Новую волну выхода FMCG сетей ожидают в Арктическом регионе
Агентство развития Мончегорска и Союз торговых центров составили рейтинг FMCG сетей по уровню интеграции в Арктическую зонуБыли проанализированные данные из открытых источников (в том числе официальных сайтов) по крупнейшим FMCG-ритейлерам в России по обороту за 2023 года (по версии Infoline).
Данные исследования показали, что крупнейшими игроками на рынке ритейла в Арктической зоне являются Mercury Retail Group (магазины «Красное & Белое» и «Бристоль», суммарно более 330 магазинов), X5 Group (сети «Пятерочка» и «Перекресток», более 120 магазинов), а также сеть магазинов «Магнит», открывший в городах Арктической зоны РФ порядка 90 магазинов.
Далее с большим отрывом следуют сеть магазинов «Светофор», гипермаркеты «Лента», «Метро» и «Окей». Также в регионах Крайнего Севера получила отдельную популярность федеральная сеть магазинов здорового питания «ВкусВилл».
Эксперты обращают внимание, что большинство торговых точек находятся в Мурманске, Архангельске и Норильске. В небольших городах федеральные сети представлены слабо. Исключение составляет Мончегорск, в котором, благодаря удачному расположению представлены и Пятерочка, и Магнит. Но даже в этом городе рынок продуктового ритейла далек от насыщения, и спрос на продукцию федеральных сетей еще не удовлетворен.
«Рынок ритейла в северных регионах далек от насыщения, — отметил Павел Люлин, д.э.н., вице-президент Союза Торговых Центров: Россия, Беларусь, Казахстан. — Арктическим российским регионам необходимо расширение розничных сетей, их более глубокая интеграция. Ведь жители небольших населенных пунктов, наравне с жителями мегаполисов, испытывают потребность и в ряде товаров повседневного спроса, и в более крупных покупках. Кроме того, насыщение рынка розничной торговли позволит стабилизировать цены на товары».
Новую волну выхода на северный рынок FMCG сетей можно ожидать в связи с утверждением опорных пунктов Арктики, которые в ближайшее время станут точками роста экономики региона, а также предметом целенаправленной государственной поддержки, в том числе, через поддержку резидентов Арктической зоны Российской Федерации — особой экономической зоной.
«Мончегорск — центр одноименной агломерации, также вошел в перечень опорных пунктов Арктики. В настоящее время город, благодаря преференциальному налоговому режиму, активно привлекает инвесторов, в том числе, для строительства торгового центра, формат которого предполагает «якорного» арендатора из сферы розничного ритейла», — отмечает Александр Поленков, руководитель направления «Бизнес и инвестиции» Агентства развития Мончегорска.
Учитывая, что Мончегорск образует агломерацию с Оленегорском, а рядом находятся Кировско-Апатитская агломерация и Полярные Зори становится очевидным повседневный покупательский спрос со стороны местных жителей. А принимая во внимание тот факт, что уже сегодня город претендует на роль нового туристического центра Мурманской области, активный приток покупателей будет обеспечен и с этой стороны: туристы, посещающие здешние места, также хотят видеть знакомые торговые сети, где можно приобрести привычные товары.
Для резидентов арктической зоны, в которой расположен Мончегорск, действует ряд преференций, в числе которых налоговые и административные льготы.
Например, правительство предоставляет субсидирование 75% страховых взносов на протяжении первых 10 лет с момента первого возмещения.
По мнению эксперта СТЦ, ожидается, что в ближайшие годы крупные ритейлеры будут продолжать расширять свое присутствие в северных регионах России, используя для этого как традиционные форматы магазинов, так и цифровые каналы продаж.
На сегодняшний день в северных регионах особенно востребованы магазины «у дома» из-за рассредоточенности населения и суровых погодных условий, которые делают длительные поездки за покупками неудобными. Малые форматы магазинов также обеспечивают более быстрый доступ к повседневным товарам. В то же время, развитие гипермаркетов очень эффективно для крупных городов и районных центров, в которых плотность населения и покупательская способность намного выше. В то же время, развитие гипермаркетов значительно расширяет ассортимент товаров и дает более выгодные цены за счет своих оборотов и масштаба.
Напомним, в Арктическую зону Российской Федерации входят: Чукотский, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, республики Карелия, Коми и Саха (Якутия), а также Красноярский край, Архангельская и Мурманская области. Более половины населения мировой Арктики — 2,6 млн чел. проживает на территории этих российских регионов.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети