РБК Компании

Умереть нельзя выжить: как компании справляются с неопределенностью

Эксперт Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Дмитрий Кнатько о том, как построить устойчивый бизнес, когда неопределенность становится нормой жизни — ищем точки опоры
Умереть нельзя выжить: как компании справляются с неопределенностью
Дмитрий Кнатько
Дмитрий Кнатько
Заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель программы «Управление бизнесом»

Доцент департамента стратегического и международного менеджмента Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, к.э.н.

Подробнее про эксперта

В свете череды кризисов последних лет в поле общественной дискуссии широко обсуждается вопрос выживаемости бизнеса и ее критерии: как построить устойчивую к внешним триггерам компанию, каковы истории успеха и провала и их уроки?

Согласно статистике, большинство компаний «умирают» в первые два-три года с момента запуска. Устойчивая бизнес-модель для малого и среднего бизнеса напрямую связаны с выживаемостью, которая, в свою очередь становится ключевым фактором успеха. Компании закрываются по разным причинам: нарушение логистических цепочек, неудачно выбранная бизнес-модель, непредвиденные «черные лебеди» мировой экономики. От всех этих рисков страдает малый бизнес по всему миру, не только в России. 

Но хотелось бы уйти от драмы: то, что некоторые из идей, особенно в таких активно развивающихся областях бизнеса как цифровые технологии, автоматизация, оказываются нежизнеспособны абсолютно естественно. Иногда история развития складывается так, что у компании изначально не было нужных возможностей для роста, но это не очевидно на старте проекта.

Если говорить о российском рынке, то можно выделить несколько характерных особенностей, влияющих на выживаемость. Первое — смотрим на статистику: сколько компаний появилось, сколько закрылось и по какой причине. Бывает такое, что вследствие реорганизации или слияния компания перестает существовать, однако это не означает, что бизнес «умер» — после перерегистрации бизнес может продолжать не только существовать, но и развиваться в более оптимальном на данный момент варианте.

Второй момент: большая часть стартапов — это бизнесы в сфере инноваций и новых технологий. Высокая степень неудачных проектов в этой сфере не удивительна: отработанные бизнес-модели еще не сформировались, сегодня это одна из высокорисковых областей с высокой степенью неопределенности. Сложно понять, какая идея станет прорывной и востребованной рынком по прошествии нескольких лет и даже года — технологии развиваются стремительно и также быстро устаревают. Согласно данным одного их исследований, лишь трети бизнес-проектов удается сделать ставку верно и предложить продукт с долгим сроком жизни. 

Сегодня hr-специалисты очень много говорят о нехватке специалистов нужного уровня и профиля, особенно в сфере управления ИТ-проектами, подчеркивая, что в ближайшие годы проблема будет расти. Дефицит трудовых ресурсов и технологических возможностей также можно отнести к серьезным ограничениям, с которыми сталкивается растущий бизнес. Значимыми факторами являются высокие требования конечного потребителя к качеству продукта, экономики предприятия — к объему продаж и скорости реализации, и, наконец, к инвестициям, которые становятся одним из драйверов своевременного и успешного выхода продукта на рынок. 

В 2023 году мы говорили о том, что бизнес преодолел зону турбулентности, вызванную мировыми политическими и экономическими трансформациями. И это действительно так, но это не означает, что «дальше они жили долго и счастливо» и все сложности позади. Современная действительность устроена таким образом, что мы живем в постоянно и стремительно меняющейся среде, а это значит что и бизнес-модели должны становиться более гибкими, принимая в расчет потенциальные трансформации, быстро адаптироваться к новым условиям. Например, на нашем рынке очень хорошо себя показали компании ИТ-отрасли. Поставщики цифровых услуг активно внедряли инновационные подходы и получили хорошую прибыль. Удачно использовали сложившиеся обстоятельства компании, вовлеченные в импортозамещение.

В 2024 году точками опоры для бизнеса становятся государственные программы поддержки предпринимательства — субсидирование, льготное кредитование — и цифровые решения, которые могут повысить эффективность процессов. Инструменты автоматизации планирования, координации, бухгалтерии — современные инструменты позволяют снизить затраты и упростить эти виды деятельности. Таким образом высвобождаются ресурсы, и это дополнительные точки опоры, что очень хорошо видно на примере индивидуальных предпринимателей.

Очень большое значение имеет поддержка компаний, которые существуют и активно развиваются более трех лет — они уже продемонстрировали высокий уровень адаптивности и выживаемости. Для таких компаний важны инвестиции в инфраструктуру, а также обучающие программы, которые помогут повысить компетенции сотрудников и развить имеющийся человеческий капитал бизнеса.

Предпринимателям, которые находятся на этапе запуска бизнеса, стоит также учитывать национальные приоритеты развития: государство очень четко обозначает направления, которые будет развивать и поддерживать, а это значит, что малый и средний бизнес сможет рассчитывать на дополнительные ресурсы, с опорой на которые можно создать более устойчивую бизнес модель.  

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации15.09.1998
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Басманный, ул. Мясницкая, д. 20
ОГРН 1027739630401
ИНН / КПП 7714030726 770101001
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия