Зарядная инфраструктура как ключевой фактор развития электромобилей
Главная преграда на пути массового распространения электромобилей — нехватка доступной зарядной инфраструктуры, особенно в многоквартирных домах

Ирина Никулина развивает направление Электрозаправочные станции в компании ООО «Электрорешения», представитель бренда EKF в России
Перспективы и вызовы
Доля электромобилей в России остается крайне низкой — менее 0,1% автопарка. Хотя мы видим устойчивый тренд на рост российского рынка — анализ показал, что в 2024 году в России продано рекордное количество электротранспорта. Для сравнения, в Европе этот показатель уже достигает 2,4%, а Китай, начав с аналогичной отметки в 2014 году, за девять лет увеличил долю электромобилей до 5%. Глобальный переход на электротранспорт неизбежен. Главная преграда на пути массового распространения электромобилей — нехватка доступной зарядной инфраструктуры, особенно в многоквартирных домах.
Какие барьеры тормозят развитие этого рынка? Как государство и бизнес могут повлиять на ситуацию?
Зарядка дома: реальность или утопия
Владельцы частных домов уже сегодня могут без проблем установить зарядную станцию в своем гараже. Для них этот вопрос упирается только в финансовые возможности и доступную мощность сети. Однако для жителей многоквартирных домов ситуация гораздо сложнее.
Чтобы организовать зарядную точку на паркинге, нужно получить одобрение управляющей компании, а зачастую — провести общее собрание жильцов. Очевидно, что не каждый согласится даже на символические затраты ради удобства нескольких владельцев электромобилей. Решить эту проблему может государственная программа, направленная на упрощение установки зарядных станций в уже построенных жилых комплексах, а также система субсидий для развития общей инфраструктуры.
При этом удобные технологии уже существуют. Представьте: вы едете домой с работы, открываете мобильное приложение, бронируете зарядную станцию во дворе или на парковке, подключаете машину — и утром она полностью заряжена. Такой сценарий избавляет водителей от необходимости искать свободные зарядные точки и тратить время на ожидание.
Массовая зарядная инфраструктура: следующий шаг
Государство уже предпринимает первые шаги для массового внедрения зарядных станций. Так, например, в Московской области принято постановление, обязывающее застройщиков оснащать 5% машиномест в новых ЖК зарядными устройствами.
Технологии стремительно развиваются: например, активно тестируются системы бесконтактной зарядки, при которых электромобиль пополняет заряд прямо во время движения. Пока что такие технологии требуют значительных инвестиций и модернизации дорожного покрытия, но их массовое внедрение — вопрос времени.
На рынке уже есть и отработанные решения. ООО «Электрорешения», представляющая бренд EKF в России, предлагает EKF Impulse — зарядные станции и приложение в смартфоне.
Энергодефицит: вызов или возможность
Рост числа электромобилей неизбежно приведет к увеличению нагрузки на сети. Это серьезный вызов для энергетической системы страны, однако его можно решить за счет грамотного распределения мощности. Так, интеллектуальная балансировка нагрузки позволяет использовать существующую инфраструктуру более эффективно. Например, для работы 10 зарядных станций мощностью 22 кВт не обязательно выделять 220 кВт, можно использовать коэффициент спроса, если система будет автоматически перераспределять мощность между электромобилями. Компании, работающие в сфере электроэнергетики, уже адаптируют стратегии под этот тренд.
Электромобили в России: мифы и реальность
Один из самых распространенных мифов — якобы российский климат не подходит для электромобилей. Однако в Норвегии, где зимы не менее суровы, 90% автомобилей, проданных в 2022 году, — электромобили и гибриды. Как им это удалось? Во-первых, благодаря государственным стимулам, таким как налоговые льготы и бесплатная парковка. Во-вторых, за счет активного развития зарядной инфраструктуры — в том числе домашних зарядных станций.
Преимущества электромобилей очевидны: снижение затрат на топливо, новый уровень комфорта вождения, экологичность. Вопрос лишь в том, насколько быстро государство и бизнес смогут создать для них благоприятные условия в России. Будущее электромобильности в России зависит не только от количества выпущенных машин, но и от развития зарядной инфраструктуры. Решения есть, технологии готовы, но необходимо объединение усилий государства, бизнеса и самих потребителей. При грамотном подходе электромобили смогут стать привычной частью российских дорог уже в ближайшие годы.
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Профиль