторон, и в деловом контексте существующих в форме сделок.

Переговорный интеллект — способность договариваться о моделях сотрудничества и достигать разрешения разногласий быстро, взаимовыгодно и надежно.

Чтобы построить адекватную модель переговорного интеллекта, определено 5 факторов, существенно влияющих на успешность переговоров, а в основу поведенческих паттернов поставлена система ресурсных установок, обеспечивающих их устойчивость и осознанность.

Определим каждый из компонентов модели ПИ:

Примерами ресурсных установок, обеспечивающих эффективность переговорной деятельности, могут быть такие утверждения: «Не бывает непереговорных тем или недоговороспособных партнеров, бывают неправильно выбранные инструменты коммуникации. Ответственность за эффективность коммуникации лежит на вас и только на вас!»

Переговорная навигация — это умение точно идентифицировать переговорную ситуацию и осознавать, на каком этапе вы сейчас находитесь.

Эмоциональный менеджмент — это умение создавать конструктивную атмосферу за столом переговоров и заранее продумывать эмоциональную стратегию.

Резильентность переговорщика (от англ. resilience — упругость, эластичность) — это способность сохранять стабильный уровень психологического и физического функционирования в стрессовых переговорных ситуациях, выходить из них конструктивно.

Коммуникативная ассертивность (от англ. to assert — утверждать, отстаивать) — это умение конструктивно отстаивать свои интересы, а также находить баланс между чужими и своими интересами в процессе переговоров.

Переговорный инжиниринг — это навык построения карты коммерческих и личных интересов участников переговорного процесса и управления своей переговорной силой через создание альянсов и союзов. 

Почему сегодня каждому необходимо развивать переговорный интеллект

Кому и чем полезен переговорный интеллект?

Модель ПИ позволяет любому, у кого есть потребность, комплексно подойти к формированию навыка разрешения разногласий, устойчивость которого обеспечивается опорой на достижения современной нейробиологии и теории коммуникации. Эта модель позволяет провести диагностику и на ее основе выстроить траекторию развития переговорной осознанности. Объясняет, почему те или иные приемы контрпродуктивны по сути или рискованны в некоторых обстоятельствах. Модель обладает объяснительной силой, диагностическим потенциалом и универсальной практической применимостью. Сегодня переговорный интеллект нужен всем: начинающим предпринимателям, чтобы быстро пройти путь от интуитивного до профессионального переговорщика; опытным бизнесменам для поддержания себя в форме и построения основы конкурентоспособности; тренерам и преподавателям для проектирования систем обучения; специалистам по кадрам для оценки персонала.

Как понять, что вам пора прокачать свой переговорный интеллект?

Для ответа на этот вопрос пройдите небольшой тест.

Соответствуют ли действительности следующие утверждения (да/нет):

  1. Более половины переговоров, которые вы провели за последнюю неделю, не закончились реальными сделками.
  2. За столом переговоров вы чувствуете себя некомфортно и напряженно.
  3. Обычно у вас нет времени, чтобы подготовиться к переговорам.
  4. Вы склонны винить в своих переговорных неудачах ваших недоговороспособных партнеров.
  5. Основной вопрос, который вы обсуждаете на большинстве переговоров, — это вопрос скидок.
  6. Ваши переговоры никогда не заканчиваются вовремя.
  7. В результате переговоров ущерб интересам одной из сторон неизбежен, поэтому я сделаю все возможное, чтобы максимизировать свою выгоду.
  8. Переговоры и продажи — это одно и то же.
  9. Переговоры — это всегда стресс.
  10. Манипуляции помогают скорее и выгоднее договориться.

Если большинство ваших ответов положительные, вам пора задуматься о развитии переговорного интеллекта. Не уподобляйтесь пчелам! В отличие от них вы точно способны изменить танцевальный репертуар и блокировать инстинктивное желание ужалить на всякий случай.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации02.12.2009
РегионРеспублика Хакасия
ОГРНИП 309190133600010
ИНН 190116716386

Контакты

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия