РБК Компании
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Главная «Инферит» 18 декабря 2024

Как облачные провайдеры помогут преодолеть проблемы совместимости ПО

Методические рекомендации Минцифры по переходу на российское ПО к январю 2025 года стали вызовом для многих компаний: приходится перестраивать процессы работы
Как облачные провайдеры помогут преодолеть проблемы совместимости ПО
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Midjourney
Сергей Андриевский
Сергей Андриевский
Технический Директор «Инферит Облако»

Имеет богатый опыт работы в крупных распределенных системообразующих организациях, банковской сфере, медиа, ИТ-сервисных компаниях. Обладает опытом построения инфраструктур различной сложности.

Подробнее про эксперта

В 2023 году аналитики провели опрос среди 1200 корпоративных клиентов, из которых 57% заявили, что уже заменили по меньшей мере одно импортное ПО на отечественный аналог. При этом есть жалобы на то, что российского программного обеспечения недостаточно или оно несовместимо с железом и другим софтом.

Как мигрировать на отечественные решения, чтобы не было проблем с совместимостью? В непростой теме разбираемся с Сергеем Андриевским, техническим директором «Инферит Облако» (входит в экосистему «Инферит», ГК Softline).

Проблемы совместимости программного обеспечения и почему они возникают

Переход на российское программное обеспечение оказался довольно болезненным для бизнеса и госкомпаний: приходится ломать устоявшиеся системы, подбирать новые варианты конфигураций, разбираться в вопросах совместимости. 

При этом среди отечественных программных продуктов непросто найти замену операционным системам, сервисам удаленного доступа и системам управления базами данных. Например, в российских госкорпорациях и муниципальных учреждениях до 40% сотрудников продолжают работать на Windows, лишь 30% компаний перешли с зарубежных ERP-решений на отечественные.

К сложностям процесса замены иностранного ПО относят: 

  • несовместимость используемого прикладного программного оборудования;
  • недостаточную функциональность;
  • слабое качество технической поддержки. 

Российские программные решения бывает сложно вписать в зарубежную инфраструктуру по нескольким причинам.

Несовпадение форматов

Да, вероятнее всего, с текстовыми документами, необходимыми для работы офисных сотрудников, проблем не возникнет. Аналоги Microsoft Office, такие как P7-Офис, работают с .doc и .docx. А вот с форматом .odg — иллюстрации в LibreOffice — проблемы будут, потому что Windows не поддерживает его по умолчанию. К тому же при переносе из формата в формат может измениться верстка документа.

Отсутствие необходимых драйверов

Особенно часто эта проблема возникает с видеокартами Nvidia. Большинство Linux-систем успели портировать драйверы или сделать модули fbdev или vesa, но не все они поддерживаются Nvidia. Российские системы, например ALT Linux, ведут разработки, портируют модули с поддержкой 3D, но не всегда успевают сделать качественное ПО. Из-за проблем с отсутствием драйверов некоторые старые модели видеокарт могут не работать или поддерживают не все функции.

Кадровый дефицит

По оценке Минцифры, в России не хватает порядка 500–700 тысяч разработчиков и других ИТ-специалистов. Сложно сказать для каких именно задач не хватает «рабочих рук», однако кадровый дефицит явно отражается и на скорости решения вопросов совместимости.

Трудности с сертификацией ПО

В 2022 году только 17% заявок на сертификацию были одобрены. Чаще всего у российских айтишников не получалось правильно оформить документы, приходилось обращаться за услугами юристов и ждать, когда можно будет подать документы повторно. Получается, что у госкомпаний крайне ограничен выбор ПО, приходится работать только с теми, кто сумел получить сертификацию.

Косвенно вопросы совместимости ПО помогут решить облачные провайдеры. Как правило, у них есть пакет продуктов, протестированных в собственной инфраструктуре и экспертиза в работе с нестандартным стеком ПО. 

Какие форматы могут предложить бизнесу облака

Главное преимущество облачных решений в их адаптивности. Для примера можно привести три распространенных типа сервисов.

SaaS (software as a service). Поставщик разрабатывает и разворачивает ПО на своих вычислительных мощностях, следит за резервным копированием данных, актуальными обновлениями и версиями, клиент арендует нужное ПО. Совместимость с другими решениями решается на уровне разработчика, часто есть API.

PaaS (platform as a service). Клиентам предоставляется готовая облачная платформа для разработки, тестирования и развертывания приложений, от простых облачных программ до промышленных систем.

IaaS (infrastructure as a service). Провайдер предоставляет пользователю виртуальную инфраструктуру, в которой компания самостоятельно устанавливает и запускает ПО, разворачивать виртуальные серверы, СУБД и сетевые сервисы. Благодаря унификации, компании могут привести инфраструктуру к единому стандарту, чтобы избежать конфликтов формата и расширений.

Каждый из выбранных форматов предусматривает свои преимущества: от мультисервисных SaaS-решений до полноценной облачной инфраструктуры с пакетом проверенных сервисов.

