Учить программированию с малых лет: полезное занятие или провальная идея
Родители хотят для ребенка успешное будущее и еще с малого возраста записывают его на курсы ИТ. Вместе с Булатом Хамидуллиным разбираемся, есть ли здесь рискиРоссийский предприниматель более 13 лет, руководитель трех проектов, автор обучающих курсов для предпринимателей
Многие гении программирования начинали заниматься разработкой еще в школе. Например, Марк Цукерберг создал сетевую игру под названием «Риск» в подростковом возрасте. А самый высокооплачиваемый специалист Google Джефф Дин еще в старших классах написал программу Epi Info. Она могла прогнозировать эпидемии — и пользовалась спросом у исследователей.
Родители хотят, чтобы дети освоили перспективную профессию, — и начинают развивать их навыки еще со школы. Так, малышей и подростков записывают на курсы разработки, в надежде, что они начнут осваивать навыки популярных ИТ-профессий.
Разобраться в ИТ-сфере бывает непросто даже взрослому человеку — что уж говорить о ребенке. Вот какие плюсы и минусы есть у обучения программированию со школьной скамьи.
Плюсы раннего обучения ИТ
Повышение успеваемости в школе. Еще в 2016 году ученые из НИУ ВШЭ выяснили, что на дополнительные занятия ходят сильные ученики. А ребята с более низкими оценками, в основном, проводят свободное время на улице, и их день не так строго распланирован.
Это же исследование подтвердило: если ребенок посещает кружки, его успеваемость растет. Специалисты объясняют такую тенденцию просто — у детей, которые ходят на развивающие занятия, жизненный опыт богаче. Они проводят больше времени с разными людьми, участвуют во многих событиях, и их кругозор расширяется.
По опыту ИТ-школы EasyCode, после занятий программированием больше всего растет средний балл по математике, информатике и английскому. Эти три предмета напрямую задействованы в разработке, поэтому ученики по ним быстро «подтягиваются».
Развитие логического мышления и аналитических способностей. Когда ребенок занимается программированием, он учится решать непростые задачи. Создать сайт или приложение можно разными способами — и чтобы выбрать самый подходящий, ученик должен представить все возможные варианты.
Благодаря разработке, ребенок учится строить логические цепочки и находить оптимальные решения. Такой навык пригодится и в реальной жизни. Например, школьник сможет сам составить кратчайший путь от дома до школы, рассчитать время на дорогу, вовремя выйти и не опоздать на занятия.
Развитие творческих способностей. Может показаться, что в программировании нет места креативу, только четкие математические операции. Но это не так. Занятия для школьников, как правило, проводят в формате игры, а учитель не задает строгих рамок. Ребенок может дать волю воображению и создать программу или сайт, которые захочет сам.
Формирование навыков работы в команде и самостоятельности. На курсах программирования дети выполняют как собственные маленькие проекты, так и групповые. Так ребята учатся планировать время, договариваться с другими учениками и распределять роли в команде. Все это — важные навыки в будущей работе.
Бывает, что у специалиста сильная техническая база, но он не умеет строить отношения с коллегами. Такого сотрудника могут заменить менее подкованным, но более коммуникабельным — потому что рабочие навыки подтянуть можно, а вот темперамент не изменить. Человек, который с детства учился работать в команде, не столкнется с такими трудностями, ведь все нужные «мягкие навыки» у него уже есть.
Подготовка к выбору будущей профессии. Часто у выпускников возникает вопрос, на кого пойти учиться. У детей, которые с малых лет занимаются программированием, такой проблемы нет. Они уже имеют навыки в одной из самых перспективных областей — и могут продолжать их развивать после школы.
К тому же на курсах дети собирают портфолио, которое можно показать на собеседовании. Пока другие только набираются опыта, выпускники курсов уже могут работать по специальности. Некоторые компании специально ищут молодые таланты и предпочитают их даже более опытным программистам. Таких сотрудников проще обучить под задачи компании, а еще у них есть свежие идеи.
Повышение самооценки. Ученые из НИУ ВШЭ опросили 6 000 и доказали, что дополнительные занятия повышают уверенность в себе. Не каждый ребенок может похвастаться перед сверстниками, что сделал приложение или сайт. А дети, которые занимаются программированием, — могут. И это позитивно сказывается на их восприятии себя.
Но несмотря на все плюсы, у раннего обучения разработке есть и обратная сторона.
Минусы раннего обучения ИТ
Сложный материал. На занятиях дети пишут код и учатся находить в нем ошибки. Для этого нужно задействовать логическое мышление и знания в таких дисциплинах, как математика, информатика и английский. Если у ребенка нет интереса к этим предметами, заниматься будет сложно.
Но многие проблемы можно решить грамотным подбором программы. Когда у ребенка действительно есть желание научиться, он старается разобраться даже в сложном вопросе. Записываться на разработку стоит, когда школьник умеет:
- складывать;
- вычитать;
- умножать;
- делить;
- строить координатные прямые и плоскости.
Этой базы достаточно для начала занятий, а более сложные аспекты поможет изучить преподаватель.
Риск переутомления. 72% российских школьников чувствуют себя уставшими. Это связано и со школьной нагрузкой, и с дополнительными кружками. Если добавить в и без того плотное расписание ребенка еще одно внеклассное занятие — он может утомиться окончательно.
Родитель должен убедиться, что у ребенка есть время расслабиться. По данным Роспотребнадзора, детям необходимо спать 8,5—10 часов и отдыхать 2-3 часа в день. Чтобы проверить, укладываетесь ли вы в эти показатели, составьте расписание дня ребенка — и оцените его.
Невозможно предсказать, чем займется ребенок в будущем. 65% современных школьников будут работать по профессиям, которых еще даже не существует. А еще — менять карьеру в среднем шесть раз за жизнь. Несмотря на это, программирование — перспективная база. Оно развивает «мягкие навыки»: умение договариваться и работать в команде, адаптироваться к разным условиям и мыслить критически. Именно такие способности востребованы у работодателей сейчас — и останутся актуальны в будущем.
Как учить детей программированию, чтобы от этого был толк
- Убедиться, что ребенку действительно интересно программирование. В разработке главное — искреннее желание ей научиться. И если его нет, у ученика не будет мотивации разбираться в коде.
- Понять, что подходит ребенку: индивидуальные или групповые занятия. Одним проще работать в команде, другие же лучше усваивают материал в тесном контакте с преподавателем.
Чтобы оценить этот аспект, можно записаться на бесплатное пробное занятие. Такую услугу предлагают многие ИТ-школы. Преподаватель поможет подобрать формат обучения и определить, к какой ИТ-сфере у ребенка есть склонности. - Использовать в учебе интерактивные элементы. Игровой формат помогает лучше усвоить информацию и делает уроки более интересными. Это особенно важно для современных детей, которые привыкли «жить» в интернете. Например, сейчас среди школьников популярна игра Minecraft. Существует ее специальная образовательная версия, в которой можно программировать, — и это повышает интерес к обучению.
- Заниматься понемногу. Современному поколению трудно долго фокусироваться на одной задаче. Поэтому важно, чтобы в течение урока дети несколько раз меняли вид деятельности, а преподаватель делал перерывы.
Учить программированию можно и нужно со школьного возраста, особенно если вы замечаете у ребенка интерес к технологиям. Такие занятия станут хорошей базой для выбора будущей профессии и помогут развить «мягкие навыки». Главное — не заставлять ребенка учиться, если ему слишком трудно или неинтересно. Если занятие «не идет», можно подыскать что-то другое.
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты