РБК Компании
Главная Happy Job 23 ноября 2023

Diversity & Inclusion: как компании выигрывают от инклюзивного лидерства

Политика DEIB ежегодно приносит бизнесу от 25% прибыли. Почему многообразие так выгодно бизнесу и как к нему относятся российские компании
Diversity & Inclusion: как компании выигрывают от инклюзивного лидерства
Алексей Клочков
Алексей Клочков
Основатель HR-Tech компании Happy Job

Ведущий эксперт в области HR и управленческого консалтинга в России. Автор книг по управлению персоналом, Член PMI EMEA, международного сообщества фасилитаторов, сертифицированный тренер BSC.

Подробнее про эксперта

Diversity & Inclusion или D&I (многообразие и инклюзивность) — корпоративная политика, при которой в бизнес-процессы включены сотрудники разных национальных групп, пола, вероисповедания, физических и ментальных способностей, образования, происхождения. 

Впервые о многообразии заговорили почти 60 лет назад в США. Тогда в стране хотели бороться с расовой напряженностью. В 1964 году вышел «Закон о гражданских правах», который запретил дискриминацию на рабочих местах. Первой компанией, которая стала использовать принципы D&I в корпоративной политике, была IBM. С 1953 года президент компании заявил, что при отборе кандидатов нужно ориентироваться на личные качества и опыт человека. Пол, религия и национальность не должны влиять на отбор.

Что стимулирует компании внедрять D&I-практики

Многие бренды осознают важность многообразия в компании, но также они прислушиваются к мнению своей целевой аудитории.

Люди понимают свое разнообразие. Когда они видят рекламу с образами идеальных людей, то могут подумать, что продукт не создан для них самих. Мы с бОльшим интересом будем смотреть кино, в котором увидим персонажей, похожих на нас. Так и с брендами, особенно с косметическими. Они теряют солидную аудиторию, когда предлагают тональные кремы только для белых женщин или не выпускают отбеливающие кремы для азиаток.

Чем более разнообразная команда работает над проектом, тем выше шанс, что она сможет разработать продукт для широкой аудитории. 

Как проявляется многообразие в компаниях

В ежегодных D&I отчетах компании раскрывают данные по гендерному и этническому разнообразию, оплате труда, историям успехов, проектам для развития сотрудников и многое другое. Больше всего внимания традиционно уделяется гендерному и культурно-этническому фактору.

Гендерный фактор

В среднем количество женщин в компаниях составляет 30-40%, но есть и рекорды. Например, у крупной австралийской компании, продающей недвижимость, 79% от всего штата — это женщины.

Быстрее всех в сфере гендерного равенства на рабочем месте двигаются IT-компании. В ИТ всегда есть запрос на вовлеченных специалистов, поэтому для них создают комфортную и разнообразную среду. Некоторые компании помогают женщинам технических специальностей объединяться, делиться опытом и поддерживать друг друга.

Этнический и культурный фактор

Культурное и этническое разнообразие дает еще больший профицит для бюджета компании — около 36%. В Англии каждые 10% увеличения расового и этнического разнообразия увеличивают EBIT (прибыль до вычета налогов) в компаниях еще на 3,5%.

Что еще дает многообразие компаниям

Более эффективное внедрение инноваций

Исследование BCG показало: если многообразие среди управленцев выше среднего, то инновации приносят доход на 45% чаще. Для сравнения, в коллективах с низким уровнем многообразия этот показатель не выше 26%. Разнообразие в коллективе позволяет лучше адаптироваться к новым вызовам рынка и быстрее справляться с проблемами. Чем больше людей с разным бэкграундом, тем больше разных взглядов. 

Быстрое и успешное принятие решений

Компания Cloverpop посчитала, как уровень инклюзии в компании влияет на качество принятия решений. Они оценили 600 бизнес-решений в 200 командах. Оказалось, что компании с более высоким уровнем многообразия справлялись с задачей в два раза быстрее. Мужские команды принимали правильные решения в 58% случаев, а смешанные — в 73% случаев. Команды с разными возрастами, этносами, культурным бэкграундом были успешны в 87%.

Вовлеченность сотрудников и снижение текучести

Разнообразие означает не только внимание к расовой и гендерной принадлежности. Подразумевается, что компания уважает опыт и происхождение любого сотрудника. Будь то мать-одиночка или выходец из многодетной семьи с низким достатком. В компании с D&I-стандартами нет «титульной нации», здесь не могут высмеять за акцент или цвет кожи. Нетоксичная среда позволяет чувствовать себя спокойно и оставаться продуктивным, полезным и благодарным компании.

Поколения Z и Y придают большое значение толерантности и инклюзии в команде. Для них важно уважение к различным точкам зрения. Это является ключевым фактором для того, чтобы работать в одной компании долгие годы.

Ежегодные анонимные опросы сотрудников помогают компаниям вовремя отслеживать проблемные зоны. Платформа Happy Job оценивает отношения в коллективе и с непосредственным руководителем, уровень стресса сотрудников, удовлетворенность условиями и оплатой труда. Результаты такого опроса красноречиво рассказывают о реальной ситуации в компании и указывают конкретные «болевые» зоны, требующие немедленной проработки. 

Создание комфортных условий работы для сотрудников

Политика многообразия помогает сотрудникам чувствовать себя комфортнее и спокойнее. Ведь они могут не думать о предрассудках, которые имеют на их счет коллеги. Более того, инструменты D&I дают людям чувство защищенности. Например, некоторые компании проводят анонимные опросы на самые разные темы: от обстановки на работе до проблем в семье. В том числе и на тему гендерных и расовых предрассудков. По самым частым и острым темам проводятся лекции.

Улучшение репутации

Компании с открытой культурой многообразия и инклюзивности получают уважение от конкурентов и потенциальных сотрудников. Они показывают свою готовность принять различные точки зрения, опыт и культурные особенности. 

Насколько развиты инклюзивность и многообразие в российских компаниях

Сложность политики D&I ― в том, что ее невозможно одинаково внедрять в разных условиях. Многое зависит от законов страны, ее ментальных особенностей и ценностей. Опыт Норвегии или Швеции будет сложнее адаптировать в России. Сейчас это все еще не сформированный тренд в России, к которому часто относятся скептически.

Многие российские компании ставят амбициозные цели в D&I, но не совсем корректно их решают. Вместо того чтобы работать с сотрудниками на местах, они больше уходят в инструменты КСО (корпоративной социальной ответственности). Например, посещают детские дома или собирают финансовую помощь малоимущим.

Для российских брендов будет актуально работать с гендерным равенством и формированием равной оплаты труда женщин и мужчин. В 2023 году в стране медианный разрыв между зарплатами женщин и мужчин все еще сохраняется ― 5,2% в пользу мужчин. При этом в США, Бразилии и Мексике зарплаты у женщин выше. Важен и национальный вопрос. В стране, где живут десятки национальностей, часто можно встретить стереотипное отношение со стороны работодателей. Они могут предпочитать нанимать сотрудников определенной национальности или расы, что создает преграды для разнообразия и инклюзивности. 

Для российских компаний важно осознать и преодолеть эти стереотипы в будущем, создавая рабочую среду, где каждый сотрудник чувствует себя принятым и уважаемым, независимо от своего национального происхождения.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации14.07.2009
Уставной капитал600 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Чертаново Северное, ш. Варшавское, д. 118 к. 1, Э 10 пом XLII ком 3
ОГРН 1097746392127
ИНН / КПП 7723721430 772601001
Среднесписочная численность20 сотрудников

Контакты

Адрес 117587, Россия, г. Москва, Варшавское ш., д. 118, к. 1, 10 эт
Телефон +74956468389

Социальные сети