Объективно сложной стороной вопроса остается вопрос миграции. Однако «переезд» происходит с поддержкой в переносе данных и настройке новых сервисов со стороны облачного провайдера. Это обеспечивает плавную и эффективную миграцию в облачную инфраструктуру.

По предварительным итогам 2024 года в России практически все облачные вендоры внедрили отечественные программы и операционные системы и поставляют их клиентам. Для многих отраслей это становится ощутимым преимуществом.

Многие проблемы решаются облачными провайдерами

Облачный провайдер может помочь клиенту с совместимостью ПО несколькими способами.

Выбор операционных систем и сред выполнения

Облачные провайдеры предлагают виртуальные машины и контейнеры с предустановленными операционными системами, в том числе входящими в реестр российского ПО и средами выполнения (Java, Python, Node.js, etc.). Это позволяет клиентам запускать приложения, разработанные для разных платформ, без необходимости настройки собственной инфраструктуры.

Инструменты для тестирования совместимости

Все больше провайдеров инструменты для тестирования совместимости приложений с различными операционными системами и средами выполнения. Как минимум, поддержка обработает такой запрос. Также возможен вариант тестирования в демонстрационной версии облачной инфраструктуры.

Преднастроенные решения

К этому типу решений относят те, что заранее протестировали в облачной инфраструктуре, а также партнерское ПО, софт, разработанный специально для облака. Это могут быть предварительно настроенные базы данных (MySQL, PostgreSQL, MongoDB), готовые среды разработки и тестирования, интегрированные платформы для разработки (PaaS) и т.д.

Консультация со стороны провайдера

Принято считать, что облачные провайдеры предлагают только услуги по миграции приложений в облако. Однако компетенции специалистов провайдера заметно шире. По предварительной договоренности они проведут консультации по архитектуре, проведут обучение. Это может быть полезно для клиентов, у которых нет собственных ресурсов или опыта для решения подобных задач.

Вопросы миграции

В зависимости от размера, стека ПО и запросов компании переход на облачное решение проходит по разному.

Поэтапный переход чаще используют для крупных компаний с большой, сложной и разветвленной инфраструктурой. Такой «переезд» потребует составления дорожной карты, планирования отключения и переноса серверов в облако, общей настройки работы системы и ПО.

Тестирование и адаптация как стратегия перехода на облачные решения больше подходит для компаний со специфичными задачами, например, высокой нагрузкой на серверы. Проходит в три основных этапа: тестирование производительности, резервного копирования и соответствия бизнес-задачам; эмуляция работы и нагрузки; обсуждение тестирования с технической поддержкой и переход на облачные мощности. Специалисты провайдера помогут настроить виртуальные машины в соответствии с задачей и подобрать сценарий тест-драйва с учетом отраслевой специфики.

Консультационная поддержка провайдера — это полное сопровождение компании при переходе на облачные решения с российским ПО. При такой стратегии провайдер предоставляет команду специалистов для технической поддержки и подбора конфигураций. У бизнеса появляется возможность масштабировать инфраструктуру в зависимости от потребностей компании. Облачные структуры обеспечивают гибкость и экономичность в использовании и решают большую часть проблем несовместимости при импортозамещении ПО. 

Роль облачных провайдеров при переходе бизнеса и госсектора на российское ПО заключается в предоставлении услуг по размещению и поддержке российских программных продуктов в облачной инфраструктуре. Они обеспечивают техническую поддержку, сопровождение и развитие версий продуктов и предоставляют готовые решения для быстрого и безболезненного перехода на отечественное ПО.

Облачные провайдеры значительно упрощают задачу обеспечения совместимости ПО. Как правило, за счет широкого выбора инструментов и сервисов. Это позволяет клиентам сосредоточиться на разработке и развертывании приложений, не тратя время и ресурсы на решение проблем совместимости.

Выводы

Облачные решения гибкие и адаптивные. Они позволяют быстро поменять софтовое решение или масштабировать ресурсы в зависимости от потребностей бизнеса. Это делает их идеальными для компаний, которые сталкиваются с колебаниями спроса или нуждаются в быстрой реакции на изменения рынка. 

Российские облачные решения лучше работают с российским ПО. Стоит заметить, что в этом направлении российским разработчикам есть над чем работать, но ситуация гораздо лучше, чем с иностранным софтом.

Облачные провайдеры дают доступ к пилотным проектам. В тестовой облачной среде можно проверить, готовность части стека к рабочим задачам, скорость работы и отсутствие ошибок совместимости. 

Провайдеры консультируют и помогают подобрать ПО. Специалисты подскажут оптимальные технологии и подберут совместимые решения под иностранные комплектующие.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации27.05.2022
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес обл. Московская, г.о. Фрязино, г., д. 16, офис 512
ОГРН 1225000052661
ИНН / КПП 5050155270 505001001

Контакты

Телефон +78007078553

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия