РБК Компании

Что мы теряем, когда перестаём писать от руки

Какие навыки и способности теряет человек, когда отказывается от письменной деятельности. Почему детям и взрослым людям важно регулярно писать от руки
Что мы теряем, когда перестаём писать от руки
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе
Генеральный директор московского Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, коуч, эксперт-аналитик

Татьяна Гогуадзе — один из первых российских специалистов, которая открыто начала освещать проблему дислексии в России. Её сайт dyslexia.ru появился ещё в 2002 году и по настоящее время остаётся крупнейшим информационно-образовательным порталом по проблемам дислексии, методам её диагностики и коррекции. Интернет-портал – это обширная база знаний для родителей детей-дислексиков, где они могут узнать о физических упражнениях, найти практические советы по воспитанию и обучению детей.

Подробнее про эксперта

Письмо от руки — один из лучших тренажеров для мозга, потому что письмо активизирует сразу несколько зон мозга, связанных с речью, мышлением, рабочей памятью. 

Письмо от руки повышает когнитивные способности человека, выступает в качестве эффективного средства для решения различных психоэмоциональных проблем и профилактики болезней, связанных с работой мозга и памяти.

Что мы теряем, когда перестаем писать от руки

Поэтому даже взрослым людям желательно продолжать письменную деятельность, а если нет такой возможности или желания, то регулярно заниматься графокоррекцией. Это психофизическое упражнение, которое по своей эффективности даже превосходит письмо от руки.

В чем польза графокоррекции для взрослых, подробно изложено в этом материале.

Но что же теряет человек, который отказывается от письменной деятельности?

Письмо от руки активно стимулирует работу мозга, формируя новые нейронные связи, а это помогает поддерживать полушария мозга в согласованном состоянии и тем самым повышает продуктивность человека в работе с информацией. Соответственно, чем меньше человек пишет от руки, тем ниже его когнитивные способности.

Другими словами, можно даже говорить о постепенной умственной деградации. Конечно, будет неверным утверждение, что у него в результате разовьется, например, болезнь Альцгеймера или слабоумие. Но в зону риска он точно попадает, и со временем будет снижаться острота ума, скорость реакции, будет сложнее выполнять любую умственную нагрузку.

Потеря гибкости мышления

Письмо от руки стимулирует пространственные функции, укрепляет навык переключения и распределения внимания. Когда мы пишем, то мы сначала выводим одну букву, потом вторую, то есть таким образом развивается мозговой механизм переключения. А этот навык крайне необходим для формирования устной речи, чтобы говорить развернуто, связано с использованием многосложных фразеологических оборотов, а не простыми предложениями.

И чем больше человек пишет от руки, тем богаче и разнообразнее его речь, тем меньше в ней слов-паразитов и вынужденных пауз, которые приходится заменять какими-то звуками.

Наличие навыка переключения и распределения внимания во взрослой жизни помогает успешно переключаться с одной идеи на другую и не застревать на какой-то одной мысли. А это и есть внутренняя гибкость мышления, способность быстро адаптироваться и перестраиваться под новые условия информационно-цифровой цивилизации.

Ухудшение навыков чтения

Во время письма «включаются» участки мозга, отвечающие за формирование речи и интерпретацию сенсорных ощущений. Письмо от руки также активизирует работу так называемого центра Брока – участка мозга, который отвечает за складывание букв в слова и их распознавание.

Поэтому люди, которые часто и быстро пишут, обычно и лучше читают. К тому же они гораздо лучше запоминают прочитанную информацию.

Снижение творческого мышления и способности формулировать свои мысли

Когда человек пишет от руки, то он представляет в уме, о чем идет речь. То есть письмо от руки естественным образом развивает воображение и помогает лучше формулировать мысли, выстраивая логические цепочки изложения материала.

Конечно, письмо от руки — не единственный вариант поддержания мозга в высоком ресурсном состоянии. Но это один из основных и, главное, доступных вариантов повысить когерентные способности человека. 

В качестве альтернативы можно использовать графокоррекцию, о которой речь шла выше и которая является одним из самых эффективных упражнений для решения проблем с обучением у взрослых и детей. В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе во многом благодаря графокоррекции участники коррекционных программ решают свои проблемы с чтением и письмом всего за 14 дней.Что мы теряем, когда перестаем писать от руки

Если нет возможности писать от руки или заниматься графокоррекцией, то в режиме дня взрослого человека обязательно должна быть физкультура. 

При этом акцент лучше делать на психофизические и циклические упражнения, так как они способствуют повышению когерентности полушарий мозга, формированию правильной нейродинамики чтения и письма, помогают лучше справляться с интеллектуальными нагрузками.

Интересное:

Все новости:

Достижения

Лучшее предприятие отрасли 2022Анализ финансовых показателей проводился среди 1537 компаний отрасли.
Росстандарт «ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО»Регистрационный номер РОСС RU. СРП200078-079.
100 лучших предприятий РоссииРегистрационный номер РОСС RU. СРП700418-219.
БРЕНД 2023 ГОДАРегистрационный номер РОСС RU. СРП100024-025.
Выбор клиентов и партнеров 2022По итогу аналитики, в рамках отрасли (ОКВЭД 88.99) и региона Центральный федеральный округ

Профиль

Дата регистрации19.08.2013
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва НАБ. РУБЦОВСКАЯ Д. 2 К. 3 КВ. 145
ОГРН 1137746742210
ИНН / КПП 7701368130 770101001

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 36, стр. 1, офис №22
Телефон +74997050555

Социальные сети