Как искусственный интеллект меняет требования к навыкам и карьере
Как ИИ меняет требования к навыкам и как способен повлиять на карьеру? Разбираемся в вопросе с Анной Кулик, директором по стратегическому маркетингу «Инферит»Бизнес-консультант с опытом более 12 лет. Специализируется на стратегическом маркетинге, бизнес-форсайте, разработке высокотехнологичных продуктов. С 2022 года развивает бренды в экосистеме Softline.
ИИ-инструменты получают все более широкое распространение. Школьники пишут с его помощью сочинения, промышленные дизайнеры — создают референсы для своей работы, программисты отдают CoPilot рутинные задачи. Те люди, которые смогут максимально эффективно использовать возможности искусственного интеллекта, в итоге будут на шаг впереди своих коллег и конкурентов.
2024 год становится поворотным моментом для ИИ в профессиональной сфере. Недавнее исследование Microsoft и LinkedIn «Индекс трендов работы 2024» показало кардинальный сдвиг в приоритетах при найме сотрудников и отношении к ИИ. Команда исследователей опросила более 31000 человек из 31 страны, проанализировала огромные массивы данных LinkedIn, провела ряд глубинных интервью с лидерами крупнейших компаний.
- На LinkedIn наблюдается взрывной рост упоминаний ИИ-навыков. За последний год число профилей, в которых фигурируют такие инструменты, как ChatGPT и Copilot, увеличилось в 142 раза.
- Количество вакансий на позицию Head of AI за 5 лет выросли втрое, только за 2023 год — более чем на 28%.
- 22% рекрутеров уже сейчас обновляют описания вакансий, чтобы отразить в них использование генеративного ИИ.
- Многие из компаний, вошедших в список лучших работодателей LinkedIn этого года (включая JPMorgan Chase, Procter & Gamble и AT&T), предлагают своим сотрудникам возможности обучения ИИ для трансформации бизнеса.
- Компании, которые предложат доступ к ИИ-инструментам, смогут привлечь и удержать лучшие таланты. За последние 2 года вакансии с упоминанием ИИ на LinkedIn получали на 17% больше откликов. 54% молодых специалистов заявили, что доступ к ИИ повлияет на их выбор работодателя.
ИИ-навыки становятся must-have для успешной карьеры. Мы становимся свидетелями начала новой технологической революции, сравнимой с появлением интернета или персональных компьютеров.
Ключевые инсайты из исследования Microsoft и LinkedIn, которые должен знать каждый руководитель и профессионал
Сотрудники компаний активно используют ИИ и не собираются ждать указаний сверху.
- 75% работников интеллектуального труда по всему миру уже применяют ИИ в своей деятельности. Причем 46% из них начали делать это совсем недавно — менее 6 месяцев назад.
- 90% пользователей отмечают, что ИИ помогает экономить время, 85% — фокусироваться на самых важных задачах, 84% — быть более креативными, а 83% — получать больше удовольствия от работы.
Однако руководство многих компаний пока медлит с внедрением ИИ.
- Хотя 79% лидеров согласны, что ИИ необходим для сохранения конкурентоспособности, 59% обеспокоены сложностью измерить его влияние на продуктивность. У 60% топ-менеджеров нет четкого плана и видения по внедрению ИИ.
- В итоге 78% сотрудников «приносят» на работу собственные ИИ-инструменты (тренд BYOAI — Bring Your Own AI). Причем в малом и среднем бизнесе эта доля еще выше — 80%.
Для сотрудников ИИ повышает планку, но и открывает новые карьерные перспективы.
- 66% руководителей заявляют, что не стали бы нанимать кандидатов без навыков ИИ. Более того, 71% предпочли бы взять на работу менее опытного соискателя с ИИ-скиллами, чем более опытного без них. Этот тренд меняет критерии найма и траектории карьеры, поэтому и работодателям, и сотрудникам нужно адаптироваться, чтобы оставаться конкурентоспособными.
- 77% лидеров считают, что благодаря ИИ специалистам в начале карьеры будут давать больше ответственных задач.
WANTED: Продвинутые ИИ пользователи (power users)
В ходе исследования выделились 4 типа пользователей ИИ: скептики (редко пробуют ИИ), новички, исследователи и продвинутые пользователи (power users).
Путь в «продвинутые» начинается с новых привычек. Главный фактор, определяющий «продвинутого пользователя» — частые эксперименты с ИИ. «Продвинутые пользователи» ИИ (power users) чаще: экспериментируют с разными способами использования ИИ (+68%), перед решением задачи спрашивают себя, может ли ИИ помочь (+49%), ищут и пробуют новые промпты (+56%), интересуются у коллег, какие промпты они находят наиболее полезными (+40%), начинают и завершают свой рабочий день с помощью ИИ (по 85%).
В сравнении с остальными, они чаще используют ИИ, чтобы нагнать пропущенные встречи (+56%), проанализировать информацию (+51%), создать визуальный контент (+49%), взаимодействовать с клиентами (+49%), устраивать мозговые штурмы (+37%), для переосмысления и перестройки бизнес-процессов (+66%).
Организационная среда стимулирует развитие «продвинутых ИИ пользователей»
Исследование показывает, что power users работают в компаниях особого типа:
- Высшее руководство активно продвигает ИИ. «Продвинутые» гораздо чаще слышат о важности генеративного ИИ от своих CEO (+61%), руководителей подразделений (+40%) и начальников своих начальников (+42%).
- Корпоративная культура поощряет перемены. Power users на 53% чаще получают одобрение лидеров на использование ИИ для трансформации своих функций и на 18% чаще отмечают, что их компания стимулирует инновации.
