Что родители должны знать о работе учителя
Учитель — одна из самых важных и значимых профессий в обществе. Многие ли родители понимают как сложна его работа и чем они могут помочь

Более 10-ти лет занимает руководящие HR должности. Сертифицированный бизнес-тренер и автор тренингов по управлению персоналом.
Учителя передают знания и ценности, развивают таланты и способности детей. И при этом, именно они чаще всего сталкиваются с так называемым профессиональным выгоранием. Согласно исследованиям, у почти 75% учителей в России присутствуют яркие симптомы выгорания. А ведь это люди, которым мы доверяем самое ценное — наших детей. Что любому родителю необходимо понимать об условиях работы педагога, чтобы сделать коммуникацию с ним более качественной?
Помимо обычных для любого человека переживаний и трудностей в личной и рабочей жизни, учителя сталкиваются с большим количеством дополнительных факторов, усложняющих профессиональную деятельность. Учителя действительно склонны к выгоранию, поскольку труд учителя связан в том числе с большой эмоциональной отдачей.
Дополнительным фактором в работе учителя является то, что каким бы уставшим он себя не чувствовал, написать заявление об увольнении он не может до конца учебного года. Не потому, что это не предусмотрено законом, а просто в силу существующей профессиональной этики.
Понимание нюансов работы педагога может помочь родителям наладить конструктивный диалог с учителем, и, возможно, облегчить жизнь, несомненно, очень важному человеку в жизни родного ребенка.
Нехватка педагогических кадров в России является одной из ключевых проблем системы образования. Сейчас учителя несут колоссальную нагрузку. Помимо педагогической работы, на их плечи часто ложиться и проектная деятельность, и методическая работа, и внеурочная деятельность, и работа с родителями. К сожалению, зарплата педагога в государственной школе напрямую связана и с количеством учеников в классе, что никак не может не сказаться на психологической усталости учителей. Поэтому, многие из них стремятся перейти в частные школы, где такой прямой зависимости может и не быть. Частные школы чаще могут позволить себе малокомплектные классы, а также снизить нагрузку на конкретного педагога или увеличить стоимость часа педагогической нагрузки по сравнению с государственной школой. В большинстве случаев именно это становится их конкурентным преимуществом.
Кроме того, в большинстве государственных школ, учителя обязаны находится в школе весь рабочий день, даже если у них нет уроков. Если у педагога нет возможности воспользоваться школьной инфраструктурой вроде бассейна, которой может и не быть, или выйти из школы просто на обед, сменить обстановку, -- это также оказывает дополнительное психологическое давление.
Помимо образовательного процесса, преподаватели нагружены большим объемом бумажной административной работы. Если частная школа может позволить себе дополнительный административный штат или, как наша школа, разработать собственную онлайн платформу, упрощающую создание многочисленных отчетностей, то в обычной школе большой объем времени учитель тратит на рутинную работу с документами вместо того, чтобы полностью погрузиться в академический процесс.
Можно сказать, что оплата образования в частной школе в немалой степени и является оплатой дополнительного персонала, помогающего преподавателям сосредоточиться именно на обучении, а не на дополнительных функциях. Бюджетирование школы построено так, чтобы максимально обеспечить выполнение учителем основной функции — учить и развивать детей. Поэтому у нас в штате, например, есть дополнительные единицы, забирающие на себя такой функционал как административная, методическая работа, сопровождение проектной деятельности, контроль дисциплины, групповой динамики и помощь в сопровождении образовательного процесса (кураторы, тьюторы, координаторы проектной деятельности, классные руководители, команда технических специалистов, помогающих работать с онлайн платформой). А ведь очень часто в государственных школах все эти функции может выполнять один человек — педагог.
Дополнительно на всех сотрудников школ, а на преподавателей особенно, «давит рейтинг», его критерии — оценки, количество учеников в школе, баллы на экзаменах, результаты конкурсов профессионального мастерства. Всем известно, что от позиции в рейтинге школ зависит их государственное финансирование. В такой ситуации учителю просто «выгоднее» уделить внимание успешному ученику, который повысит показатели школы, нежели позаботиться об отстающих или обратить внимание на индивидуальные планы и психологические потребности ребенка. Финансирование частных школ складывается по иным принципам. Педагог в частной школе освобожден от мыслей про бюджеты и финансирование, поэтому комплексно заботится о развитии, благополучии и академической успеваемости в условиях индивидуального подхода к каждому ученику.
Любой учитель контактирует с большим количеством разных социальных групп — другие учителя, администрация школы, родители, ученики. А ведь надо понимать, что у каждой группы свои нюансы. Кроме того, он контактирует с разными возрастными группами детей, где у каждого возраста есть свои особенности. Пресловутые родительские собрания также представляют серьезную психологическую нагрузку — не всегда легко выдержать напор десятка, не всегда довольных, родителей. В нашей школе, например, мы стараемся защитить учителя от неурочных звонков родителей и родственников. При этом у нас есть Совет родителей, совещательный орган управления, готовый подключиться к решению как стратегических, так и ежедневных задач. Но, увы, далеко не во всех школах это так. Просто представьте, как может работать педагог, если ему в любое время дня и ночи могут позвонить десятки опекающих его учеников родителей.
В заключение, хотелось бы подчеркнуть, что понимание и поддержка со стороны родителей могут существенно повлиять на эмоциональное состояние учителей и качество образовательного процесса в целом. Родители, осознавая сложность и многогранность работы педагогов, могут способствовать созданию более благоприятной атмосферы для обучения и взаимодействия. Они могут внести свой вклад в снижение уровня стресса и выгорания у педагогов:
- проявлять уважение и благодарность, ведь простые слова благодарности лично или публично за труд учителя могут стать мощной эмоциональной поддержкой,
- участвовать в школьных мероприятиях, проявлять искреннюю заинтересованность не только в учебе своего ребенка, но и в жизни школы,
- соблюдать границы, уважать личное время педагога,
- быть последовательными в своих просьбах и ожиданиях. Учителя часто сталкиваются с чрезмерными требованиями со стороны родителей. А они не волшебники, нам всем нужно время на трансформацию и позитивные изменения,
- решать конфликты конструктивно, без агрессии,
- поддерживать дисциплину детей, воспитывать в детях уважение к педагогам и школьным правилам.
Все это существенно поможет не только коммуникациям родителей со школой, но и повлияет на качество образования ребенка, позволит построить совместную, поэтапную и согласованную работу.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети