Почему работа с управленческим учетом — это задача всех подразделений
Чтобы собственник мог доверять отчетам, изначально должны быть занесены верные первичные данные. И в этом бизнес-процессе должны быть задействованы все отделыНастраивает и автоматизирует учет в торговых и производственных компаниях. Разрабатывает удобные визуальные отчеты на дашбордах в Power BI
При формировании управленческого учета важно, чтобы в нем участвовала не только финансово-бухгалтерская служба, но и другие подразделения. Бухгалтер, например, не может, отвечать за остаток материалов, ведь он не имеет дела с их ежедневным поступлением и расходованием. Поэтому в системе учета должен также работать и заносить первичную информацию специалист на складе.
Я насчитал минимум четыре причины — почему в единой учетной системе должны работать все сотрудники.
1. Учет должен быть достоверным
Например, сотрудник склада допустил ошибку: отгрузил не ту номенклатуру, которую должен был, либо не оформил документ прихода, и в программе формируются отрицательные остатки. Это не программная ошибка, а человеческий фактор. Такие ситуации нужно исправлять: проводить инвентаризацию, оформлять документы. Кто из сотрудников будет этим заниматься, должен определить руководитель. Если такую ошибку не исправить вовремя, это приведет к недостоверной себестоимости товара и получится некорректный финансовый результат по чистой прибыли в компании.
2. Управленческий учет основывается на первичных документах
Если в систему не заносят первичные документы, то и отчетность по ним формироваться не будет. Важно, чтобы сотрудники, работающие с первичными документами, заносили данные в систему оперативно, а ответственные за предоставление документов (обычно это руководители ЦФО) своевременно предоставляли закрывающие документы в бухгалтерию. Контрольной точкой процесса ввода первичной информации должны быть регулярные сверки с поставщиками и покупателями. Если по актам сверок расхождений нет, то отчет достоверный и все расходы отражены в отчете.
3. Ответственным за фактически понесенные затраты и их внесением в учетную систему должно быть одно лицо
Обычно процесс работает так, что: сотрудники передают документы в бухгалтерию, или документ приходит по ЭДО, а бухгалтеры вносят их в систему управленческого учета. Это неправильно, так как бухгалтер может и не знать, что по факту расходы выполнены или не выполнены в полном объеме, или документ может не дойти до бухгалтерии, а если сдают документы без реестра, то «крайнего» и не найти. Важно, чтобы время между операцией и ее занесением в систему было минимальным, и ответственность была на одном человеке — кто по факту принял эти работы и кто внес документы в программу. Поэтому именно хозяин операции должен сразу заносить ее в учетную систему. При таком подходе, бухгалтер может проверить был фактический расход или нет, и был документ или нет.
4. Бухгалтерия не может вести пообъектный учет
Только тот, кто выполняет операцию, например делает закупку, может знать, к какому объекту эти затраты относятся. Бухгалтерия такой информацией не владеет. Поэтому если нужен четкий пообъектный учет, то вносить в систему данные о сделке должен тот, кто ее совершает.
Чтобы система управленческого учета работала, важно на этапе внедрения определить роли сотрудников в ней: кто заносит данные, кто контролирует, кто меняет должностные инструкции и внедряет регламенты. Учет материалов на складе подтверждает служба логистики или склада; за документы на списание отвечает мастер участка или начальник смены. Отдел продаж привязывает к сделке расходы на логистику, доставку до клиента или подарки.
Как снизить риски проекта внедрения управленческого учета
Часто мы видим, что сотрудники со стороны клиентов не вовлечены в занесение данных в учетную систему, и тут две основных причины.
- У сотрудника не хватает времени на то, чтобы узнавать функционал системы и работать с ней. Он настолько занят основной работой, что не успевает изучить новую программу. Такой риск возникает, когда в компании внедряют новую программу и не выделяют времени для обучения пользователей.
- Со стороны сотрудников возникает сопротивление тому, что им добавляют новые обязанности, связанные с работой в новом ПО. У них может и есть время на обучение, но они не хотят его проходить и саботируют процесс.
Чтобы снизить эти риски при реализации проекта управленческого учета, я рекомендую следующее
- Собственник компании или лидер проекта, или заказчик постановки управленческого учета должен быть вовлечен в процессы на разных уровнях: от участия в обязательной ежемесячной встрече с командой до контроля результатов. Если заказчик сам избегает участия в проекте, то и сотрудники будут саботировать свои обязанности.
- При внедрении системы учета нужно разработать систему мотивации персонала. Для разных людей мотивация может быть разной, как материальной, так и не материальной. Кого-то больше вдохновит солидная премия, а кого-то перспективы в должности.
- Важно организовать обучение с практикой и контролировать его прохождение. Например, можно купить курс с практическими заданиями и получением сертификата. Тогда будет понятно, что если человек получил сертификат, значит, прошел обучение.
- Полезно доукомплектовывать штат помогающими специалистами. Это могут быть операторы, основные обязанности которых связаны с ведением документооборота. Особенно это важно, если в компании работают компетентные и опытные сотрудники в возрасте, которым сложно осваивать новые технологии.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты
Социальные сети