РБК Компании

Мотивация и развитие персонала для максимальной продуктивности

Обсудим основные подходы к повышению мотивации работников склада с экспертом по внедрению WMS Александром Павловым — генеральным директором «Технологии учета»
Мотивация и развитие персонала для максимальной продуктивности
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью leonardo.ai
Александр Павлов
Александр Павлов
Генеральный директор

Генеральный директор ООО «Технологии учета», основатель компании, совмещающий в себе стратегическое мышление с техническими компетенциями и отличными лидерскими качествами.

Подробнее про эксперта

Сейчас много внимания в бизнесе уделяется мотивации персонала, складская логистика не исключение.

Мотивация и обучение персонала играют ключевую роль в управлении складом. В современных условиях конкуренции успешность бизнеса во многом зависит от квалификации сотрудников. Для этого необходимо разработать комплексные программы обучения, которые позволят работникам осваивать новые технологии и методы работы, постоянно заниматься корпоративной культурой, вводить удобные и комфортные инструменты производственной дисциплины, осуществлять мониторинг показателей результативности, разрабатывать мероприятия по постоянному улучшению. 

Как пример — регулярные тренинги и семинары не только повышают уровень знаний, но и создают командный дух. Важно внедрять системы премирования, которые будут стимулировать работоспособность и качество выполнения задач, устанавливать прозрачные KPI (Key Performance Indicators, англ.) и предметно разъяснять людям стратегии и текущие потребности компании, вовлекать их в процессы принятия решений, учиться слушать их мнение.

Собственнику необходимо работать как с материальной мотивацией, так и нематериальной, то есть важна не только своевременная выплата заработной платы и в полном объеме, но и признание достижений отдельных работников на уровне коллектива. Как пример могу привести доски Канбан, которые успешно зарекомендовали себя в бережливом производстве, можно вводить коэффициенты доплаты за предложения, которые привели к улучшениям рабочего процесса или повлияли на результаты компании в общем, в положительной динамике. Это тоже часть развития корпоративной культуры.

Создание комфортной рабочей атмосферы способствует увеличению продуктивности, это задача руководителя — настроить рабочие процессы, оборудовать зоны отдыха и обеспечить безопасные условия труда, стандартизировать понятно и просто все этапы операционной деятельности. Применение современных инструментов для автоматизации процессов облегчает работу сотрудников и позволяет сосредоточиться на более важных задачах. 
Необходимо учитывать мнение самих сотрудников при разработке программ обучения, чтобы понять реальные потребности и опасения. К примеру, после обучающих семинаров проводить опросы и оценивать эффективность не только самого обучения, но и тренера, который проводил обучение. 

Наконец, важно непрерывно инвестировать в развитие персонала, это формирует лояльное отношение к компании и минимизирует постоянную текучесть кадров, что, в конечном итоге, влияет на рентабельность склада и формирует на рынке положительный имидж надежного работодателя.

Если говорить конкретнее, что включает в себя понятие «мотивация персонала»?

Это целый комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые важно отрабатывать и постоянно повышать их качество, оценивать за счет обратной связи, процесс непрерывный.

1. Важно понимать, что мотивирует каждого сотрудника. Разные люди мотивируются разными вещами — деньги, признание, развитие, чувство принадлежности ценностям. Здесь как раз важно применять индивидуальный подход, уметь верно видеть так называемые «точки роста» или нереализованный потенциал. Как известно, это самый серьезный вид потерь, когда люди занимаются не  своим делом и «не на своих местах».

2. Важно ставить четкие, измеримые и достижимые цели, потому что они дают сотрудникам чувство направления и мотивации в оплате за результаты по факту. Причем речь как о целях для каждого сотрудника, так и о целях для отдельной службы или процесса, общекорпоративных целях. Хорошо помогает оценивать цели по методологии SMART  (от англ. Specific, Measurable, Аchievable, Relevant, Time bound — конкретика, измеримость, достижимость, актуальность и ограниченность по времени). 

3. Важно поддерживать хорошую корпоративную культуру, неотъемлемой частью которой является позитивная уважительная атмосфера на складе, это повышает мотивацию и производительность. Правила и нормы поведения должны быть едиными для всех — начиная с собственника и заканчивая наемным персоналом, который привлекается «разово».

4. Важно внедрить прозрачную и справедливую систему оплаты труда с вознаграждением, которое основано на результатах, повышает мотивацию и чувство значимости, в итоге у каждого  возникает гордость от работы именно в этой компании.

5. Важно предоставлять возможности для роста, это и обучение, и продвижение по службе, например, создание кадрового резерва —  мотивирует сотрудников к развитию и повышению квалификации, желанию расти профессионально и больше вкладывать в развитие процесса, ха который человек отвечает.

6. Важно признавать заслуги и результаты, даже малейшие улучшения в небольших задачах имеют значение, обязательно хвалите и признавайте достижения сотрудников, даже за маленькие успехи. 

7. Важно внедрять принципы лидерства, которые прописаны в международных стандартах устойчивого менеджмента — дайте сотрудникам возможность участвовать в принятии решений, касающихся их работы, работы смежных подразделений, работы компании в целом — это повышает чувство ответственности и вовлеченности.

8. Важно обеспечивать комфортные условия труда, это эргономичное рабочее место с достаточным освещением, вентиляцией и температурой, влажностью, уровнем шума, комнатами для отдыха и принятия пищи.

9. Важно обеспечивать безопасные условия труда, с соблюдением всех норм и правил техники безопасности, должны быть предоставлены СИЗ (средства индивидуальной защиты), понятные инструкции по работе с оборудованием, опасными грузами, разработаны чек-листы. 

10. Важно соблюдать чистоту и порядок и сделать это общекорпоративным подходом. Здесь также можно привести в пример инструменты бережливого производства, такие как 5с, например. Многие склады уже давно успешно применяют этот инструмент и «стандарт рабочего места» отлично мотивирует сотрудников.

Как настроить процесс обучения персонала склада, например, при внедрении WMS?

Обучение персонала склада — это ключевой элемент успешной работы склада. Правильное обучение сотрудников позволит повысить производительность труда, сократить время выполнения задач, минимизировать ошибки, уменьшить количество брака, оптимизировать использование ресурсов, обеспечить своевременную и точную обработку заказов. 

Давайте рассмотрим на примере внедрения AS WMS, как происходит обучение и повышение мотивации персонала склада:

Этап 1. Определение потребностей для обучения всех категорий сотрудников склада. На этом этапе важно провести анализ текущих навыков и оценить уровень знания сотрудников в области WMS, складской логистики, работы с оборудованием. Далее важно четко поставить цели для сотрудников — какие задачи должны решать сотрудники после обучения? Здесь речь и взаимозаменяемости, и о возможности повышения, тот же кадровый резерв, о котором мы уже говорили. После оценки навыков и целей осуществляется подбор программ, соответствующих задачам и текущему уровню подготовки сотрудников.

Этап 2. Разработка программы обучения. На этом этапе важно сформировать программу, состоящую как из теоретической части, так и из практики, чтобы оценить навыки и эффективность пройденного обучения. К примеру, в теории можно изучить введение в принципы работы WMS, автоматизации процессов, функциональные возможности системы, основная терминология, требования с точки зрения законодательства в складской логистике, внутренние требования, если есть — дополнительные требования со стороны партнеров и внешних поставщиков.

Во время практической части обучения осуществляется работа с системой WMS на реальных примерах, выполнение практических заданий, моделирование рабочих ситуаций. То есть, своего рода тренировка работы со сканерами, терминалами сбора данных, другим складским оборудованием.
Также необходимо предусмотреть важный блок по соблюдению требований безопасности, правил техники безопасности на складе, работе с опасными грузами, правил пожарной безопасности, как себя вести в случае форс мажоров и непредвиденных ситуаций, обучение внутренним стандартам и регламентам, рабочим инструкциям.

