РБК Компании

Как складывается ситуация на российском рынке новых легковых автомобилей

Переполненные склады и высокие цены на автомобили — так начался 2024 год для многих дилерских центров
Как складывается ситуация на российском рынке новых легковых автомобилей
Николай Долматов
Николай Долматов
Генеральный директор

Генеральный директор компании «Автоскидка»

Подробнее про эксперта

За прошлый год спрос на новые автомобили значительно вырос, однако официально предложить российским автолюбителям могли только два варианта: покупайте отечественные марки или вот вам на выбор китайские бренды. Если же хочется чего-то заморского, тут уж придется проделать сложный путь сквозь тернии параллельного импорта.

И все бы ничего, есть из чего выбирать, но цены для многих устрашающие. Так, средневзвешенная цена нового автомобиля, по данным Автостата, составила 2,96 млн рублей, что на 24% больше чем в 2022 году. В итоге получилось так, что машины в России есть, а деньги на них людям еще нужно найти. Давайте обо все по порядку.

Китая в России больше, чем самой России

После ухода в 2022 году практически всех автобрендов с территории нашей страны рынок пустовал не долго. Небольшой ранее сегмент китайских ТС, представленных на российском рынке новых легковых авто, начал разрастаться. К концу 2023-го доля автомобилей из Поднебесной составляла порядка 60% от всех представленных марок, на российские бренды приходилось около 30%.

Автомобили китайских производителей ввозились в Россию двумя способами:

  1. официальный импорт производителей в дилерские центры;
  2. параллельный импорт юридическими лицами для перепродажи или физлицами для личного пользования.

После 1 октября 2023 года возможность использовать схему параимпорта для ввоза автобрендов, которые официально представлены в России, осталась только у физлиц. Ограничения ввели потому, что китайским дистрибьюторам не нужна такая конкуренция. Их позиция была ослаблена, т.к. затраты на развитие бизнеса, логистику и сертификацию значительные, и стоимость автомобиля, таким образом, выше, чем предлагали неофицалы.

На протяжении минувшего года производители из Поднебесной продолжали наращивать объемы поставок ТС на российский рынок, и в итоге получилось так, что на начало 2024-го салоны буквально оказались переполнены нераспроданными автомобилями. Почему?

Автомобили по цене квартиры

Представим: китайские партнеры заходят на опустевший российский рынок с амбициозными планами продаж. Есть спрос, закрытые сделки и необходимость новых моделей. Дистрибьюторы под завязку забивают склады и…ничего. Осенью спрос упал, продажи идут с трудом. Не у всех, но у многих. За последние 4 месяца прошлого года в разных автосалонах падение спроса зафиксировано на уровне 10-20%. Оказалось, что у российских автолюбителей нет таких больших денег, чтобы купить себе импортного китайца. Напомню, что средневзвешенная цена новой машины на 2023 год составила 2,96 млн рублей. Это очень большие деньги, на которые можно купить себе двушку в регионах или приличную студию в крупном российском городе.

Высокий прайс не только на китайские автомобили, но и на отечественный автопром сложился  в частности потому, что на рынок влияют высокие ввозные пошлины, утильсборы и другие налоги, которые увеличивают стоимость ввозимого автомобиля на сумму от 500 тыс. до 1 млн рублей. За последний год цены корректировались несколько раз, преимущественно в большую сторону. 

Не способствуют продажам и дорогие кредиты из-за ключевой ставки ЦБ на уровне 16%. Машины в кредит брать больше невыгодно, нужны наличные средства. Чтобы хоть как-то «скрасить» ситуацию, производители и дилеры предлагают скидки и акции, в том числе с услугой трейд-ин. Буквально идут на уступки лишь бы стимулировать продажи в условиях профицита. Сэкономить со спецпредложениями можно от 100 тысяч рублей до миллиона рублей на определенные марки. Однако и это не очень спасает ситуацию.   

Запасы некоторых марок в январе достигли двухмесячного уровня продаж. До трети ввезенных в прошлом году китайских автомобилей остаются нереализованными. Несмотря на общую ситуацию на рынке, ждать резкого обвала цен не стоит. Со стороны России идет ужесточение условий для импорта, чтобы пересадить водителей на отечественные автомобили, а зарубежные партнеры стараются как-то лавировать ради прибыли, искать компромиссы.

Одним из неплохих вариантов приобретения автомобиля остается лизинг, который могут оформить и физлица. Чаще всего в лизинге заинтересованы предприниматели и компании. Это позволяет быстро и недорого сформировать парк ТС, который необходим для дальнейшего развития, а также сэкономить на налогах.

Спрогнозировать как будет развиваться рынок в 2024 году достаточно сложно, на ситуацию влияют: геополитическая обстановка, ставка рефинансирования, регулярные изменения в законодательной и налоговой базе, а также то, что китайский внутренний рынок также переполнен автомобилями и по сути сильно профицитный.

Можно предположить, что цены на ряд автомобилей снизится за счет влияние перепроизводства в Китае. Возможно параллельный импорт, несмотря на вводимые с 1 апреля дополнительные ограничения, будет развиваться, будут и дальше налаживаться каналы поставок и логистика, что приведет рынок к некоторому перепрофилированию (продажей автомобилей на заказ) и в итоге стоимость ввозимых автомобилей также уменьшится. 

Интересное:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации21.11.2018
Уставной капитал10 100 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва ПОСЕЛЕНИЕ "МОСРЕНТГЕН" КМ КИЕВСКОЕ Ш 21-Й 3 СТРОЕНИЕ 1 ПОМЕЩ. CXXX, ЭТАЖ 6
ОГРН 1187746952513
ИНН / КПП 7751151574 775101001
Среднесписочная численность8 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, пос. Мосрентген, Киевское шоссе, 21-й километр, д. 3 с. 2, оф. 6.2
Телефон +78002222563