Что такое мышление миллиардера и при чем тут финансовые метрики
Как уровень финансового мышления предпринимателя меняется с ростом компанииЭксперт по корпоративным финансам, автор деловой книги года «Считай и богатей. Финансовые аксиомы предпринимателя», ведущая рубрики «Финансовый советник» на Business FM Екатеринбург.
Измени свое мышление и изменятся твои результаты — казалось бы, причем здесь финансы бизнеса? Есть такое понятие, как финансовое мышление предпринимателя. Это мышление меняется с ростом компании. И даже если вы начинающий предприниматель или у вас небольшой бизнес, вам будет полезно узнать, какой показатель контролируют миллиардеры, почему именно он обеспечивает эффективность бизнеса и как его улучшить.
Уровни финансового мышления предпринимателя
Когда предприниматель строит бизнес, у него происходит трансформация управленческих компетенций. Сначала он работает один или с другом, и управляет только собой. Когда собирается команда, предприниматель переходит на следующий уровень — управление коллективом. В этот момент в бизнесе формируется несколько функций: продажи, маркетинг, логистика производства, финансы, и возникает необходимость управлять этими функциями. И так дальше: чем больше бизнес, тем выше уровень управления необходимо включать, чтобы видеть бизнес как систему.
Такие же трансформации происходят с управлением финансами.
Уровень 1. Когда бизнес начинается, предприниматель обычно думает о том, сколько денег он получил, сколько потратил и как бы поменьше заплатить налогов. Со временем он понимает, что, контролируя только деньги, не замечает образовавшейся кредиторской задолженности или не понимает, сколько товара осталось на складе. Контроль денег не дает достаточно информации для управления бизнесом.
Уровень 2. Предприниматель начинает считать прибыль, свое имущество и обязательства.
На этом этапе финансового мышления уже проявляется P&L (Отчет о доходах и расходах) — отчет, где видно всю прибыль и убытки, а самые продвинутые предприниматели начинают вести и Управленческий баланс. Когда у предпринимателя появляется баланс и он понимает, сколько денег вложено в бизнес и как они работают, он переходит со второй ступени финансового мышления на следующую.
Уровень 3. Мышление капиталиста. На этом этапе предпринимателю важно эффективно управлять вложенным в бизнес капиталом, а для этого нужно понимать риски, которым подвергается капитал, и доходность, которую он приносит. Это уровень мышления капиталистов-миллиардеров, которые оценивают бизнес не с точки зрения прибыли, которую генерит компания, а с точки зрения эффективности работы капитала, вложенного в нее. Они выбирают те направления вложения средств и заключают те сделки, которые принесут наибольшую доходность.
Как перейти на следующий уровень
Чтобы предпринимателю трансформировать мышление, нужно грамотно вести финансовую отчетность и регулярно работать с ней. Ежемесячно анализируя Отчет о доходах и расходах (P&L), Управленческий баланс, прибыль, факторы, которые помогают вам зарабатывать больше и получать большую доходность на вложенный капитал, вы будете трансформировать свое финансовое мышление предпринимателя.
Самый важный финансовый показатель для миллиардеров
Когда владелец правильно формулирует для себя итоговую финансовую цель, многие процессы в бизнесе выстраиваются правильно. И тут мы подходим к важному вопросу: какой же финансовый показатель отражает эффективность бизнеса? Это прибыль на вложенный капитал (ROE). Успешный бизнес — тот, который приносит своему владельцу большую доходность на вложенный капитал при управляемом уровне риска.
ROE (Return On Equity) = прибыль / вложенный капитал
Для того, чтобы посчитать ROE, нужно два показателя — прибыль и собственный капитал.
Прибыль мы берем из Отчета о доходах и расходах (P&L), а величину собственного капитала — из Управленческого баланса компании.
Если Управленческого баланса нет, то считаем все, что есть у компании на первое число месяца: остаток на складе, материалы, товары, готовую продукцию, дебиторскую задолженность, долги покупателей за отгруженную продукцию и поставщиков по выплаченным авансам, деньги на расчетном счете или в кассе. Это все оборотные активы компании. У компании есть и внеоборотные активы — основные средства: станки, автомобили, все то, что обслуживает основной производственный процесс. Это имущество компании.
Затем считаем, что компания кому должна: задолженность, долг перед поставщиками, долг перед покупателями по полученным авансам, долг по налогам перед бюджетом, долг по кредитам.
Разница между тем, что у компании есть, и тем, что компания должна, и есть собственный капитал предпринимателя, вложенный в бизнес.
Пример расчета ROE
Предположим, за прошлый год вы заработали 1 млн ₽, при этом в бизнес вложили 10 млн ₽.
ROE = 1 000 000 / 10 000 000 = 0,1
Доходность денег, работающих в бизнесе, будет 10% годовых. Много это или мало? Скорее всего, мало. Доходность бизнеса должна быть как минимум выше безрисковой ставки доходности, то есть ставки депозита в банке. Риск при предпринимательской деятельности высокий, поэтому надбавка за него должна быть минимум 50%. У каждого бизнеса и у каждой отрасли коридор рентабельности капитала свой. Многие предприниматели определяют его от 20% до 40%.
ROE и инвестиции: стратегия Уоррена Баффета
Прибыль на вложенный капитал входит в систему оценки компаний многими инвесторами. Например, это один из основных финансовых показателей, которые анализировал при выборе компаний для инвестиций Уоррен Баффет, один из самых успешных в мире инвесторов. Баффет опирался на 4 важных критерия:
- Простой и понятный ему бизнес.
- Устойчивый рост прибыли за последние 5 лет.
- Порядочные и честные менеджеры в управлении.
- Высокий показатель ROE при небольшом уровне внешней задолженности.
Зачем малому бизнесу считать ROE
В одном показателе — прибыли на вложенный капитал — соединяются важные характеристики бизнеса: доходность, оборачиваемость и финансовая устойчивость. Даже если у вас небольшая кофейня, то вам необходимо следить не только за прибылью, которую она приносит, но и за остатком на складе, за тем, кто кредитует вашу кофейню, размерами кредитования и фондирования. Из этого будет складываться итоговая рентабельность капитала.
Предприниматель должен работать над тем, чтобы рентабельность капитала (ROE) в его бизнесе была как можно выше, потому что его собственный капитал — это самый дорогой капитал в бизнесе. Предприниматель, ведя бизнес, рискует практически всем своим имуществом, и награда за этот риск должна быть соответствующая.
Подробнее о том, как и для чего предпринимателю считать ROE и другие показатели, вы можете прочитать в книге Ирины Екимовских.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты
Социальные сети