РБК Компании

Как выбрать оригинальное название и не скопировать чужой бренд

Планируете зарегистрировать бренд и уже выбрали обозначение? Не спешите подавать заявку в Роспатент. Сначала нужно проверить, свободно ли оно для регистрации
Как выбрать оригинальное название и не скопировать чужой бренд
Елена Лучинина
Елена Лучинина
Исполнительный директор патентного бюро «Железно»

Заместитель председателя Гильдии юристов при «Московской торгово-промышленной палате». Победительница премии «Главные женщины-2023» в номинации «Юридические услуги».

Подробнее про эксперта

На конец 2022 года в России действовали 805 075 товарных знаков. Ежегодно их становится все больше, а количество свободных обозначений — сокращается. 

Чтобы выбрать действительно уникальное наименование и успешно пройти регистрацию в Роспатенте, предпринимателям необходимо качественно проверять свои бренды. Какими способами это можно сделать?

Требования Роспатента к товарным знакам

Ведомство принимает к рассмотрению следующие виды обозначений:

  • словесные;
  • изобразительные;
  • комбинированные — название + изображение;
  • объемные;
  • цветовые;
  • обонятельные;
  • звуковые;
  • мультимедиа;
  • голографические;
  • 3D.
Как выбрать оригинальное название и не скопировать чужой бренд

Товарный знак регистрируется для определенного перечня товаров или услуг. Все они разделены на 45 классов так, чтобы максимально разграничить разнообразные сферы.

Независимо от того, какой вид вы выберете, товарный знак должен отвечать двум требованиям: 

  • соответствовать нормам законодательства РФ;
  • быть уникальным — не похожим на существующие и только поданные на регистрацию знаки.
Как выбрать оригинальное название и не скопировать чужой бренд
Пример сходных товарных знаков. Оба — поданы на регистрацию в 43 классе МКТУ.

Предварительная проверка нужна именно для подтверждения уникальности бренда. Ведь если окажется, что подобный товарный знак уже существует в выбранных классах МКТУ, заявителя ждет отказ. 

Бесплатная проверка по открытым источникам

Существуют специальные онлайн-сервисы, где собрана вся информация о существующих товарных знаках. Они помогают обнаружить очевидные совпадения при выборе бренда.

Плюсы такой проверки: 

  • не требует оплаты;
  • занимает несколько минут.

Минусы: 

  • не учитывает поданные заявки;
  • нет экспертного заключения — самостоятельно будет сложно сделать выводы по проверке; 
  • не включает бесплатный поиск по изображениям.

Проверка при помощи открытых источников не дает гарантии, что ваш знак точно пройдет регистрацию. Он может совпасть с чьей-либо свежей поданной заявкой. А за поиск по изобразительным товарным знакам придется доплатить.

Поэтому применять бесплатные сервисы стоит только чтобы отмести неподходящие варианты. Подавать заявку в ведомство на основе результатов такой проверки — небезопасно. 

Проверка по закрытым базам Роспатента

Государственные реестры содержат информацию обо всех товарных знаках — поданных на регистрацию, действующих и истекших.

Проверка по ним поможет выявить все совпадения, которые Роспатент может противопоставить заявке.

Плюсы проверки:

  • возможность полностью исключить совпадения и выбрать действительно уникальный бренд.

Минусы: 

  • отсутствие экспертного заключения;
  • высокая стоимость.

За проверку по базам Роспатента придется заплатить. 

Как выбрать оригинальное название и не скопировать чужой бренд

Будущему правообладателю необходимо будет предварительно заключить договор с ФИПС, указать необходимое количество запросов и произвести оплату с карты или по счету. После оплаты пользователь обязан направить чек на электронную почту ведомства или по факсу.

ФИПС не дает комментариев к результатам — расшифровывать их и делать выводы о сходстве брендов придется самостоятельно. 

Экспертная проверка 

Самый надежный способ проверить товарный знак перед подачей заявки — обратиться к специалисту в сфере интеллектуальной собственности.

Некоторые патентные бюро бесплатно проводят поиск и выдают заявителю подробное заключение. В нем расписываются все подводные камни регистрации.

Даже если вы планируете подавать знак самостоятельно, можно обратиться к профессионалам. 

Такая проверка исключает минусы первых двух методов: 

  • Поиск будет проведен по действующим знакам и поданным заявкам;
  • Вы получите отчет с результатами и сможете реально оценить возможности; 
  • Эксперт может дать важные комментарии и рекомендации по доработке знака.

Если вы планируете стать владельцем собственного бренда, отнеситесь к процессу проверки с большой внимательностью и исключите все похожие наименования. Так вы повысите свои шансы на успешную регистрацию. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации13.11.2019
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес Кировская область ГОРОД КИРОВ ГОРОД КИРОВ УЛ ВОРОВСКОГО 107 ПОМЕЩ. 42А
ОГРН 1194350012867
ИНН / КПП 4345497285 434501001
Среднесписочная численность68 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Киров, ул. Воровского, д. 107, ТЦ «Баско», 4 этаж
Телефон +74951047454

Социальные сети