- Для сотрудников проводят специальные ИИ тренинги. Power users на 37% чаще говорят, что в их организации есть программы ИИ-обучения. С ними чаще проводят тренинги по написанию промптов (+37%), использованию ИИ в их конкретной роли (+35%) и специфическим кейсам вроде анализа данных или написания текстов (+32%).
Итоги и советы лидерам
- Преимущество ИИ-навыков — это не только владение инструментами, но и определенный образ мышления. Более половины (52%) пользователей ИИ на работе стесняются признаться, что применяют его для самых важных задач, а 53% опасаются, что использование ИИ для ответственной работы сделает их легко заменимыми. Эти страхи понятны, когда сотрудники не получают рекомендаций по ИИ от руководства. Ведь только 39% людей в мире, которые работают с ИИ, прошли обучение по нему в своей компании. Если лидеры хотят привлечь таланты с ИИ-навыками, им нужно создать рабочую среду, поощряющую эксперименты и обучение с безопасными корпоративными ИИ-инструментами.
- Компании несут особую ответственность за формирование нового мышления. Предоставляя обучение и поддержку во внедрении ИИ, культивируя атмосферу экспериментов и познания, признавая и вознаграждая уникальный вклад человеческих навыков, они помогут сотрудникам уверенно пройти этот переход. При этом у каждого есть личная ответственность проактивно развивать свои ИИ-навыки и видеть в ИИ возможность для роста и развития.
- Посыл однозначен: в эру ИИ ваш успех будет определяться не только традиционными навыками и опытом, но и умением работать с ИИ и использовать его возможности. В ближайшем будущем вас заменит не ИИ, а человек, который применяет ИИ лучше вас.
Компании, предлагающие доступ к ИИ, привлекут лучшие таланты, а люди, осваивающие ИИ, получат карьерное преимущество.
Вот несколько советов, с чего лидерам начать ИИ-трансформацию:
- Определите конкретную бизнес-задачу и примените к ней ИИ. Начните с одного процесса и сфокусируйтесь на улучшении выбранного показателя.
- Действуйте одновременно «сверху вниз» и «снизу вверх». Для успеха недостаточно усилий одного только топ-менеджмента или рядовых сотрудников. Вовлекайте лидеров на всех уровнях, чтобы они активировали свои команды и помогли внедрить ИИ «на местах».
- Создавайте культуру постоянного обучения и экспериментов с ИИ. Регулярно проводите тренинги как по базовым навыкам, так и по специфическим кейсам для конкретных ролей и функций. Поощряйте желание сотрудников изучать новый ИИ-инструментарий, который может быть полезен в работе.
Наш опыт использования ИИ в «Инферит»
В «Инферит» мы активно экспериментируем с различными ИИ-инструментами и встраиваем их в нашу ежедневную работу. Вот несколько конкретных примеров, как ИИ помогает нам:
- Анализ конкурентов и рынка. Мы применяем ИИ-модели для обработки больших массивов данных о конкурентах, их продуктах, рекламных кампаниях. ИИ помогает быстро выявлять ключевые тенденции, находить точки усиления и роста.
- Генерация инсайтов и идей. В маркетинге и разработке продуктов крайне важно предлагать свежие, нестандартные идеи. С помощью ИИ-инструментов мы устраиваем мозговые штурмы, ищем неожиданные ассоциации и подходы. ИИ не заменяет человеческую креативность, но дает ей дополнительную искру, новые грани для размышлений, стимулирует дискуссии и ведет к новым идеям, которые раньше не входили в наш «фокус внимания».
- Создание контента. Наши маркетологи и копирайтеры используют генеративные ИИ-модели для редактирования текстов, поиска аналитических данных, инсайтов, подбора ключевых слов, генерации заголовков. Это сильно ускоряет процесс и повышает продуктивность, при этом финальная доработка и утверждение всегда остаются за командой.
- Дизайн и визуализация. Для создания иллюстраций, схем, инфографики мы экспериментируем с такими инструментами, как Midjourney и Stable Diffusion. ИИ инстуремнты позволяют быстро визуализировать драфты концепций и идей, создавать основу для визуала для постов и презентаций, которые дорабатываются и развиваются командой дизайна.
В «Инферит» мы не просто разрешаем, но всячески поощряем инициативу сотрудников пробовать новые инструменты ИИ, делиться своим опытом и лучшими практиками. Мы видим реальный рост продуктивности, вовлеченности, удовлетворенности. ИИ делает работу более интересной и увлекательной, он стал помощником и катализатором для профессионального развития.
Согласно исследованию Microsoft и LinkedIn «Индекс трендов работы 2024», более половины (52%) пользователей ИИ стесняются признаться, что применяют его для самых ответственных задач. А 53% опасаются, что это может сделать их легко заменимыми.
Сотрудникам стоит воспринимать ИИ как любой другой повседневный рабочий инструмент, например, Excel для расчетов. Ведь никто не говорит, что это Excel произвел вычисления — люди всегда подчеркивают, что сделали это сами. Так же и с ИИ: когда мы используем его, чтобы улучшить отчет, это не ИИ сделал отчет, а мы с помощью ИИ. Применение ИИ должно стать стандартной практикой — таким же естественным, как использование других технических средств, ставших привычными на рабочем месте. Это значит, что ценность человеческих навыков — креативности, критического мышления, эмоционального интеллекта — не уменьшается, а возрастает в эпоху ИИ.
Те, кто первыми осваивают ИИ, уже ощущают это преимущество. ИИ позволяет компаниям работать эффективнее, принимать более взвешенные решения и быстрее внедрять инновации. Поэтому умение понимать, внедрять и оптимизировать ИИ-решения становится критически важным конкурентным преимуществом. Кто будет медлить и выжидать, рискует безнадежно отстать.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль