Кто такие информационные посредники и как не нарушать авторское право
С развитием электронной коммерции и увеличением объема информации, необходимой для успешного ведения бизнеса, появился новый термин — информационные посредники

Стояла у истоков создания компании «Антипиратские технологии». Отвечает за разработку и реализацию стратегии развития. Участвует в создании и внедрении инновационных LegalTech-решений.
Как их деятельность влияет на авторское право и развитие бизнеса?
Информационные посредники создают и обеспечивают работу технической инфраструктуры. Зачастую они предлагают новые бизнес–модели под которые предпринимателями готовится различного рода контент. К самым известным можно отвести поисковики, Авито, Яндекс Маркет, Озон, сайты–агрегаторы новостей и другие ресурсы, которые оказывают посредническую деятельность. Такие компании собирают, анализируют и распространяют данные, облегчая взаимодействие между производителями и продавцами — продавцами и покупателями.
Кто отвечает за размещенный на сайте-посреднике контент?
Информационный посредник не контролирует передачу контента, не определяет целевую аудиторию и не вмешивается в содержание информации размещенной пользователем. Ответственность за нарушения авторских прав всегда лежит на том, кто фактически разместил нелегальный контент — штрафы и компенсации должен будет возмещать именно он.
Если сайт приносит доход или его админы вносят изменения в контент — он информационный посредник?
В таких случаях он не считается информационным посредником и несет ответственность.
В юридической практике существует множество примеров, когда коммерческие веб-ресурсы публикуют чужие работы, нарушая авторские права, затем пытаются доказать, что они информационные посредники. Пример из нашей практики — система мониторинга компании «Антипиратские технологии» выявила нарушение авторских прав на сайте одного из турагентств Краснодарского края.
Автор фотографий «Река Мзымта и Роза Хутор» и «Роза Хутор» не давал разрешения на использование снимков и не заключал договор с владельцами сайта. Досудебное урегулирование спора оказалось невозможным, так как представитель турагентства утверждал, что онлайн-платформа — информационный посредник.
Однако в ходе судебного разбирательства Арбитражный суд Краснодарского края выяснил, что электронный ресурс не может считаться информационным посредником, поскольку оказывает коммерческие услуги. Кроме того, администрация не смогла предоставить доказательств размещения спорных фотографий пользователями.
Когда информационный посредник несет ответственность за контент, размещенный пользователями контент?
Если ресурс знал о неправомерном использовании результатов чужой интеллектуальной собственности и не принял необходимых мер для прекращения нарушения, ответственность ложится на него. Соответственно, упущенную выгоду и компенсацию правообладателю оплачивает он.
Какие меры могут быть предприняты посредником для предотвращения нарушений авторских прав?
Если правообладатель сообщает о нарушении авторских прав, спорный контент должен быть скрыт. Это касается изображений, графических элементов, шрифтов, текстов, рекламных видео и аудио роликах. Речь идет о маркетплейсах, социальных сетях, сайтах-агрегаторах — в общем, на тех ресурсах, которые представляются информационными посредниками.
Если информационный посредник не реагирует на нарушения?
Как и другим участникам экономической деятельности им грозят возмещение убытков правообладателю и штрафы.
Чего не хватает для регулирования взаимоотношений информационных посредников и авторов?
В настоящее время отсутствуют механизмы, которые бы позволили авторам эффективно защищать свои права. Им приходится самостоятельно заниматься мониторингом нарушений и сбором доказательств для служб поддержки и судов. Еще один свежий пример из нашей практики — фотографию «Канатная дорога в Архызе», того же автора, что и в первом примере, наша система обнаружила на 6-ти поддоменах сайта по 11 различным ссылкам. Сам фотограф вряд ли смог бы оперативно обнаружить столько нарушений. Поэтому правообладателям очень нужны технологичные и доступные разработки в том числе и для глубокого поиска по страницам интернет-сайтов.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети