РБК Компании

Кадровое безрыбье: где брать бухгалтеров, если их нет

Несколько лет рынок труда штормит с завидным постоянством. С горизонта смыло всех: от топ-менеджмента до бухгалтеров. Как решить проблему с последними
Кадровое безрыбье: где брать бухгалтеров, если их нет
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Chat GPT
Ольга Рулькова
Ольга Рулькова
Партнер по аудиторским, бухгалтерским услугам, налоговому праву и консалтингу

В профессии с 2004 года. Налоговый консультант с 2008 года.

Подробнее про эксперта

Общая картина рынка труда в России

Согласно данным Headhunter, 85% работодателей испытывали кадровый голод в 2023 году, сообщает Forbes. При этом, в среднем сотрудник проработает на одном месте 3 года, а максимальный показатель не превышает 6-ти лет. 

Что касается бухгалтеров, исследование платформы «Авито Работа» и банка для предпринимателей и предприятий «Точка» показывает, что спрос на кадры в этой области в 2023 году вырос на 69%.

Кадровое безрыбье: где брать бухгалтеров, если их нетПри этом, средняя зарплата бухгалтера, согласно этому же исследованию, относительно предшествующего года выросла на 16%, а относительно 2022 — на 28%. Также, почти в три раза выросло число вакансий, где соискателям предлагают компенсационный пакет: транспорт, оплата связи, ДМС и обеды. 

Бухгалтерия в штате — это дорогая и не всегда полезная история. Много сотрудников — это не всегда гарантия качества, но всегда — гарантия большого ФОТ. Бывает так, что штат «раздут», а качество и скорость учетных процессов оставляют желать лучшего либо все ставки сделаны на человеческий фактор. Такое подразделение требует должного внимания и заботы. Мы наблюдаем, что часто клиенты недофинансируют бухгалтерскую функцию, не вкладываются в развитие процессов и их автоматизацию. Как раз именно это позволяет не нанимать все больше и больше людей. Однако это никак не освобождает компании от поиска квалифицированных специалистов в этой области.

Так почему же на рынке такой дефицит бухгалтеров, если они так нужны бизнесу?

Бухгалтер — не «модная» профессия

Главной проблемой кадрового голода последних лет эксперты называют демографическую яму 90-х. Предсказывают, что к 2030 году численность работоспособного населения — от 25 до 44 лет — снизится на 20%. Также к основным причинам относят трудовую миграцию и кризис 20-х.

На общую для всех отраслей проблему накладывается «болезнь» бухгалтерии — непопулярность профессии. Во-первых, согласно исследованию Superjob, бухгалтер — одна из вымирающих специальностей. Бухгалтеры попали в топ-5 исчезающих профессий, разделив список с таксистами, кадровиками и преподавателями иностранных языков.

Проект «Атлас новых профессий» также внес бухгалтера в список профессий-пенсионеров и подчеркнул, что автоматизация, рано или поздно, сможет полноценно заменить живого специалиста. 

Во-вторых, сами бухгалтеры все чаще уходят из профессии. Причины разные: высокая личная и профессиональная ответственность, выгорание, и невысокий доход при условии нервной и стрессовой работы. За последнее десятилетие это привело к печальному результату на рынке — если хорошие бухгалтеры и есть, то, как правило, они годами, а иногда и десятилетиями работают в одной компании. Такие специалисты не находятся в вечном поиске. 

Теперь средний в найме = высококвалифицированный

Демография 90-х, кризис, конкуренция за кадры — это факторы, которые действуют скорее против работодателя. 

Врезка: Все это привело к тому, что в 2024 году работодатель платит за посредственного сотрудника как за высококвалифицированного. 

Эти и другие факторы заставляют компании соглашаться на компромиссы. Реальность, где один бухгалтер тянет все участки, следит за законодательством и параллельно оптимизирует налогообложение, уже в прошлом. 

Собрать бухгалтерскую команду возможно, но нужно понимать, что на это уйдут годы. Так как помимо поиска кадров, потребуется время на то, чтобы «сложился» коллектив. 

Более того, если работодатель все же хочет собрать команду бухгалтеров, то помимо приятных для сотрудников финансовых условий придется добавить и другие бонусы. Среди них:

Инвестиции в образование и профессиональное развитие существующих сотрудников

Самый очевидный способ решить проблему с кадрами — нанять сотрудника «на вырост» или переквалифицировать сотрудников, уже работающих в компании. Согласно опросу этот метод признали эффективным 25% опрошенных предпринимателей.

Однако средняя продолжительность работы сотрудника, по данным Headhunter, 3 года. Перед тем, как выращивать бухгалтера внутри компании необходимо понять, кто лично готов вкладываться в нового сотрудника без гарантии, что он останется в компании.

Повышение лояльности сотрудников, расширение пакетов компенсаций и льгот

Эффективность лояльных сотрудников признали 12% опрошенных. Они считают, что 

улучшение условий труда и социальных гарантий для работников, включая повышение заработной платы, предоставление дополнительных льгот, возможностей для профессионального роста, может улучшить мотивацию и снизить текучку кадров.

Однако этот метод влечет за собой дополнительные затраты на социальные пакеты и увеличивают финансовую нагрузку на компанию. Нет никаких гарантий, что специалиста не переманит компания с более высоким ФОТ. 

Также повышение лояльности не всегда напрямую переводится в повышение производительности, особенно если проблемы в корпоративной культуре или управлении не решены.

Что делать

Не каждый руководитель готов или в состоянии вкладывать значительные средства в поддержание штатной бухгалтерии или целого бухгалтерского отдела. Тем более с нынешними реалиями — бонусами, соцпакетом, повышением заработной платы и обучением сотрудников. Альтернативой, как для владельцев бизнеса, так и для бухгалтеров, может послужить аутсорсинг.

Дело в том, что для профессиональных бухгалтеров работа в аутсорсинговой компании интереснее, чем в штате. Здесь они не накладной расход, а центр доходов и компетенций. В интересах аутсорсинговой компании предоставить своим профильным сотрудникам условия, которые помогут удержать специалистов и будут способствовать их развитию. Специализированный подход привлекает мотивированных бухгалтеров, предлагая им интересные и разнообразные задачи и в интересах аутсорсинговой компании удержать таких специалистов. Чем профессиональнее специалисты — тем качественнее услуги для клиентов.

По опыту 1С-WiseAdvice, выращивание сотрудников и создание бухгалтерских команд — это непрерывный и долгий процесс, который требует больших усилий. Но именно он позволяет нам располагать ресурсом для обслуживания клиентов разного масштаба.

Цитата Александра Рулькова, генерального директора 1С-WiseAdvice. 

Мне кажется, что нас ждет период роста на рынке аутсорсинга. В основном он спровоцирован большим кадровым голодом во всей экономике, который по цепочке распространяется и на учетные функции. У нас заканчивается эпоха дешевого труда, которая длилась десятилетиями, и в этом аспекте мы становимся больше похожи на западный мир. А на Западе аутсорсинг получил широкую публику потому что как раз дорогой труд провоцирует компании задумываться об альтернативах.

Ответ проще, чем кажется — чтобы компании не искать бухгалтера, стоит рассмотреть вариант аутсорсинга учетных функций. 

Главное о кадровом голоде среди бухгалтеров

Перспективы рынка труда в России не предполагают легкого поиска сотрудников. Тем более, когда речь идет о главных бухгалтерах — специалистах, нагрузку и персональную ответственность которых можно сопоставить с генеральными и финансовыми директорами. Спрос на бухгалтеров в прошлом году вырос на 69%, при том, что специалистов с каждым годом становится все меньше. 

При этом, основная проблема заключается в том, что руководство часто не уделяет должного внимания и ресурсов на развитие бухгалтерской функции, рассматривая ее как второстепенную для бизнеса. В результате, важный для бизнеса учетный и налоговый процесс часто оказывается недофинансированным. Это приводит к высокой текучке кадров и устаревшим методам работы. 

Для эффективного развития этой функции необходимы инвестиции в ее автоматизацию. Одним из решений может стать передача бухгалтерии на аутсорсинг, что позволит снять с себя ответственность за найм, мотивацию и контроль сотрудников. Кроме того, это дает возможность воспользоваться передовыми профессиональными практиками.

Источники изображений:

Личный архив «1с-ВайзЭдвайс»

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

r_keeper Как открыть свое кафе с нуля

Публикация компании

Достижения

ТОП-5 RAEXВходим в ТОП бухгалтерских компаний России
Дочерняя компания 1СС 2015 года фирма 1С является крупнейшим акционером 1С-ВайзЭдвайс
Участник СколковоС 2017 года аккредитованный участник Инновационного центра с 3 IT-проектами

Профиль

Дата регистрации04.12.2008
Уставной капитал71 429,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Рязанский, пр-кт Рязанский, д. 75 к. 4, эт 12 пом XXIV ЧК 8
ОГРН 5087746540580
ИНН / КПП 7721641003 772101001
Среднесписочная численность237 сотрудников

Контакты

Адрес Москва, Рязанский проспект, д. 75, к.4
Телефон +74959958258

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия