РБК Компании

Как используется ИИ в пиаре: исследование и лайфхаки

Об итогах исследования об использовании ИИ в пиаре рассказывает основатель агентства PR Doctor Валерия Мингова
Как используется ИИ в пиаре: исследование и лайфхаки
Валерия Мингова
Валерия Мингова
Основатель агентства PR Doctor и премии «Громче!»

Основатель агентства PR Doctor и PR-премии для малого и среднего бизнеса «Громче!»

Подробнее про эксперта

Не так давно портал Muck Rack опубликовал результаты исследования о применении искусственного интеллекта в пиаре. Его ключевые выводы мы приведем ниже. Что также интересно, эти выводы если и не совпадают по цифрам, то показывают одни и те же тенденции, что мы обнаружили в нашем собственном исследовании. Несмотря на то, что мы свои данные собирали на компаниях самого разного типа и сферы деятельности, а ребята из Muck Rack задавали свои вопросы людям из пиара, общие тренды очевидны.

Напомним, в марте текущего года наша команда провела исследование отношения предпринимателей сектора малого и среднего бизнеса к искусственному интеллекту. Один из ключевых его выводов — большинство предпринимателей либо уже используют искусственный интеллект в своем бизнесе (16% — на регулярной основе, 31% — время от времени), либо планируют его внедрить (41%). 

На удивление точно перекликаются с данными от Muck Rack ответы на вопрос «Как использование искусственного интеллекта повлияло на ваш бизнес?»: в нашем исследовании 75% ответили, что влияние в той или иной степени положительное, и лишь 24% не заметили изменений, а 1% респондентов сообщил, что эффективность работы даже как-то упала. У Muck Rack положительные эффекты отметили 74% опрошенных — почти посимвольное совпадение.

Итак, какими сведениями поделились с нами Muck Rack.

Применение ИИ-инструментов среди пиар-специалистов выросло с 28% в марте до 64% в декабре

Диаграмма 1: Вы собираетесь использовать генеративные ИИ, такие как ChatGPT или DALL-E, в работе?

В начале текущего года наши данные показывали, что оформляется тренд на все более широкое применение ИИ в области пиара. Мы обнаружили, что 28% пиар-специалистов уже используют ИИ, и еще 33% собираются попробовать. Данные нового исследования уже другие — 64% пиарщиков ответили, что уже применяют ИИ-инструменты, и 23% все еще планируют приглядеться к ним более пристально.

ИИ повышает качество и эффективность работы пиар-специалиста

Диаграмма 2. Как вы считаете, как применение ИИ сказалось на качестве вашей работы?

Те, кто уже применяет новые ИИ-инструменты, сообщают, что заканчивают свои проекты быстрее и с лучшими результатами. 74% пиарщиков говорят, что ИИ улучшил качество их проектов, либо «в какой-то степени», либо «значительно». В этой же группе 89% респондентов заявили, что ИИ помогает завершать проекты быстрее, опять же, «в какой-то степени» или «значительно».

Бренды и пиар-агентства по-разному смотрят на открытое признание практики использования ИИ

Диаграмма 3. Если вы сотрудник бренда, как вы думаете, стоит ли вашему пиар-агентству открыто признавать использование ИИ?

Диаграмма 4. Если вы сотрудник пиар-агентства, вы сообщите клиенту о том, что применяете ИИ?

На фоне быстрого роста использования ИИ-инструментов стандарты раскрытия сведений об этом между агентствами и брендами еще не устоялись. Примерно треть пиар-специалистов, работающих в брендах, считают, что агентства всегда должны говорить о том, что используют ИИ, и только 19% пиарщиков, что работают в агентствах, считают так же. А один из пяти говорит, что вообще никогда не сообщает брендам-клиентам о применении ИИ.

Работая над опросом о применении ИИ в пиаре, Muck Rack собрали 1001 ответ за период 2 ноября — 14 декабря 2023. Респонденты относились к трем группам: те, кто уже использует ИИ в работе, те, кто хотят познакомиться с ними поближе в будущем, и те, кто пока этого не планирует.

Искусственный интеллект в PR: что пиар-специалисту стоит знать об ИИ в 2024

К концу 2023 года в сравнении с мартовскими показателями более чем вдвое увеличилось число пиар-специалистов, которые используют ИИ в своей работе.

Число людей, которые ответили, что не уверены, что будут использовать в своей работе генеративные ИИ, за тот же период сократилось с 24% до 8%.

В прошлом году была стадия активных экспериментов. ИИ и машинное обучение — не новые технологии, но только в ноябре 2022 года ChatGPT сделал их широкодоступными. Мы всегда проходим определенные фазы с новыми технологиями, и я думаю, сейчас мы на пике хайпа на тему ИИ, или около него.

Важный вывод. У большинства компаний нет политики использования ИИ

Только 21% компаний сформировали политику практического применения ИИ— вывод исследования Muck Rack. И это прискорбно. ИИ — такая же новая технология, как и любая другая. Вспомните пришествие Интернета, или рост популярности социальных сетей. И в том, и в другом случае было критически важно, чтобы у компаний была сформулирована политика в отношении этих явлений. Возможно, сейчас формирование политики в отношении ИИ еще более важно, учитывая риски, которые эта технология в себе несет. Пример такого риска: известно, что сгенерировать что-то нелепое или выдать заведомо неверное утверждение — не такая уж редкость для ИИ-моделей.

И еще. Безотносительно того, есть политика, или ее нет, люди используют эту технологию. Так что компаниям лучше бы всерьез поинтересоваться тем, сформирована ли политика, в том числе обучающая, чтобы работники знали, с чем имеют дело.

Важный вывод. Бренды хотят знать о том, используют ли агентства, с которыми они работают, ИИ-инструменты. А вот агентства рассказывают об этом далеко не всегда.

Обратите внимание на количество респондентов, которые ответили «когда как» на вопрос о необходимости открыто заявлять о том, что ИИ используется в работе. Возможно, это «когда как» встречается так часто потому, что на самом деле мы уже используем ИИ — например, для распознавания текста, проверки правописания, автозаполнения типичными фразами в электронных письмах и так далее. 

На самом деле если люди делают это, внимательно проверяя результат, чтобы удостовериться что их контент в итоге адекватен, и готовы поставить на кон свою репутацию, то наверное какой-то огромной надобности заявлять об использовании ИИ нет. Но как быть, если ИИ создает вам изображения, видео и прочий контент? Наверное, для ясности стоит декларировать использование ИИ, особенно если эта практика обширна и решает достаточно сложные задачи.

Важный вывод. Большинство пиар-специалистов заявляют, что использование ИИ улучшает качество и эффективность их работы.

Сегодня ИИ может использоваться для создания какого-то базового контента, для управления задачами, для анализа продуктивности и др. Да, слово «базовый» в отношении создания контента употреблено не просто так. ИИ пишет замечательный контент невысокого уровня, это может быть прекрасный черновик. Но ИИ не выдаст вам чисто человеческих нюансов, человеческих эмоций, которые проявляются в языке. То есть для создания контента наличие в процессе человека остается необходимым «системным требованием».

Также стоит иметь в виду не-генеративные ИИ-инструменты, которые люди обычно называют «алгоритмами». Они хороши в задачах поиска, сортировки и рекомендации контента в зависимости от ваших интересов. Подумайте об этом, когда в следующий раз зайдете на YouTube. Вместо того, чтобы просмотреть тысячи обложек и описаний видео в поисках того, что вам интересно, «алгоритмы» порекомендуют вам контент, основываясь на том, что вы уже посмотрели. Подборка не всегда обеспечивает стопроцентное попадание, но может быть определенно полезной.

Что до эффективности, одно из наиболее полезных применений ИИ — использование его возможностей для получения «выжимки» из большого массива данных, будь то, например, научная работа, годовой отчет или стенограмма. Это то, что называют «редуктивным», или «упрощающим» ИИ. На то, чтобы сделать пресс-релиз из исходника в виде стенограммы или отчета, понадобится полдня, или даже больше. ИИ реально хорош в кратком изложении самого главного, и это экономит многие часы работы.

Важный вывод. Пиарщики используют ИИ в основном для задач, связанных с написанием текстов.

В опросе Muck Rack 64% респондентов рассказали, что используют ИИ для написания постов в соцсетях, 58% — для исследования различных тем и написания пресс-релизов, и 54%— для создания питчей. Сейчас популярный нарратив вокруг ИИ — о том, что он возьмет на себя задачи джуниор-уровня, включая и вышеперечисленные. Однако опрос также выявил тот факт, что 43% пиарщиков также используют ИИ для проработки стратегий и планирования — а это уже задачи управленческого типа.

Кстати, совет: не стоит привлекать ИИ для того, чтобы рассказывать какие-то конкретные истории, имеющие отношение к реальности, или приводить какие-то данные/цифры — из области экономики, к примеру.

Важный вывод. Пиарщики, выступающие против использования ИИ, беспокоятся о том, что он слишком непредсказуем.

Работая с ИИ, важно не впадать в позицию «все или ничего», ожидая, что ИИ может составить идеальный и готовый к отправке пресс-релиз, например. Вместо этого попробуйте использовать его для создания первого драфта или для генерации идей. Да, нельзя полностью полагаться на ИИ, он не сделает за вас всего задания целиком, и это дает повод сомневаться в предсказуемости ИИ. Если вы работаете с большими языковыми моделями, то у вас есть возможность давать этим моделям обратную связь и таким образом тренировать их. 

Сейчас все чаще говорят, что не ИИ отберет нашу работу, а отберет ее тот, кто умеет применять ИИ.

Последнее изменение: 23 июля 2024

Интересное:

Новости отрасли:

TargetUp Как вернуть «спящего» клиента

Все новости:

Профиль

Дата регистрации02.08.2019
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Беговой, пр-кт Ленинградский, д. 1, этаж Подвал №0, помещ. 8п ком. 2 РМ 60
ОГРН 1197746488840
ИНН / КПП 7714449972 771401001
Среднесписочная численность3 сотрудника
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия