РБК Компании

Разоблачаем мифы о покупке автомобиля по параллельному импорту

Россияне настороженно относятся к покупке автомобиля, ввезенному по параллельному импорту. Рассказываем, почему причины для беспокойства минимальны
Разоблачаем мифы о покупке автомобиля по параллельному импорту
Александр Сероштанов
Александр Сероштанов
Предприниматель, автолюбитель, спортсмен

Директор китайского дивизиона China Car Club

Подробнее про эксперта

Продажи иномарок в 2023 году в России составили 54% от общего числа реализованных новых автомобилей. При этом на долю параллельного импорта пришлось 12%.

Совместный опрос «Росгосстраха» и «Автокода» показал, что российские автомобилисты опасаются завышенной цены, в которую заложена сертификация, таможенные пошлины, логистика и прочие издержки. Из-за стоимости переживают больше половины (51%) опрошенных. Кроме того, респондентов беспокоит отсутствие поддержки и гарантии производителя (25%). Длительный срок доставки машин и запчастей пугает 11% опрошенных. Теоретические проблемы с запчастями, которых может не быть в свободной продаже, отпугивают 9%, а невозможность застраховать автомобиль по каско волнует 2% потенциальных покупателей.

Высокая цена

Привычные модели для россиян стали почти недоступны. Единственная возможность их приобрести — заказать машину по параллельному импорту. Если сравнивать цены с теми временами, когда на российском рынке официально продавались японские, корейские и европейские модели, рост налицо. В начале 2022 года новый BMW X6 стоил около 8 млн рублей, а теперь его цена доходит до 19 млн рублей. Но проблема стоимости кроется не в доставке по параллельному импорту, а в отсутствии моделей на рынке. Новая схема ввоза — хоть какая-то возможность получить автомобиль.

Россияне в последнее время переключают свое внимание с европейских представителей премиальных автомобилей на китайских лидеров сегмента. Марки, которые пока не представлены в России официально, пользуются спросом у автомобилистов. Так, по итогам 2023 года самым продаваемым новым электромобилем в России стал Zeekr 001. А по итогам января 2024 года бренд Li Auto вошел в топ10 среди всех новых автомобилей на российском рынке.

Китайский премиум стоит дешевле европейского, а по характеристикам и возможностям не уступают западным моделям. Например, в ходе недавних испытаний в Норвегии китайский электрокар HiPhi Z установил рекорд, проехав наибольшее количество километров в зимних условиях за всю историю тестов. Китайская модель оказалась лучше Audi Q8 e-tron Sportback, BMW i5, Mercedes-Benz EQE SUV, Volkswagen ID.7 и других зарубежных автомобилей. 

Кроме того, в Китае представлен широкий выбор автомобилей, особенно в сегменте электрокаров. На рынке представлены как компактные городские модели, например, кроссоверы Smart, так и огромные и мощные внедорожники вроде Mengshi M-Hero 917. 

Главный фактор — цены на китайский премиум значительно ниже. В Европе китайские электрокары продаются в среднем на 20% дешевле, чем конкуренты из Старого Света. Благодаря большим объемам производства, собственным, а не заимствованным технологиям, дешевой электроэнергии и рабочей силе, а также поддержке государства, КНР может себе позволить демпинговать и продавать свои автомобили дешевле, чем западные конкуренты.

Разоблачаем мифы о покупке автомобиля по параллельному импорту

Нет гарантии

В конце 2023 года в различных СМИ распространилась информация о том, что дилеры отказываются обслуживать по гарантии автомобили, ввезенные по параллельному импорту. Вместо гарантии, автоцентры предлагают оформить право на обслуживание по цене 1% от стоимости машины. Продавцы объясняли свою позицию тем, что привычные бренды из России ушли, а работа над машинами этих брендов — заморожена.

Однако с этой категоричной позицией не согласился Роспотребнадзор, назвав такую схему манипуляцией и напомнив, что дилер несет ответственность за автомобиль в течение первых лет эксплуатации, вне зависимости от того, каким образом он попал в Россию. Чтобы проверить, действует ли гарантия на конкретную модель, необходимо проверить ее документацию, а также сайт производителя. Если на нем не указано, что гарантийные обязательства больше не действуют на территории России, то отказать в гарантии дилер не имеет права.

Сложнее обстоят дела с гарантийным обслуживанием марок, дилеров которых в России нет. Например, с HiPhi, Li Auto, Avatr и другими новинками.

Некоторые марки официально представлены в соседних странах. Так, в Белоруссии и Казахстане работают представительства Zeekr. Гарантия на автомобили составляет 5 лет или 100 тыс. км пробега для электромобиля и 8 лет или 200 тыс. км для батареи. Однако воспользоваться автоцентрами в соседних странах смогут только те россияне, которые проживают недалеко от границы.

Для всех остальных покупателей действует гарантия от продавца, если автомобиль был куплен через надежного экспортера. Как правило, обслуживание проводится или на СТО продавца, или в проверенных партнерских сервисах. Сроки и условия гарантии отличаются. Чаще всего это дополнительная услуга, которая увеличивает стоимость. Если в договоре нет объемного списка «на что не распространяется гарантия», то услуга обычно себя окупает.

Разоблачаем мифы о покупке автомобиля по параллельному импорту

Нет запчастей

Автосервисы жалуются на то, что запчасти на китайские автомобили приходится ждать до нескольких месяцев. По их словам, сложнее всего обстоят дела с комплектующими для Li Auto, Zeekr, Hongqi, BYD и некоторых моделей Changan. Для этих марок только формируются собственные склады в России, поэтому запчасти приходится везти под заказ.

Аналогично обстоят дела и с деталями для западных моделей, только срок поставки еще дольше. Оригинальные европейские запчасти найти сложно: приходится либо пользоваться аналогами, либо ждать по несколько месяцев и переплачивать. 

С китайскими автомобилями ситуация проще. Благодаря увеличивающемуся спросу на китайские запчасти, растет и количество предложений на рынке: появляются новые дистрибьюторы, производители, компании. Например, в ближайшее время запчасти для марки BYD будут выпускать в Узбекистане, а оттуда, наверняка поставляться в Россию. За 2023 год спрос на запчасти для китайских моделей вырос многократно: на автомобили Zeekr — в 19 раз, на Li Auto — в 14 раз.

Разоблачаем мифы о покупке автомобиля по параллельному импорту

Негде обслуживать

Обслуживать машины, привезенные по параллельному импорту, можно там же, где и купленные по стандартной схеме: у дилеров, в сертифицированных сервисах, частных СТО. Многие сервисы уже переквалифицировались на работу с китайскими автомобилями, и даже — с гибридами и электрокарами.

Дилеры марок, которые раньше были представлены в России, обязаны брать на себя ответственность за модели, которые были ввезены в страну по схеме параллельного импорта. Причем речь идет не только о ремонте, но и о поиске запчастей, проведении регулярного технического обслуживания и мониторинга отзывных компаний.

Не стоит забывать о том, что электрокары требуют меньшего обслуживания, чем автомобили с ДВС. При владении электрокаром регулярно приходится только менять масло в редукторе — каждые 30−40 тыс. км. Из-за особенностей конструкции тормозные диски и колодки в электромобиле изнашиваются намного медленнее. В среднем обслуживание электромобиля обходится на 40% выгоднее, чем содержание автомобиля с классическим двигателем внутреннего сгорания.

Разоблачаем мифы о покупке автомобиля по параллельному импорту

Нет каско

Оформление страхового полиса каско — индикатор того, сможет ли автовладелец обслуживать свой автомобиль в официальных сервисах. Если страховая компания готова оформить полис, то она обязуется взять на себя ответственность за ремонт машины. Для этого страховщики изучают новые, появившиеся на рынке модели: на каких СТО смогут выполнить ремонт, сколько таких станций, есть ли у них налаженный канал поставок запчастей, работают ли в них квалифицированные мастера, которые справятся с ремонтом.

Пока у страховой компании нет договора со станцией техобслуживания, на которой смогут принять ультрасовременные электромобили, компания не сможет оформить каско. Однако конкуренция между страховыми компаниями позволяет найти приемлемый вариант даже для тех моделей, которые официально в Россию не ввозились. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации02.09.2020
РегионХабаровский край
ОГРНИП 320272400033333
ИНН 272497765986

Контакты

Адрес 115563, Россия, г. Москва, Каширское шоссе, д. 61, к. 4, ст. 1
Телефон +78002222878

Социальные сети