РБК Компании

Разработка ПО: на базе собственных ресурсов или на заказ

Разработка программного обеспечения. На базе собственных ресурсов или на заказ? Как ускорить переход на отечественное ПО с минимальными потерями
Разработка ПО: на базе собственных ресурсов или на заказ
Александр Жуков
Александр Жуков
Директор по развитию бизнеса

Руководитель с 20-летним опытом работы в сфере ИТ в крупных отечественных и зарубежных компаниях. Занимался построением новых продуктов и созданием решений как в рамках сервисного бизнеса, так и в качестве партнера в продуктовых компаниях. Профессиональные интересы сфокусированы на методологиях и технологиях создания цифровых продуктов.

Подробнее про эксперта

Одним из трендов последнего времени стал отказ заказчиков от ряда «коробочных» продуктов и поворот в сторону заказной разработки в рамках импортозамещения. Отечественный рынок трансформируется, выстраиваются новые цепочки взаимодействия, вынужденно меняются бизнес-процессы, компаниям и предприятиям требуются решения, ускоряющие переход на отечественное ПО и желательно с минимальными потерями.

Бизнес готов на авторскую разработку «под себя». И вот тут начинают появляться вопросы — осуществлять эту разработку на базе собственных ресурсов или на заказ? Конечно, если вы, во-первых, умеете управлять разработкой и, во-вторых, можете без проблем расширить штат квалифицированных программистов, то разработка собственными силами может показаться выгоднее.

Но есть ситуации, когда у компании не хватает либо ресурсов, либо ИТ-экспертизы для автоматизации каких-либо процессов или масштабирования бизнеса.

Для такой ситуации как тренды можно выделить две возможные модели сотрудничества. Первый вариант — это продуктовая модель разработки, когда подрядчик помогает добиваться клиенту решения его бизнес-задач, полностью беря на себя весь цикл работ, от написания технического задания до вывода в продуктив. Об эффективности и преимуществах продуктового подхода мы говорили в статье «Процесс создания ПО с максимальной выгодой для бизнеса».

Продуктовый подход позволяет создавать конкурентоспособные продукты, учитывать все потребности конечных потребителей и быстро адаптироваться под новые вводные и изменения рынка.

Вторая модель сотрудничества, к которой прибегают все чаще — смарт-аутстафинг. Допустим, у компании есть выстроенные процессы, есть своя команда разработки, но ее нужно достаточно срочно усилить, увеличить в количестве людей, сделать какой-то дополнительный модуль или ввести людей на время быстрого роста количества работы. В такой ситуации у смарт-аутстаффинга есть очевидные плюсы. Подрядчик работает вместе с заказчиком как единая команда, выделяя менеджера со своей стороны, который обеспечивает единую точку коммуникации с заказчиком от имени всей команды. Также он обеспечивает масштабирование команды и сбор обратной связи от заказчика. Подрядчик предоставляет команду, ядро специалистов с минимальной задержкой. Команда после старта разработки становится источником конкретных знаний про проект, конкретных требований к специалистам, что в дальнейшем позволяет масштабировать проект как за счет внутренних специалистов, так и за счет внешнего найма.

Для того чтобы определиться, какая модель лучше подходит, стоит подумать о двух моментах. Первый момент — есть ли на стороне заказчика система управления и менеджеры, которые могут управлять командой разработки? Если они есть, то модель смарт-аутстаффинга может рассматриваться как эффективный вариант организации процесса разработки.

Второй момент, который необходимо рассмотреть, — это наличие технического задания, customer journey, продуктовых гипотез, макетов и артефактов, которые готовят команду к старту разработки. Если на стороне заказчика уже есть готовый макет и готово ТЗ, есть понимание, какой размер команды нужен, какие в ней роли, то и в этом случае вполне подойдет модель смарт-аутстаффинга.

Если же имеется только сформулированная бизнес-цель, эти задачи стоит отдать компании-подрядчику. Она обеспечит полный цикл продукта и поможет вам сформулировать первичные артефакты для плавного перехода к разработке и развитию продукта, а также реализовать проект в рамках продуктового подхода.

Определение оптимальной модели сотрудничества может существенно влиять на результаты проекта и его финансовую составляющую. Важно, чтобы подрядчик не просто брал ответственность за разработку, а вместе с заказчиком искал решение бизнес-задач, мог простыми словами объяснить, каким образом бизнес-гипотезы будут проверяться и какими средствами реализовываться.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Digital Awards РБК Петербург15 лучших цифровых решений: Платформа поиска контрагентов , разработанная совместно с ГазпромНефть

Профиль

Дата регистрации28.12.2009
Уставной капитал15 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Санкт-Петербург МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ПОСАДСКИЙ РАЙОН УЛ БОЛЬШАЯ МОНЕТНАЯ 16 КОРПУС 1, ЛИТЕРА В ПОМЕЩ. 5-Н, КОМ. 122,
ОГРН 1099847041690
ИНН / КПП 7813461089 781301001
Среднесписочная численность633 сотрудника

Контакты

Адрес Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Рентгена, д. 5А
Телефон +78123365533

Социальные сети