Как свободное время стало главным ресурсом
Превратите время потребителя в эмоцию и получите конкурентное преимущество. Освободите его время для чего-то ценного и обретите лояльностьОпыт работы в исследованиях и маркетинге >16 лет. Ранее занимал позиции директора по работе с ключевыми клиентами в компании Kantar TNS и руководителя группы исследований в компании Ipsos.
Свободное время — ценнейший ресурс, которым располагают люди. Его роль для нас огромна, а его наполнение — является показателем определенного уровня развития общества в целом и качества жизни отдельного человека. То, как люди предпочитают проводить свободное время, насколько ценят его, сколько тратят на досуг — может сказать нам о многом, в том числе с точки зрения интересов бизнеса, способного отвечать на вызовы времени и учитывать последние тренды в развитии общества.
Ценный опыт
Сегодня данные исследований, в том числе наших собственных, подтверждают, что ценность свободного времени в сознании людей только растет. Важнее становятся не материальные ценности, а собственный переживаемый опыт (в том числе от пользования материальными благами). Недавно мы провели исследование — выяснили, как ведут себя и сколько тратят в свободное время жителей крупных городов России. Мы опросили в несколько волн более тысячи человек в возрасте от 18 до 55 лет в городах-миллионниках по всей стране. Выяснилось, что богатым, по мнению россиян, является не тот, кто покупает премиальные товары, а тот, кто активно тратит на досуг и развлечения: путешествия, походы в кино, на концерты, в рестораны и так далее.
Большинство респондентов (87%) сочтут богатым не того, кто пользуется последним айфоном, а того, чей досуг более насыщен, кто активно проводит свое свободное время. Только 13% считают наоборот: богатый тот, кто у кого есть дорогая модель телефона, при этом он может проводить уикенд дома или на даче.
Траты на досуг
Кроме того, мы определили, как изменились у респондентов траты на досуг. Выяснилось, что, по собственным ощущениям более чем у половины россиян (51%) траты увеличились. Не изменились они у 37%, а у 12%, напротив, уменьшились.
Рост трат на досуг говорит в том числе о том, что в России развивается экономика впечатлений. Это общемировой тренд. Для потребителя все более важным становится не сам факт обладания товаром, его стоимость, функционал или бренд, а то, какие эмоции он доставляет владельцу. Преимуществом в конкурентной среде становятся впечатления, которые компания способна обеспечить для пользователя/покупателя товара или услуги.
Тренд на экономику впечатлений
Тренд наглядно прослеживается, если посмотреть на статистику о том, как люди распоряжаются своим свободным временем. Показательны в этой связи данные о предпочтениях по приготовлению/доставке готовой еды. ВЦИОМ провел исследование, которое показало, что за 30 лет досуг россиян стал намного разнообразнее и насыщеннее: лидирующее место занимают прогулки на свежем воздухе — 87% (+30 п.п. к 1992 г.), а на втором месте приготовление еды — 73% (+24 п.п.). Аналитики ВЦИОМ отмечают, что если раньше людям приходилось проявить смекалку, чтобы накормить гостей или семью, то сегодня приготовление еды для многих стало хобби, способом заботы о близких.
Исследования Wanta Group уточняют эти данные, показывая, что в последние годы этот важный сегмент досуга также претерпевает изменения: все чаще люди стараются высвободить свободное времени от готовки в пользу других занятий, об этом говорят данные по доставке готовой еды.
Люди активно пользуются доставкой, считая это подходящим вариантом сэкономить свободное время. «Я могу заказать и продолжать готовить, не нужно отвлекаться и все выключать, бежать в магазин» (ж. с.р., Краснодар)
«Мне не надо собираться, брать коляску, одевать ребенка, идти в магазин, тащить все коляской домой» (ж. с.р., Уфа)
Данные в динамике говорят об увеличении этого сегмента среди всех способов питания.
При этом, больше всего ценят в доставке такие атрибуты, как доступность, удобный способ заказать еду и различные способы заказа.
Наиболее распространенная ситуация для заказа доставки — это обед/ужин с друзьями, встреча с друзьями и обед/ужин на работе. Наименее распространенный — вечеринка.
Люди высвобождают свободное время, чтобы посвятить его более важным для себя вещам: «Например, в субботу-воскресенье вместо того, чтобы стоять у плиты, я могу уже уехать с детьми куда-нибудь гулять. К обеду заказать суп, приехать, дети поедят, поспят, поедем дальше куда-нибудь» (ж. р.р., Москва).
Эмоции — превыше всего
Характерно, что наиболее важными с точки зрения общей удовлетворенностью сервисами доставки являются эмоциональные атрибуты, к которым пользователь обращается, выбирая из похожих функционально сервисов. Именно эти преимущества формируют лояльность потребителя к марке. «Иду домой с работы или едем с выходных и понимаем ,что холодильник пустой, а готовить уже некогда. Получается доставка — это еще и повар, который меня кормит» (ж. ч.р., Москва) «Это самая быстрая доставка до моего адреса. Супер» (ж. ч.р., Екатеринбург).
Мы видим, что определяющими в выборе доставки являются эмоциональные факторы, именно эти показатели показывают рост в динамике. Это подчеркивает наш тезис о развитии экономики впечатлений. Мы рекомендуем брендам оптимизировать свое позиционирование в ориентации на эмоциональные потребности пользователей. Сегодня преимуществом в конкурентной среде становятся впечатления, которые компания способна обеспечить для пользователя/покупателя товара или услуги. И это в равной степени относится как к индустрии доставки, так и любой другой, завязанной на конечного потребителя.
Источники изображений:
Личный архив компании
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль