Пищевики России и Центральной Азии встретились на конференции в Алматы
Чем привлекает инвесторов пищепром Казахстана: быстрый рост, потребность в квалифицированных кадрах и «голодные» потребители
С 10 по 12 ноября 2025 года в Алматы прошла конференция для пищевой отрасли стран Центральной Азии Пищевка3D: QAZAQ. 200 участников из 10 стран мира три дня откровенно говорили о том, почему регион с населением 80 миллионов человек и самым молодым потребителем в мире до сих пор остается импортозависимым, как PepsiCo инвестирует $400 млн в локализацию производства и почему главная проблема отрасли — не сырье, а управленческие компетенции.
Масштаб региона: 50 миллиардов долларов и рост быстрее России

Масштабы трансформации рынка Центральной Азии на сегодняшний день впечатляют. Иван Федяков, основатель аналитической компании InfoLine, представил следующие данные:
«В 2025 году Казахстан впервые в истории преодолеет планку в 50 миллиардов долларов США по розничному товарообороту. Это половина от всего товарооборота Центральной Азии. В России в первом полугодии прирост всего 2 с небольшим процента, в Казахстане — более 6%, в Узбекистане и Кыргызстане — 10 и более процентов роста».
При этом в Казахстане половина ассортимента современной FMCG-розницы — это товары из России, только около 35% — местного производства. За последние три года интерес транснациональных компаний к размещению производства в Казахстане резко вырос: насчитывается около 40 крупных производств, которые строятся или развиваются и в ближайшее время будут увеличивать объемы выпуска продукции.

Константин Федорчук, старший директор по цепям поставок PepsiCo Центральная Азия, представил масштабный проект компании — строительство снекового завода в Алматы стоимостью 400 миллионов долларов:
«Это самый большой и значимый проект на сегодняшний день в глобальном смысле слова для компании PepsiCo. Мы инвестируем огромные деньги. В Казахстане мы хотим полностью локализовать картофель за 5 лет — в России на это ушло 9 лет. Наш основной фокус — Казахстан и Центральная Азия», — заявил Федорчук.
Потребитель стал соавтором бренда

Жибек Абдикерим, директор департамента торговли и маркетинга завода казахской академии питания Amiran, рассказала о трансформации потребительского поведения:
«Потребитель сегодня не просто покупатель, а соавтор бренда. 60% готовы покупать реже, но дороже, если чувствуют качество и миссию компании. 10 лет назад люди не понимали, зачем платить за молоко со сроком годности 3-5 дней. Сегодня потребитель готов выбирать правильные продукты».

Ойбек Собиров, коммерческий директор ГК Sherin, рассказал об эволюции халяль-рынка в Узбекистане:
«Большая ошибка — строить бренд вокруг халяля. Мы приняли решение не кричать о религии. Халяль — это данность, главное — качество, доверие и семейность. Сегодня доля халяльных продуктов в Magnum выросла до 45% за год — тренд из Узбекистана повторяется в Казахстане».
По словам Собирова, осведомленность потребителей выросла — они проверяют не только отсутствие свинины, но и ручной забой, происхождение сырья, гигиену производства.
Главный дефицит отрасли — не сырье, а кадры

Дмитрий Докин, председатель Совета директоров «ШИН-ЛАЙН», в своем выступлении обозначил девять ключевых проблем пищевой индустрии региона. Главной он назвал дефицит кадров:
«Высшая школа не учит исследовать, анализировать результаты исследований, принимать решения, формулировать стратегию. Мы как Моисей с неводом уже 30 лет ходим по рынку и вылавливаем единичные звезды. Именно поэтому мы решили создать кафедру молочного производства Алматинского политехнического университета прямо у себя на фабрике, чтобы растить эти кадры».
Примечательно, что в рамках конференции было подписано соглашение между «ШИН-ЛАЙН» и Университетом ИТМО о начале плодотворного сотрудничества, которое также способно решить эту проблему.
Относительно роботизации он заявил:
«Мы долго объясняли себе и западным партнерам, что у нас очень дешевая рабочая сила и поэтому роботизация не нужна. Но вдруг эта рабочая сила стала исчезать. Иногда ее совсем нет, и производства останавливаются. Вопрос не в экономии — вопрос в том, функционирует ваш склад или нет».

В подтверждение слов спикера участники конференции смогли посетить завод «ШИН-ЛАЙН» — самую большую фабрику мороженого в СНГ с полностью роботизированным складом на 22 680 паллет.
Цифровая трансформация и риски закредитованности
Иван Федяков представил данные по интернет-торговле:
«По доле проникновения интернет-торговли Казахстан четко отстает на один год от России. Жители Казахстана очень много времени проводят в интернете — в среднем 4 часа 15 минут в смартфоне в день. Самые популярные приложения — WhatsApp, YouTube, Instagram и TikTok. Все четыре заблокированы в России. Рынок Казахстана и России находится в противофазе — маркетинговая стратегия будет сильно отличаться».
При этом аналитик предупредил о рисках: если в России вся совокупность долгов — это примерно 60% розничного товарооборота за год, то в Казахстане это уже 100%. Около полутора миллионов жителей испытывают трудности в обслуживании долга.

Антон Атаманенко, коммерческий директор NTech, представил результаты стресс-теста:
«Мы провели исследование на 2400 домохозяйствах — что произойдет, если цены удвоятся. Люди моментально отказываются от фруктов, экзотики, морепродуктов. Переходят на макароны, молочную продукцию, яйца. Готовая еда чувствует себя нормально в этом стресс-тесте».
Прогнозы: экспансия и новые форматы
Эксперты сходятся в оценках будущего региона. Иван Федяков отметил:
«Рынки Узбекистана и Кыргызстана будут активно догонять Казахстан. Там низкая база, нет такой закредитованности и есть серьезный потенциал для дальнейшего роста».
Дмитрий Докин обозначил вызов для экспортеров:
«Многие говорят, что нужно экспортировать свое. Но как? КДВ уже 6-7 лет экспортирует 40 тысяч тонн конфет «Крокант» и за эти годы не прибавил ни одного SKU. Они попали в один продукт и не смогли расширить ассортимент. Основной вопрос — дистрибьюторы. Они либо маленькие, либо их нет совсем».
Что дальше: конференция в Узбекистане и календарь 2026 года

Следующая конференция Пищевки3D в Центральной Азии — FOOD NOMAD SUMMIT — пройдет 5-6 ноября 2026 года в Узбекистане и продолжит диалог о трансформации рынка в регионе.
Кроме того, в следующем году семейство конференций Пищевка3D проведет 17 отраслевых событий, охватывающих все ключевые направления пищевой индустрии.
Источники изображений:
Личный архив Александра Овечкина
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Социальные сети