Этап 3. Выбор формата обучения. На этом этапе необходимо предусмотреть разные форматы, которые подходят текущей структуре компании, это может быть очное обучение, групповые занятия, индивидуальные консультации, дистанционное обучение в виде онлайн-курсов, видео-уроков, вебинаров, можно совместить и сочетать очные и дистанционные форматы. К примеру, если компания имеет несколько филиалов и география ее присутствия представлена по разным регионам,  логично настроить он-лайн обучение в режиме реального времени сразу по всем филиалам, персонал пройдет тестирование и затраты будут минимальны.

Этап 4. Оценка результатов обучения. После поведения обучения важно оценить результаты, чтобы понимать насколько эффективно оно прошло, было ли понятно, а главное, полезно для сотрудников? Это тестирование, проверка усвоения теоретического материала на тестовых заданиях, например, оценка практических навыков работы с WMS и складским оборудованием, оценка эффективности работы сотрудников после обучения на основе отчетов непосредственного руководителя за определенный период.

Этап 5. Постоянно улучшать процесс обучения. В менеджменте есть понятие постоянного улучшения, процесс обучения персонала не исключение, важно постоянно обновлять знания сотрудников по новым версиям WMS, новым технологиям, новым требованиям, менять теоретические и практические базы обучающих курсов, постоянно дополнять их. Полезно формировать базу знаний организации, она позволяет новым сотрудникам легко интегрироваться в процессы.

Также важно предусмотреть возможность осуществления обмена опытом между сотрудниками, обсуждение актуальных проблем, вводить (помощь более опытных сотрудников новым работникам). Также полезно ежегодно обсуждать итоги, проводить опросы складских групп, учитывать их доводы и мнения.

Что можете посоветовать руководителям складов для эффективного управления мотивацией и обучением персонала?

Мотивация и обучение персонала склада — это не одноразовый процесс, а непрерывный процесс, который требует постоянного внимания и адаптации, не просто набор мер, а комплексный подход, направленный на создание атмосферы доверия, уважения и стремления к общим целям. 
Из классических причин низкой мотивации персонала могу выделить низкий уровень производственной дисциплины, высокую текучесть кадров, негативный фон в коллективе. Все это — следствия менеджмента, необходимо пересмотреть миссию и ценности компании, важно не просто работать на повышение прибыли, но и системно улучшать внутренние процессы, вовлекаться в проблемы и возникающие конфликты, изучать отзывы о компании со стороны бывших сотрудников, непрерывно оценивать бизнес-процессы и искать возможности для улучшений. 

Можно вводить метрики измерения удовлетворенности работников и следить за ними в динамике, тот же NPS (Net Promoter Score — индекс потребительской лояльности), внедрять практики бережливого производства (Доска подачи предложений, Канбан, 5С, RCA (Root Case Analysis — анализ корневых причин)), больше планировать общекорпоративных мероприятий, обучений и стратегических сессий по обратной связи.
Успешная программа мотивации и обучения должна быть разработана с учетом специфики работы склада, потребностей как самой компании, так и потребностей сотрудников. 

Если руководитель компании смотрит вперед и задумывается о развитии, он будет уделять достаточно внимания обучению и мотивации своих сотрудников,  потому что в итоге именно это является базой для повышения уровня сервиса компании и качества оказываемых услуг.

Источники изображений:

Сгенерировано нейросетью leonardo.ai

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Разработка модуля AS WMSМодуль встраивается в 1С, автоматизируя управление складом и увеличивая скорость работы склада
Расширение для бух. учета 1С«Заявки на расходование денежных средств» — облегчает планирование, проверку и согласование выплат
Разработка взаиморасчетов в 1СМодуль позволяет отслеживать нарушение последовательности взаиморасчетов и восстанавливать их

Профиль

Дата регистрации09.06.2011
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес обл. Ростовская, г.о. город Ростов-на-Дону, ул. Вавилова, д. 68, ком. 25 (3 этаж)
ОГРН 1116165003008
ИНН / КПП 6165168824 616501001
Среднесписочная численность21 сотрудник

Контакты

Адрес Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Вавилова, д. 68, оф. 322
Телефон +78632098058

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия