РБК Компании

Почему весь мир перейдет на электромобили благодаря Китаю

Китай — мировой лидер по производству электрокаров. КНР добилась таких успехов благодаря грамотной стратегии, поддержке государства и менталитету
Почему весь мир перейдет на электромобили благодаря Китаю
Александр Сероштанов
Александр Сероштанов
Предприниматель, автолюбитель, спортсмен

Директор китайского дивизиона China Car Club

Подробнее про эксперта

Популярность электромобилей на внутреннем рынке

Важную роль в ошеломительном мировом успехе Китая сыграли власти, которые поощряют создание экологичных машин. Правительство КНР ввело субсидии в 2009 году, и спустя десятилетие это принесло свои плоды. В 2022 году в Китае было продано 4,4 млн электромобилей: больше, чем во всем мире. Восемь из десяти самых популярных электрокаров в Китае созданы местными компаниями. На протяжении 11 месяцев 2023 года производитель BYD удерживал лидерство на внутреннем китайском рынке, занимая первую строчку по продажам. До этого в XXI веке в Поднебесной доминировал Volkswagen.

В первом полугодии 2023 года в общемировом рейтинге самых продаваемых электромобилей среди 20 моделей только семь не принадлежат Китаю. В пятерку лучших, кроме нескольких моделей Tesla, входят три электромобиля BYD: Song, Qin Plus и Atto 3. 

Один из факторов успеха китайских марок — сверхбыстрое обновление модельного ряда. Бюрократии минимум, что позволяет оперативно менять экстерьер и интерьер, развивать автопром методом проб и ошибок. Огромная емкость рынка КНР позволяет окупать затраты на разработку даже без экспорта: если автомобиль становится успешным, ежемесячные продажи исчисляются тысячами или даже десятками тысяч штук.

Зарубежные автопроизводители подходят к разработке новых моделей иначе: множество этапов согласований дизайна, долгие месяцы тестов, длинные жизненные циклы с минимальными апгрейдами. Темпы обновлений несопоставимы, и в эпоху электромобилей-гаджетов стратегия Китая выглядит более жизнеспособной.

Почему весь мир перейдет на электромобили благодаря Китаю

Популярность на мировых рынках

Выпустить электрокар — намного быстрее, чем автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Китай много лет отставал от мировых автопроизводителей, но переход на «батарейный» транспорт позволил занять существенную долю рынка. Всего за пятнадцать лет Китай прошел путь к мировому лидерству по количеству экспортируемых автомобилей.

В 2022 году китайские автомобили обогнали немецкие и стали вторыми по экспорту на глобальном рынке. В 2023-м обошли и главного лидера  — Японию. В прошлом году КНР отправил в другие государства более 5 млн автомобилей. Аналитики считают, что к 2030 году эта цифра увеличится до 9 млн машин.

Сейчас доля китайских электромобилей в Европе составляет 8% — неплохо для страны, которая всего лишь несколько лет назад начала свои активные поставки в ЕС. Аналитики полагают, что к 2025 году доля увеличится уже до 15%. Таким образом, к тому моменту, когда Европа полностью перейдет на электромобили к 2030-2035 гг., Китай уже получит достаточную долю рынка и признания, чтобы конкурировать с западными производителями без стеснения за свое происхождение.

Показателен пример фирмы BYD. В 2023 году BYD продала за пределами Китая 242 759 автомобилей. В 2022 году продаж было существенно меньше — всего 55 656 штук. За год BYD увеличил свои экспортные поставки на 336%. Продукция BYD сейчас продается в 19 европейских странах, включая Великобританию, Францию, Германию, Италию и Испанию. В Евросоюзе открыло более 250 дилерских центров.

Почему весь мир перейдет на электромобили благодаря Китаю

Влияние менталитета на успех в отрасли электромобилей

Международная консалтинговая корпорация KPMG провела опрос среди тысячи руководителей из сектора автомобильной промышленности о том, что они ожидают от рынка электромобилей в ближайшем будущем. Выяснилось, что уверены в положительной динамике сегмента электрокаров 34% опрошенных. Годом ранее этот показатель составлял 41%. Большинство из них работают в Китае, затем следуют руководители автокомпаний из США, Японии и Западной Европы.

Китайские топ-менеджеры отмечают, что растет поддержка со стороны государства, что дает им надежду на рост сегмента. На субсидии надеются и в Европе, где местные автопроизводители опасаются конкуренции со стороны Китая.

Переживания из-за роста популярности китайских марок настолько велики, что Евросоюз сейчас проводит собственное расследование. Специалисты пытаются выяснить причины низких цен на китайские электромобили: конкуренты полагают, что убытки автопроизводителям из КНР компенсируют на государственном уровне.

Почему весь мир перейдет на электромобили благодаря Китаю

Дальновидная политика китайских властей позволяет автопроизводителям из Поднебесной меньше беспокоятся о проблемах с цепочками поставок. Причины на поверхности: именно Китай производит и экспортирует большинство комплектующих для автомобилей. Особенно это актуально для тяговых аккумуляторов и других деталей для электромобилей. Крупнейшим мировым производителем батарей является CATL, компания занимает треть всего рынка. В десятке самых популярных производителей аккумуляторов шесть базируются в Китае. Ячейки CATL устанавливается во множество автомобилей китайских марок, некоторые модели Tesla, Mercedes-Benz, Volvo, Porsche, Audi, Volkswagen и Stellantis.

Европа запланировала перейти на экологичные автомобили в следующем десятилетии. Страны Евросоюза договорились не продавать автомобили на бензине и дизеле с 2035 года, а Германия запланировала массово перейти на электромобили уже к 2030 году. О том же самом заявили власти США и Китая. В это же время Россия осталась без западных партнеров, россияне столкнулись с завышенными ценниками на машины и запчасти. Все эти мировые тренды ознаменовали для КНР новую эру и возможность завоевать российский и европейский рынки. Благодаря скорости своей работы, поддержке государства, развитию технологий и правильному подходу, Китай планомерно пересаживает весь мир на свои модели, в том числе — электрокары.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации02.09.2020
РегионХабаровский край
ОГРНИП 320272400033333
ИНН 272497765986

Контакты

Адрес 115563, Россия, г. Москва, Каширское шоссе, д. 61, к. 4, ст. 1
Телефон +78002222878

Социальные сети